Усадьба Остафьево

Усадьба Остафьево заслуживает нашего внимания как прекрасный образец русской подмосковной усадьбы, как литературно-исторический музей и как чудесный парк. В XIX веке на протяжении многих лет усадьба Остафьево была литературным центром Москвы, одним из символов культурной жизни России: здесь бывали выдающиеся личности своей эпохи — В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин, А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Д.В.Давыдов, А.Мицкевич, Н.В.Гоголь, здесь двенадцать лет жил и работал над «Историей государства Российского» писатель и историк Н.М.Карамзин. Такая насыщенная духовная жизнь усадьбы сподвигла современников называть ее «Русским Парнасом»

Судя по историческим источникам, эти земли заселены были ещё в XIV веке. Владели ими сначала дворяне, с 1751 года – купец Козьма Матвеевич Матвеев, который отстроил Остафьево и тем самым определил главные черты будущей усадьбы. После него поместьем владеют несколько поколений князей Вяземских, именно при них усадьба Остафьево обретает нынешний вид: возводится главный дом, разбивается парк

В конце XIX века усадьба Остафьево перешла к родственникам Вяземских – Шереметевым. Последний владелец Остафьева граф С.Д.Шереметев сделал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее литературные реликвии. В советское время в усадьбе недолго располагался музей, длительное время — дом отдыха; главный дом поместья был значительно перестроен как внутри, так и снаружи. После возвращения в усадьбу музея на протяжении почти 20 лет идет восстановление строений и интерьеров. Сейчас музей-усадьба Остафьево включает в себя главный дом с флигелями, в котором размещается музей; огромный парк с различными историческими и ландшафтными объектами разной степени воссоздания, пруд с плотиной

Главный дом усадьбы Остафьево

Главный дом усадьбы Остафьево – двухэтажный особняк в классическом стиле. Его отличительная черта — открытые колоннадные галереи с обеих сторон, соединяющие главный дом с флигелями. Они придают всему комплексу эффект легкости, воспарения над лужайкой и парком

В советское время эти открытые галереи были застеклены и превращены в залы. Сейчас им возвращен исторический облик и выглядят они вот так (справа один из флигелей усадебного комплекса)

На галерею легко можно зайти и тогда откроется вот такой вид

А если посмотрим с открытых галерей по сторонам, то за домом увидим кусочек регулярного парка

По главному же фасаду перед галереями растут дубы, называемые карамзинскими, потому что появились они здесь в память об историке Н.М.Карамзине, написавшем в Остафьево восемь томов «Истории государства Российского». Дубы посажены в 1860-е годы, то есть вот этому дереву более 150 лет!

Главный дом усадьбы очень эффектно расположен: на возвышенности, белоснежный на фоне густой зелени парка, а перед ним – огромная круглая поляна, позволяющая любоваться всей этой красотой и являющаяся излюбленным местом фотосессий. Ещё обратите внимание на бельведер — небольшую круглую башенку-беседку на крыше. В советское время она была снесена и восстановлена в ходе реставрации уже в этом веке

Согласно канонам классического стиля главный фасад дома имеет шестиколонный портик с треугольным фронтоном

Колонны и пилястры здесь коринфского ордера

Окна первого этажа имеют одинаковый размер, но различное оформление: над одними простые треугольные сандрики (верхние наличники), над другими – полукруглые, с лепным барельефом

Над третьими – крупные розетки в квадратных нишах

На крыльцо портика выходят двери большой гостиной, оформленные вот таким лепным барельефом

Со стороны противоположного фасада, обращенного к парку, интересен круглый выступ овального зала – композиционного центра особняка. В ходе реставрации восстановлены дверные проемы, превращенные в советское время в окна. От этого вот крыльца в глубь парка уходит прямая липовая аллея

По преданию, эта аллея была названа А.С.Пушкиным «Русским Парнасом», т.е. символическим местом обитания деятелей искусства вообще и поэтов в особенности

Теперь о флигелях. Один из них выходит в парк и заканчивается вот такой лестницей, ведущей с высокого парадного этажа особняка в прохладную сень деревьев

Другой флигель выходит к пруду и оканчивается смотровой террасой

Эта просторная белокаменная терраса с баллюстрадой является ещё одним популярным местом для разного рода фотосессий

Здесь можно фотографироваться и на фоне парка, и на фоне флигеля с колоннами, и на фоне пруда

Терраса расположена на уровне основного, парадного этажа особняка. Под ним идет цокольный этаж, на уровне которого находится ещё одна смотровая площадка с видами на пруд. На эту нижнюю площадку можно спуститься, здесь вы будете ближе к воде и уточкам

Вид на нижнюю террасу с верхней

Мы осмотрели дом снаружи, давайте зайдем внутрь и посмотрим интерьеры, воссозданные такими, какими они были в XIX веке, при князьях Вяземских. Сейчас вход в особняк осуществляется через цокольный этаж восточного флигеля, мы же с вами пойдем тем путем, как пошли бы гости Вяземских: вот по этой лестнице главного дома…

