Особняк Стахеева Н.Д., о котором сегодня наш рассказ, расположен на Новой Басманной, д.14, стр.1. Проходя по этой улице, особенно летом, вы непременно обратите внимание на элегантный особняк-дворец безупречных пропорций, с изумрудной зеленой лужайкой и фонтаном перед ним.
Выстроен был этот особняк Стахеевым Николаем Дмитриевичем, потомственным почетным гражданином коммерции советником. Родом он из купеческого семейства, которое начало свою торговую деятельность еще в 18 веке в Елабуге. А уже в 19 веке братья Стахеевы торговали хлебом, сахаром, чаем почти на всей территории Российской империи. К началу 20 века Николай Стахеев занимался торговлей зерном, лесом, владел золотыми приисками и нефтяными месторождениями, имел ткацкие мануфактуры, доходные дома и собственный грузовой флот. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II.
Переехав в конце 19 века в Москву, Н.Д.Стахеев начинает скупать старые дворянские особняки на лучших улицах и строить на их месте доходные дома. В том числе был приобретен обширный участок земли с садом на Новой Басманной, где в 1898—1899 гг. архитектором М.Ф.Бугровским был выстроен особняк для проживания семьи Стахеева Н.Д.
Тут надо отметить, что Н.Д.Стахеев был большим ценителем и знатоком искусства, страстным коллекционером. Любовь к искусству он, видимо, унаследовал от своей матери Александры Ивановны — родной сестры художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Поэтому и к оформлению своего особняка Стахеев подошел с пониманием и вкусом. Ныне особняк Стахеева — один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся примеров эклектической архитектуры конца XIX века: фасад здания выполнен в греческом стиле, а залы — в различных стилях разных эпох. В ансамбле особняка поражает тщательная проработка деталей, внимание к мелочам для создания целостного образа.
Сначала поподробнее рассмотрим здание снаружи. Особое внимание надо обратить на чугунный фонтан. Он называется «Богиня ночи» и был изготовлен во Франции, как гласит легенда, по рисунку самого хозяина. Сразу после сооружения фонтан привлекал толпы любопытствующих: это был первый в Москве фонтан с электрическим фонарём. Говорят, он действует до сих пор, но я в работе его не видела.
Вход в особняк Стахеева расположен не по центру, а справа, во дворе
Сразу при входе вы попадаете в некое подобие тамбура; как объяснил гид, это так называемая привратницкая. В этом особняке её узкие окна при входе украшены витражами
Сразу от входа открывается вид на роскошную мраморную лестницу (кстати, и сам холл, и лестницу можно увидеть в разных кинофильмах)
Вид с лестницы на привратницкую:
Потолок холла украшен изящной лепниной
Поднимаемся по лестнице и попадаем в холл в греческом стиле, украшенный колоннами и пилястрами из розового искусственного мрамора
На верху лестницы около колонн установлены напольные светильники
Торшеры украшены фигурками сфинксов
Отделка холла изобилует лепниной и росписями, но благодаря мастерству архитектора все выглядит изящно, завораживающе гармонично
Сюжеты росписей, возможно, напоминали хозяину природу любимого им юга: в Крыму Стахеев владел несколькими дачами.
Центральную часть потолка занимает квадратный витраж, выдержанный в греческой тематике
Из холла двери ведут в разные залы: греческий, готический, курительную. Проходы к ним оформлены лепниной построже
При моем посещении белый зал, оформленный в греческом стиле, был недоступен для посетителей: там обработали паркет и ходить по нему было нельзя. Вот фото зала из дверей
А паркет там потрясающий! Вот, нашла на просторах инета фото, чтобы дать представление об этой изумительной работе, похожей на флорентийскую мозаику
Стены украшены лепниной на тему греческой мифологии
На потолке в плафоне росписи эллинской же тематики
Следующее помещение – кабинет хозяина. Потолок производит неизгладимое впечатление своей богатой лепниной, вычурными кессонами, изысканным сочетанием зеленых оттенков потолка с деревянной отделкой стен
В кабинете прекрасный паркет, стены отделаны панелями темного дерева. Есть камин, богато декорированный деревянной же резьбой и объединенный с зеркалом. Кабинет темный, при нашем посещении света там было не достаточно, поэтому чтобы передать всё великолепие помещения воспользуюсь снимком с просторов инета
По другую сторону холла расположена готическая столовая, резная песнь пламенеющей готики
Вот кружевная вязь потолка
… стрельчатые арки свода
… резные двери
…монументальный камин
Напротив – резной буфет
Буфет просто завораживает сочетанием резного дерева, столешницы из поделочного камня и фигурных металлических деталей
На камине и буфете среди растительного и узорчатого орнамента масса неведомых существ, мифологических персонажей. Вот, например, голова не то шута, не то мефистофеля
Стулья, может, обтянуты заново, но вся резьба подлинная, родная
Кстати, интерьеры этой комнаты можно увидеть в передаче «Битва экстрасенсов».
