Китайские бани, Центральные бани, хлудовские бани и даже ресторан «Серебряный век» — это всё один объект, памятник культурного наследия, о котором и будет мой сегодняшний рассказ. Китайскими они назывались по прежнему наименованию проезда, где располагались. По документам первоначально они значились даже как Русско-китайские, но вскоре после открытия владельцы переименовали их в Центральные.
Хлудовскими же их называли по фамилии владельцев — купеческого рода, основанного Иваном Хлудовым. Землю в центре Москвы, в Театральном проезде, купил его сын, Герасим Иванович Хлудов, а описываемое здание построили его наследницы, четыре дочери, уже после смерти отца. В качестве архитектора они пригласили весьма известного в те годы московского зодчего Семена Семеновича Эйбушитца. Кстати, С.С.Эйбушитц является автором проекта Московской хоральной синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке, о которой рассказывалось в обзоре о храмах в районе Китай-города.
Что касается этого проекта, то заказчики высказывали пожелание архитектору, чтобы бани были сказочными. Бани получились действительно сказочными, но сложными в инженерном и техническом плане. Поэтому для реализации своих замыслов С.С.Эйбушитц пригласил из Петербурга инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева и весьма своеобразного художника Альфреда Томашко, православного чеха.
В общей сложности строительство заняло почти четыре года и официальное открытие Центральных бань состоялось 28 апреля (10 мая) 1893 года.
Помимо самих бань здесь действовал крытый плавательный бассейн, врачебные и массажные кабинеты, парикмахерская, механическая прачечная – безусловная новинка для Москвы той эпохи. Здесь же были открыты парфюмерный магазин торговой фирмы «Эмиль Бодло и К», продуктовые лавки, ресторан, трактир, небольшая гостиница, банкетный зал, залы для деловых переговоров. Вот как выглядело здание бань в то время
По фотографии видим, какие были цены: от 5 копеек в простонародных банях до 50 в более высоких разрядах. В последнем, так называемом «полтинном», отделении имелись русский, турецкий, финский залы с богатой отделкой стен ценными породами дерева и сусальным золотом. За отдельный трехкомнатный номер цены доходили до 10 рублей.
В высших разрядах Центральных бань сложилась своя клиентура: богатые промышленники, банкиры, весьма известные ученые, музыканты, врачи, генералы, именитые купцы. Любопытно, что артисты балета Большого театра посещали в основном Центральные бани, а вокалисты того же театра — Сандуновские. Даже Федор Шаляпин ходил только в Сандуны, а его жена-балерина посещала с коллегами Центральные. Постоянным посетителем Центральных бань был Л.Н.Толстой, бывал тут и А.П.Чехов.
После 1917 года Хлудовы уехали во Францию. Бани, хоть и утратили во многом свою первоначальную роскошь, продолжали работать вплоть до начала 1990-х гг. Потом в здании произошел сильный пожар, после устранения последствий которого в бывшем помещении бань был открыт ресторан. В 1993 году комплекс бывших Хлудовских бань был поставлен на охрану как памятник архитектуры.
Сейчас здание выглядит вот так
Входим в здание и попадаем в холл, где расположена вот такая роскошная двухмаршевая лестница
Считается, что эта лестница является копией парадной лестницы в Парижской Гранд-опера.
Места перед лестницей очень мало и она не помещается целиком в обычный объектив, поэтому воспользуюсь интернетовским фото с широкоугольным объективом
Думаю, по праву эта лестница считается одним из лучших творений Л.Н. Кекушева. Кстати, для приглашенного Кекушева участие в сооружении этих бань было одним из первых реализованных в Москве проектов.
Рассмотрим драконов, стерегущих лестницу
Ограждение лестницы выполнено в виде причудливых растительных узоров, переходящих в фантастических животных
Даже такая утилитарная вещь как решетка радиатора отопления в холле выполнена в том же стиле и с большим вкусом
Поднимаемся на промежуточную лестничную площадку. Вот вид на перила
Ограждение верхней части парадной лестницы более легкое и ажурное
Если хватит силы воли оторвать взгляд от кружева перил и поднять его в верх, то мы увидим … небо…
… в окружении богатейшей и причудливейшей лепнины…
которую можно рассматривать часами
Но есть ещё и стены, декорированные пилястрами и лепниной
Будем подниматься выше по лестнице, к балкону, украшенному вот такими торшерами
На балконе интересен пол, сохранившийся с момента постройки бань
На верхней площадке лестницы сейчас располагается бар, выполненный из темного дерева. Был ли он раньше – не уверена, но вот кафельный пол тут — подлинный
Отсюда попадаем в большой зал ресторана
Раньше здесь была раздевалка. Сохранились отдельные детали прежнего убранства: кессонированные потолки, украшенные лепниной, росписью и позолотой …
… камин со львами, как архитектурная подпись Льва Кекушева …
… оформление дверных проёмов
Сейчас эти двери не используются, а раньше именно через них попадали в следующее помещение – мавританский зал или мавританскую курительную комнату. Вот её современный вид
Потолок не нуждается в комментариях, просто смотрим
Иметь курительную в восточном стиле в те времена было модно. Например, про подобное помещение я рассказывала в обзоре по особняку Стахеева. Кстати, любопытно сравнить эти две стилизации разных художников: в курительной Китайских бань сразу заметны бОльшие цветовая нагруженность и причудливость форм. На упреки в пестроте оформления создатели этого мавританского зала отвечали, что при создании интерьера они сотрудничали с настоящими восточными художниками.