…мы попадаем в парадную прихожую. Она делит дом на две анфилады комнат – «мужскую» и «женскую» — и предваряет собой центральное помещение особняка – овальный зал, в который из прихожей ведут стеклянные двери

В овальный зал мы пройдем не напрямую, а через анфиладу парадных комнат. Сначала представим, что мы пришли в гости к хозяйке и пойдем в «женскую» половину дома. Из парадной прихожей мы попадаем в большую гостиную – одну из главных в особняке

При прежних владельцах она была богато и со вкусом убрана: на стенах висело до пятидесяти полотен итальянских мастеров разных эпох, обстановку составляли ларец-кабинет XVII века со вставками из моржовой кости и расписной эмали, расшитые шелковые ширмы, бюро красного дерева XVIII века, золоченые канделябры, бра и часы

В советское время на месте этой гостиной была построена лестница, которую убрали в ходе реставрации. Также были восстановлены две угловые изразцовые печи, по фотографиям воссоздан паркет. Похоже, что зеркало на стене – родное, оно есть на старых фотографиях и висит на том же месте. Также при реставрации было восстановлено оформление дверных проемов

Мебель относится к XIX веку, но она не из Остафьева или не вся из Остафьева. Обязательно обратите внимание вот на этот столик. Столешница у него из полированного камня, основание резное деревянное. Цветные гирлянды роз – тоже из дерева, и они съёмные (!!!)

Рядом с большой гостиной располагается диванная или малая гостиная, где хозяйка особняка принимала самых близких знакомых. Позднее диванная стала кабинетом хозяйки или будуаром, здесь она читала, рисовала, писала письма, занималась рукоделием. В отличие от делового стиля строгого мужского кабинета, рабочая комната хозяйки создавала атмосферу уюта, тепла, изящества и изысканности. Обратите внимание на картину напротив окон – этот «Мальчик с альтом» или «Маленький альтист» (1790-е годы) и раньше принадлежал остафьевскому дому, и висел здесь же

Также достоин внимания потолочный светильник — конец XVIII века, изготовлен в России

Оформление верхней части дверных проемов

Двигаясь далее по «женской» анфиладе, мы попадаем в парадную спальню или опочивальню

Такие спальни не предназначались для сна, а выполняли представительские функции и должны было свидетельствовать о статусе хозяев. Как было принято в то время, парадная спальня имеет альков, отделенный от основного пространства аркой и колоннами

В алькове располагалась парадная кровать. Сейчас здесь выставлена пусть и не родная этим стенам, но очень симпатичная изящная кровать под вышитым бархатным покрывалом

Из вещей, и ранее стоящих в этих стенах, надо отметить секретер с ручками в виде львиных морд

Потолочный светильник подлинный, но не отсюда

Интересен настенный светильник как типичный образец осветительных приборов того времени, когда зеркало использовалось для усиления света

Мы прошли женскую анфиладу комнат. Сейчас она заканчивается вот такой ломаной спиралью лестницы, ведущей на следующие этажи

Пока не будем подниматься наверх, а представим, что мы пришли в гости к хозяину усадьбы и посмотрим «мужскую» части анфилады парадных комнат. Тогда из парадной прихожей мы прошли бы в малую или мужскую гостиную

Здесь восстановлены угловые изразцовые печи, паркет. Интересен ломберный столик, раскладной, с желобком по периметру – исчезнувшая из нашего обихода вещица XIX века

На следующем фото хотелось донести до вас не только оформление пространства над дверными проемами, но и тончайший, прямо-таки филигранный, рисунок лепного потолочного карниза

Несколько комнат мужской части особняка были отданы под кабинет и библиотеку князя. Библиотека Вяземских насчитывала пять тысяч томов и почти всё пространство стен было занято застекленными шкафами с книгами. Помимо книг, здесь располагались коллекции резных камней прежних веков, минералов, гравюр, монет и медалей; на стенах висели портреты государственных деятелей и ученых, картины и гуаши на античные темы. Сейчас здесь совсем другие интерьеры

В угловой библиотеке располагался физический кабинет с разнообразными научными приборами и инструментами, земным и небесным глобусом

Из прежней обстановки до наших дней сохранились кресла, стулья и шкаф-бюро

Если мы оглянемся из угловой комнаты кабинета-библиотеки, то увидим всю анфиладу комнат вдоль главного фасада особняка, вплоть до парадной спальни в противоположном конце дома

Как я поняла, разные поколения князей Вяземских размещали свой кабинет в разных помещениях этого крыла особняка. Вот эта угловая комната тоже относится к кабинету и библиотеке

Сейчас здесь выставлен цилиндр — как символ мужской части дома и как примета того времени

В помещениях кабинета и библиотеки некоторые экспонаты обратили моё внимание оригинальностью своих решений, вдохновенностью исполнения. Вот, например, канделябр (подсвечник) в виде фигурки то ли эльфа, то ли богини – очень неожиданны стрекозиные крылышки, они и придают образу божества вид эльфа

В этом кувшине оригинально изящное решение ручки

А в потолочном светильнике эффектны и золотой орел в центре, вздымающий крылья, устремленный в небо, и контраст материалов: тщеславный и тревожный блеск золота на фоне глубокого спокойствия матовой темноты чаши

