Сегодня увидим сказочный дом-терем, который поджидает нас в Настасьевском переулке, дом 3 строение 1. Здание в стилизованном, подчеркнуто узнаваемом русском стиле возведено в 1913-16 годах по проекту архитектора Владимира Покровского и инженера Богдана Нилуса специально для московской Ссудной казны. Строительство было приурочено к 300-летию царствования дома Романовых, неорусский стиль был тогда в моде, император Николай II лично одобрил проект – всё это и обусловило те ярко выраженные мотивы национального зодчества, которые делают казённое здание похожим на иллюстрацию к русским сказкам
Ссудная казна — это государственное кредитное учреждение, где люди могли взять деньги под залог золота, серебра или ценных вещей на срок не более года, т.е. фактически это был государственный ломбард. До появления в 18 веке ссудной казны взять взаймы деньги в России люди могли только у частных лиц (состоятельных граждан, ростовщиков и т.д.). Ссудная казна занимала здание до революции 1917 года. С 1920 года в этом здании размещалось Государственное хранилище ценностей РСФСР — Гохран
В этот период именно сюда свозили драгоценности и ценные вещи, изъятые у прежних владельцев —дворян, купцов, банков, церковных учреждений и т.п. Не могу удержаться, чтобы не привести здесь впечатляющий отрывок из воспоминаний тогдашнего заместителя наркома торговли промышленности РСФСР Георгия Соломона: «… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы… Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей…»
С 1930-х годов бОльшую часть кладовых помещений Ссудной казны занимало Центральное хранилище Госбанка СССР, а затем России. По данным официального сайта Музея Банка России сейчас в здании Ссудной казны располагаются структурные подразделения Банка России. Мы ещё увидим, что назначение постройки повлияло на его планировку и внутреннее оформление, сейчас же давайте рассмотрим здание снаружи – к счастью, фасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Взгляд сразу привлекает так называемая алмазная рустовка — т.е. кладка из гранёных камней, отёсанных в форме четырехугольных пирамид.
Плоскость фасада второго этажа украшает обильная каменная резьба по светлому камню с растительными мотивами. Между большими арочными окнами расположены небольшие полуколонки, а под окнами – резная надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Верхнюю часть главного фасада завершает волнистый аттик, украшенный рельефами двуглавых орлов, чередующихся с московским гербом. А ещё выше, на гребнях аттика, установлены скульптурные гербовые орлы с коронами
На втором этаже окна боковых частей фасада оформлены белокаменными наличниками с висячими гирьками
Любопытны маленькие восьмиугольные окна с резным обрамлением и рисунком рам, придающим окнам сходство с гранёным драгоценным камнем
Главный вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра, верхушку которого венчает кованый золочёный шпиль. Раньше на нём находилась фигура гербового орла, но в советское время её убрали
Четырёхгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры, ещё более усиленные колоннами по сторонам от них
Проходя внутрь, не будем спешить, оглянемся в тамбуре главного входа и увидим сохранившийся со времён постройки здания радиатор системы отопления
Теперь устремляемся внутрь и попадаем в вестибюль
Судя по представленному в фойе архивному эскизу первоначальный виде входного холла Ссудной казны практически не изменился
По лестнице поднимаемся на уровень первого этажа, где во времена функционирования ссудной казны располагались залы для обслуживания клиентов. Помещение было выполнено архитектором как светлое, свободное пространство с арками вместо входных дверей между залами. Представление о первоначальном виде этого зала даёт следующий эскиз
Впоследствии арочные проёмы были заложены, в холле выгорожены новые помещения и сейчас вестибюль выглядит так
Из прежнего убранства здесь сохранились: сдвоенные колонны композитного ордера по углам лестничной площадки…
… ограждение лестничной площадки…
… потолок над входной группой со сдвоенными балками и частыми поперечными рёбрами…
…алмазная, повторяющая руст фасада, рустовка массивных квадратных колонн. На следующем фото справа заложенная арка скрывает лифт, смонтированный здесь уже в советское время
Также в части зала сохранился первоначальный каменный пол с металлическими разделителями между плитами