Обратите внимание на форму окон …
… оформление углов комнаты …
… дверных проемов
Опять-таки эти двери в наши дни не используются, а раньше они были открыты и из мавританского зала можно было попасть в следующий – комнату с бассейном
В центре этого зала до сих пор функционирует бассейн, правда, декоративный, а ведь это был если не первый, то один из первых крытых плавательных бассейнов в Москве. Вообще надо сказать, что для своего времени в Центральных банях был применен целый ряд технических и инженерных новшеств. Во всех разрядах бань был отдельный душ, где с определенной частотой менялась температура воды от прохладной к теплой. Здесь был установлен первый в городе общественный лифт, до этого все лифты в городе были персональными. Причем Л.Н.Кекушев усовершенствовал лифт так, что последний функционировал даже при полном отключении электричества. Это изобретение, с разрешения автора, немецкая фирма-изготовитель стала применять в своем производстве.
Л.Н.Кекушев придумал паровую машину для колки дров, которая работала в неизменном виде до 1931 года, потом её переоборудовали под электричество, и машина колола дрова до 1953 (!) года, пока бани не перешли на газ. Также по чертежам Л.Н Кекушева были сделаны очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и рядом с банями даже в жару и безветрие не было запаха (в отличие от Сандуновских бань, с которыми Центральные бани постоянно конкурировали). Понятно, почему Центральные бани обслуживало около 250 человек, не считая поставщиков дров, веников, прочих расходных материалов и т.д.
Вот и бассейн представлял собой оригинальное инженерное решение: он был не выкопан в земле, а опирался на вершину сводчатого помещения под ним. На бассейн, по сути висящий в воздухе, приходили посмотреть специально. Насколько я поняла слова экскурсовода, изначально площадь бассейна была побольше, а проход вдоль стен зала – поуже.
По краю бассейн функционируют вот такие фонтанчики в виде писающих мальчиков
По периметру зала в нишах размещены скульптуры античных богов
Купол бассейна украшен изображениями парусников
В центре купола, в барабане, устроены круглые окна, через которые проникал солнечный свет. Сейчас это не так эффектно, потому что в советское время вокруг бань были возведены более высокие здания, частично заслоняющие свет
Очень красочны панно из керамической плитки ярких, насыщенных цветов
Ещё стоит упомянуть про небольшое помещение, которое сейчас используется как банкетный зал, а ранее было парикмахерской (вход в него из большого зала ресторана)
Как попасть в Китайские/ Центральные бани
Особенно рада сообщить, что, в отличии от всех ранее описанных объектов и большинства, о которых рассказ ещё впереди, это вполне доступное помещение. Как я уже упоминала в начале рассказа, сейчас здесь (Театральный проезд, д.3, стр.3) находится ресторан. В данный момент он называется «Серебряный век» и найти его легко, хотя он и не виден с Театрального проезда. Ближе всего к нему идти от м.Лубянка (выход к Детскому миру), это буквально 2 минуты. Чуть дальше идти от м.Театральная (выход к Большому театру), вот этот маршрут
С улицы вход во двор выглядит так
Пусть вас не смущает шлагбаум, проход свободный. Сразу за аркой, слева, увидите ресторан. Понятно, что просто гулять по ресторану и рассматривать интерьеры вам не разрешат, но ведь можно совместить! Вот меню ресторана, и хоть цены не назовёшь повседневными, но иногда можно себе позволить, считая это сменой обстановки или инвестициями в интересное
Сама я посещала ресторан с экскурсией и оценить его кухню не могу. Так что в раздел «Где покушать» я включила этот обзор не из уважения к гастрономическим достижениям объекта, а с учётом потенциального применения полученных на нашем сайте сведений )).
Кроме того, в мавританском зале и в комнате с бассейном предлагаются кальяны, вот ассортимент и цены
Как рассказал экскурсовод, помещения здесь часто снимают под банкеты, корпоративы, дни рождения, в том числе детские, и т.п. Представляете костюмированный новогодний корпоратив в мавританских интерьерах и с кальянами?! Или невесту в платье со шлейфом на лестнице а-ля Гранд-опера?! Так что новых и радостных вам впечатлений!
Спасибо! Очень интересно.
Ну очень интересно!Даже не представляла,что такая красота есть в Москве.А ведь мой кресный работал там в обслуге что-то.по механике и мы не раз приезжали к нему,но он выходил во двор и встречал нас там,я тогда была маленькая,и если бы он и показал нам эту красоту я бы не оценила…а мы ездили в Париж недавно чтобы посмотреть то же самое…