Ссудная казна

Сегодня увидим сказочный дом-терем, который поджидает нас в Настасьевском переулке, дом 3 строение 1. Здание в стилизованном, подчеркнуто узнаваемом русском стиле возведено в 1913-16 годах по проекту архитектора Владимира Покровского и инженера Богдана Нилуса специально для московской Ссудной казны. Строительство было приурочено к 300-летию царствования дома Романовых, неорусский стиль был тогда в моде, император Николай II лично одобрил проект – всё это и обусловило те ярко выраженные мотивы национального зодчества, которые делают казённое здание похожим на иллюстрацию к русским сказкам

Ссудная казна

Ссудная казна — это государственное кредитное учреждение, где люди могли взять деньги под залог золота, серебра или ценных вещей на срок не более года, т.е. фактически это был государственный ломбард. До появления в 18 веке ссудной казны взять взаймы деньги в России люди могли только у частных лиц (состоятельных граждан, ростовщиков и т.д.). Ссудная казна занимала здание до революции 1917 года. С 1920 года в этом здании размещалось Государственное хранилище ценностей РСФСР — Гохран

Ссудная казна

В этот период именно сюда свозили драгоценности и ценные вещи, изъятые у прежних владельцев —дворян, купцов, банков, церковных учреждений и т.п. Не могу удержаться, чтобы не привести здесь впечатляющий отрывок из воспоминаний тогдашнего заместителя наркома торговли промышленности РСФСР Георгия Соломона: «… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы… Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей…»

Ссудная казна

С 1930-х годов бОльшую часть кладовых помещений Ссудной казны занимало Центральное хранилище Госбанка СССР, а затем России. По данным официального сайта Музея Банка России сейчас в здании Ссудной казны располагаются структурные подразделения Банка России. Мы ещё увидим, что назначение постройки повлияло на его планировку и внутреннее оформление, сейчас же давайте рассмотрим здание снаружи – к счастью, фасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Взгляд сразу привлекает так называемая алмазная рустовка — т.е. кладка из гранёных камней, отёсанных в форме четырехугольных пирамид.

Ссудная казна

Плоскость фасада второго этажа украшает обильная каменная резьба по светлому камню с растительными мотивами. Между большими арочными окнами расположены небольшие полуколонки, а под окнами – резная надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Верхнюю часть главного фасада завершает волнистый аттик, украшенный рельефами двуглавых орлов, чередующихся с московским гербом. А ещё выше, на гребнях аттика, установлены скульптурные гербовые орлы с коронами

Ссудная казна

На втором этаже окна боковых частей фасада оформлены белокаменными наличниками с висячими гирьками

Ссудная казна

Любопытны маленькие восьмиугольные окна с резным обрамлением и рисунком рам, придающим окнам сходство с гранёным драгоценным камнем

Ссудная казна

Главный вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра, верхушку которого венчает кованый золочёный шпиль. Раньше на нём находилась фигура гербового орла, но в советское время её убрали

Ссудная казна

Четырёхгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры, ещё более усиленные колоннами по сторонам от них

Ссудная казна

Проходя внутрь, не будем спешить, оглянемся в тамбуре главного входа и увидим сохранившийся со времён постройки здания радиатор системы отопления

Ссудная казна

Теперь устремляемся внутрь и попадаем в вестибюль

Ссудная казна

Судя по представленному в фойе архивному эскизу первоначальный виде входного холла Ссудной казны практически не изменился

Ссудная казна

По лестнице поднимаемся на уровень первого этажа, где во времена функционирования ссудной казны располагались залы для обслуживания клиентов.  Помещение было выполнено архитектором как светлое, свободное пространство с арками вместо входных дверей между залами. Представление о первоначальном виде этого зала даёт следующий эскиз

Ссудная казна

Впоследствии арочные проёмы были заложены, в холле выгорожены новые помещения и сейчас вестибюль выглядит так

Ссудная казна

Из прежнего убранства здесь сохранились: сдвоенные колонны композитного ордера по углам лестничной площадки…

Ссудная казна

… ограждение лестничной площадки…

Ссудная казна

… потолок над входной группой со сдвоенными балками и частыми поперечными рёбрами…

Ссудная казна

…алмазная, повторяющая руст фасада, рустовка массивных квадратных колонн. На следующем фото справа заложенная арка скрывает лифт, смонтированный здесь уже в советское время

Ссудная казна

Также в части зала сохранился первоначальный каменный пол с металлическими разделителями между плитами

Ссудная казна

Моё внимание обратили настенные светильники – вряд ли они появились здесь в советское время, скорее всего, ровесники здания