Моё внимание обратили настенные светильники – вряд ли они появились здесь в советское время, скорее всего, ровесники здания
Парадная мраморная лестница приглашает нас на второй этаж
Хорошо сохранился мрамор, уцелели ковродержатели
Над лестницей расположен световой фонарь, дающий дополнительные свет и объем пространству
С межэтажной площадки лестницы оглянемся на входную группу и оценим солидную помпезность финансово-кредитного учреждения
Второй этаж не предназначался для широкого круга посетителей: здесь располагался кабинет управляющего, аукционный зал, зал для приемов и заседаний. Мы же поднимаемся на верхнюю площадку лестницы и осматриваем пространство парадной лестницы с нового ракурса. Хорошо виден световой фонарь — фактически двускатная крыша над всем объёмом лестницы
Все арки, которые мы видим на уровне второго этажа, изначально были сквозными проёмами, что придавало бОльший объем и воздушность всему пространству
Рассмотрим детали: восьмигранные (опять отсылка к фасаду!) окна в резном обрамлении…
…оригинальное оформление колонн-оснований арок как неких домиков с алмазной рустовкой и крышей из наличника с характерным барочным разрывом
Ещё раз вдохновимся смелым объёмом парадной лестницы, потому что больше такого простора на втором этаже мы не увидим
Дело в том, что сейчас залы второго этажа разделены на кабинеты, но с сохранением декора потолков и стен. С лестничной площадки вот такие деревянные двери ведут нас в коридор…
… который изначально был залом и над которым также устроен световой фонарь
Вот вид потолка в целом
Росписи в углах потолка соответствуют общей стилистике – растительные мотивы, двуглавый гербовый орёл
Сохранилось оформление дверных групп в стиле барокко с колоннами, фланкирующими проём, карнизами с обелисками, фигурным сандриком (верхним наличником)
Из этого зала-коридора попадаем в самое роскошное и живописное помещение Ссудной казны — аукционный зал. Мы не сможем охватить его единым взором, т.к. сейчас центр зала разделён на кабинеты, не доступные посторонним, и рассматривать помещение можно только из коридора по периметру зала. Сводчатый потолок огромного зала украшают росписи — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами
В разных источниках я нашла аж три версии авторства потолочных росписей аукционного зала Ссудной казны. По одной из версий, эскизы создал Иван Билибин — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций к русским народным сказкам . По другой версии, автором эскизов был сам архитектор Покровский. По третьей версии оформлением потолков залов второго этажа Ссудной казны занимался Николай Пашков – один из братьев-художников из московской мастерской «Наследники П.П. Пашкова»
Здесь не только витиеватая роспись, но и лепнина по граням сводов, по поверхности потолка
Сохранились родные кованные люстры
В верхней части боковых стен, под аркой свода живописные же изображения двух столиц: с одной стороны — Москва с образом Солнца
С другой стороны — Санкт-Петербург с Луной
Прежде чем рассказывать о декоре стен, покажу проект архитектора Покровского для этого зала. Судя по всему, этот проект был полностью реализован, разница лишь в заполнении живописных стенных панно
Итак, оформление дверных групп сохранилось, восстановлены даже двуглавые орлы с коронами
Некоторые настенные панно в лепном обрамлении сейчас не заполнены
На боковой стене, там, где Москва, в пышной лепной раме на фоне белокаменной столицы изображен Георгий-победоносец на белом коне, попирающем чёрного змея-дракона
Посетителям показывают ещё кабинет с камином, скорее всего, это был зал для приёмов и заседаний. Помещение это небольшое, но в нём восстановлен общий для всего второго этажа декор дверных проёмов
Есть здесь и другие двери, рангом попроще, но тоже стилизованные под барокко, с характерными «ушками»
Но, конечно, главная изюминка этого помещения – угловой камин, тоже в стиле петровского барокко
Потолочная роспись хоть и скромнее, чем в соседнем зале, но повторяет те же растительные мотивы и медальоны с орлами
Наша экскурсия заканчивается, мы возвращаемся к главному входу. Из оставшегося от первоначального декора интерьеров Ссудной казны можно ещё увидеть на первом этаже в боковых приделах, перегороженных в более позднее время, вот такое оформление скорее всего внутреннего фальш-окна