Смежно с готической столовой расположена курительная комната, выполненная в восточном мавританском стиле, стены которой сплошь покрыты расписной резьбой
Вот потолок курительной
Вот стены (!это всё резьба, тщательно расписанная яркими красками!)
Вот так оформлены межкомнатные двери.
Обратите внимание на восточные изгибы оконных рам и на оконные откосы, выполненные из цельного массива камня редких пород
Тут я не могу промолчать про свою любимейшую деталь в московских особняках конца 19 – начала 20 века: это выполнение оконных ниш и подоконников из природного камня. В качестве материала могут использоваться более привычные породы – мрамор, гранит, а могут, как в этом особняке, более редкие – оникс, яшма и т.п. Полированная поверхность уникального рисунка в сочетании с тщательно обработанной древесиной рам выглядит просто завораживающе.
В подоконниках и в откосах установлены декоративные решётки, прикрывающие воздуховоды, через которые поступал теплый воздух из отапливаемого подвала — аналог современной тепловой завесы.
А вот в кабинете хозяина камень для оформления окон был более традиционных оттенков
Если вернуться в греческий холл, то далее двигаемся по проходной комнате вот с такими изящными потолками…
… и попадаем в коридорчик между рокайльной комнатой и зимним садом, тоже оформленный в стиле рококо (на фото видно, что состояние этого помещения неудовлетворительное, явно требуется реставрация)
По центру потолка плафон с цветущей сакурой
Из коридорчика вот такие резные двери ведут в гостиную хозяйки (рокайльную комнату)
Эти гостиная и коридорчик перед ней понесли, пожалуй, самые значительные утраты. Ведь стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность интерьеров, сплошную заполненность всей поверхности, отвращение к пустому пространству. Поэтому можно предположить, что внутри лепных медальонов, картушей и панно были росписи, гобелены или иные декоративные элементы:
Посмотрите, как вычурна и витиевата лепнина, каково стремление уйти от линейно-геометрической гармонии
Вот моя любовь — откосы и подоконники из натурального камня (металлические прутья на рамах – это такие запоры, типа шпингалета на всю высоту окна):
Из коридорчика в стиле рококо двери ведут в зимний сад. Насколько я поняла объяснения экскурсовода, потолок претерпел какую-то реконструкцию по сравнению с первоначальным исполнением, но выглядел он примерно так же
Особняк — это лишь часть прежней обширной усадьбы, принадлежавшей Стахееву. Большой сад позади дома в 1920-е годы вошёл в состав новообразованного городского парка — сада имени Баумана. Например, руинный грот «Бельведер», до сих пор сохранившийся в этом парке, когда-то входил в стахеевскую усадьбу.
С послереволюционной историей особняка Стахеева связано немало легенд. Н.Д.Стахеев уехал за границу ещё до Первой Мировой войны, а вот уже после революции, в 1918 году, он якобы вернулся, чтобы забрать ценности из тайника в доме. Стахеева с этим кладом задержали; по легенде, допрашивал его сам Дзержинский. Стахееву якобы удалось договориться об освобождении в обмен на ценности и сведения о других своих тайниках. Вот на часть его сокровищ и был построен на нынешней Комсомольской площади Дом Культуры железнодорожников. Эта история стала известна корреспондентам железнодорожной газеты «Гудок» И.Ильфу и Е.Петрову, которые в дальнейшем положили её в основу своего романа «12 стульев».
Доподлинно же известно, что с 1918 года в особняке располагались ведомства Народного комиссариата путей сообщения. А с 1940 года и поныне — Центральный дом детей железнодорожников.
1 комментарий