Ссудная казна

Парадная мраморная лестница приглашает нас на второй этаж

Ссудная казна

Хорошо сохранился мрамор, уцелели ковродержатели

Ссудная казна

Над лестницей расположен световой фонарь, дающий дополнительные свет и объем пространству

Ссудная казна

С межэтажной площадки лестницы оглянемся на входную группу и оценим солидную помпезность финансово-кредитного учреждения

Ссудная казна

Второй этаж не предназначался для широкого круга посетителей: здесь располагался кабинет управляющего, аукционный зал, зал для приемов и заседаний. Мы же поднимаемся на верхнюю площадку лестницы и осматриваем пространство парадной лестницы с нового ракурса. Хорошо виден световой фонарь — фактически двускатная крыша над всем объёмом лестницы

Ссудная казна

Все арки, которые мы видим на уровне второго этажа, изначально были сквозными проёмами, что придавало бОльший объем и воздушность всему пространству

Ссудная казна

Рассмотрим детали: восьмигранные (опять отсылка к фасаду!) окна в резном обрамлении…

Ссудная казна

…оригинальное оформление колонн-оснований арок как неких домиков с алмазной рустовкой и крышей из наличника с характерным барочным разрывом

Ссудная казна

Ещё раз вдохновимся смелым объёмом парадной лестницы, потому что больше такого простора на втором этаже мы не увидим

Ссудная казна

Дело в том, что сейчас залы второго этажа разделены на кабинеты, но с сохранением декора потолков и стен. С лестничной площадки вот такие деревянные двери ведут нас в коридор…

Ссудная казна

… который изначально был залом и над которым также устроен световой фонарь

Ссудная казна

Вот вид потолка в целом

Ссудная казна

Росписи в углах потолка соответствуют общей стилистике – растительные мотивы, двуглавый гербовый орёл

Ссудная казна

Сохранилось оформление дверных групп в стиле барокко с колоннами, фланкирующими проём, карнизами с обелисками, фигурным сандриком (верхним наличником)

Ссудная казна

Из этого зала-коридора попадаем в самое роскошное и живописное помещение Ссудной казны — аукционный зал. Мы не сможем охватить его единым взором, т.к. сейчас центр зала разделён на кабинеты, не доступные посторонним, и рассматривать помещение можно только из коридора по периметру зала. Сводчатый потолок огромного зала украшают росписи — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами

Ссудная казна

В разных источниках я нашла аж три версии авторства потолочных росписей аукционного зала Ссудной казны. По одной из версий, эскизы создал Иван Билибин  — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций к русским народным сказкам . По другой версии, автором эскизов был сам архитектор Покровский. По третьей версии оформлением потолков залов второго этажа Ссудной казны занимался Николай Пашков – один из братьев-художников из московской мастерской «Наследники П.П. Пашкова»

Ссудная казна

Здесь не только витиеватая роспись, но и лепнина по граням сводов, по поверхности потолка

Ссудная казна
Ссудная казна

Сохранились родные кованные люстры

Ссудная казна

В верхней части боковых стен, под аркой свода живописные же изображения двух столиц: с одной стороны — Москва с образом Солнца

Ссудная казна

С другой стороны — Санкт-Петербург с Луной

Ссудная казна

Прежде чем рассказывать о декоре стен, покажу проект архитектора Покровского для этого зала. Судя по всему, этот проект был полностью реализован, разница лишь в заполнении живописных стенных панно

Ссудная казна

Итак, оформление дверных групп сохранилось, восстановлены даже двуглавые орлы с коронами

Ссудная казна

Некоторые настенные панно в лепном обрамлении сейчас не заполнены

Ссудная казна

На боковой стене, там, где Москва, в пышной лепной раме на фоне белокаменной столицы изображен Георгий-победоносец на белом коне, попирающем чёрного змея-дракона

Ссудная казна

Посетителям показывают ещё кабинет с камином, скорее всего, это был зал для приёмов и заседаний. Помещение это небольшое, но в нём восстановлен общий для всего второго этажа декор дверных проёмов

Ссудная казна

Есть здесь и другие двери, рангом попроще, но тоже стилизованные под барокко, с характерными «ушками»

Ссудная казна

Но, конечно, главная изюминка этого помещения – угловой камин, тоже в стиле петровского барокко

Ссудная казна

Потолочная роспись хоть и скромнее, чем в соседнем зале, но повторяет те же растительные мотивы и медальоны с орлами

Ссудная казна

Наша экскурсия заканчивается, мы возвращаемся к главному входу. Из оставшегося от первоначального декора интерьеров Ссудной казны можно ещё увидеть на первом этаже в боковых приделах, перегороженных в более позднее время, вот такое оформление скорее всего внутреннего фальш-окна

Ссудная казна

Добавить комментарий