Следующим помещением особняка является длинная или театральная зала. При первом хозяине она была оформлена в античном стиле и часть подлинных античных скульптур отсюда сейчас находится в Государственном музее Изобразительных искусств. Позже комната использовалась для постановки любительских спектаклей, поэтому так и называется. Потом и здесь тоже разместили библиотеку. Сейчас она выглядит вот так

Здесь много уникальных вещиц. Вот, например, комодик. То, что вы видите на его фасаде – это не рисунок, а наборное дерево, т.е. мозаика из дерева разных пород

Настенный светильник с отражающей поверхностью из полированного металла для усиления света

Торшер или жардиньерка (напольная подставка для цветов и ваз)

Она притягивает взгляд и просто завораживает искусной прорезной резьбой и старой позолотой

Оформление дверных проёмов

Из театрального мы попадаем в овальный зал – композиционный центр всего особняка, самое красивое и эффектное помещение главного дома. Именно его полукруглый выступ, от которого начиналась прямая липовая аллея, мы видели, обходя здание, и именно в него ведут двери из парадной прихожей. Здесь проходили балы, музыкальные вечера, театральные представления, литературные чтения

В ходе реставрации по найденному паркетному щиту был воссозданы паркетные полы с рисунком из березы, белого и чёрного дуба. Очень эффектен восстановленный искусственный мрамор полуколонн и стен

Интересно, что в 1880-е годы князь Павел Петрович Вяземский вместе с итальянским художником расписал плафон этого зала и изобразил своих родных и знакомых в маскарадных костюмах. Князь обладал не малой самоиронией: себя он представил в костюме людоеда. Вот как выглядел зал на старой фотографии

Позднее плафон был утрачен. При реставрации росписи плафона и декоративного фриза по верху стен не восстанавливались и сейчас эта часть зала выглядит так

 Далее по анфиладе комнат находится большая или парадная столовая, второй по значимости зал в особняке. При последних князьях Вяземских здесь была представлена очень хорошая коллекция оружия, художественного металла, стекла и керамики, мебели и предметов обихода. Сейчас здесь всё гораздо скромнее, но обратите внимание на воссозданный паркет, на тяжелые деревянные стулья с резными спинками – подобные стояли тут при прежних хозяевах, на деревянные скульптуры (подлинные, из усадьбы Остафьево и из музея-усадьбы Останкино)

Здесь представлены великолепные образцы резной мебели. Вот буфет темного дерева, с объемной резьбой и скульптурами, на заднем плане – канделябр конца XVI века из Европы

Ещё более роскошный буфет выставлен в алькове

Это помещение заканчивает анфиладу парадных помещений вдоль паркового фасада особняка. Далее можно по лестнице подняться на третий этаж, который сейчас в основном отдан под музейную экспозицию. Если же говорить с точки зрения устройства типичного дворянского особняка, то третий этаж интересен как пример жилых помещений, предназначенных в основном для детей и прислуги.  В отличие от второго, парадного, этажа здесь ниже потолки и комнаты не такие просторные

Здесь восстановлены изразцовые печи, новехонькие, с ярко сияющими медными деталями

Сине-белые изразцы разного рисунка

Музей в усадьбе Остафьево

Строго говоря, осмотренные нами комнаты тоже являются музеем, но мне они более интересны как цельный образец интерьеров дворянской русской усадьбы. Помимо них, музейная экспозиция рассказывает об истории местности, о владельцах усадьбы, об их именитых гостях и их значении для нашей культуры. Несколько залов посвящены Н.М.Карамзину, воссоздана комната, где он работал. Рассматривать можно долго и подробно, расскажу, что мне бросилось в глаза и запомнилось. Вот на цветной литографии Красной площади видно, что памятник Минину и Пожарскому стоит не так, как сейчас – около Василия Блаженного, а так, как задумывал скульптор — по центру площади и указывая рукой на Кремль. Да и собор Василия Блаженного выглядит непривычно

    В витрине выставлен прекрасный образец обманки – имитации цветов и плодов из фарфора на блюде

Здесь можно увидеть милые вещицы, вымытые временем и модой из нашего обихода, например, экран для защиты от солнца

Или вот поменьше, настольный, для свечи (в музее узнала, что называется эта вещица миракль)

Ещё в музее-усадьбе Остафьево есть прекрасная традиция небольших временных выставок, которые иллюстрируют какую-нибудь сторону усадебной жизни и позволяют почувствовать настроение и атмосферу этого понятия. Например, здесь проходили выставки рождественских открыток, бисерного рукоделия, вышивки, уникальных кукол. Одна из особенно запомнившихся — «Бабочки пушкинского детства», ценная не столько с энтомологической точки зрения, сколько как попытка передать настроение, показать детальку русского лета, без которой невозможно представить усадебную жизнь.

Парк усадьбы Остафьево

Парк усадьбы значителен по размерам и разнообразен по ландшафту. Вокруг главного дома усадьбы он более регулярен и ухожен. Здесь сохранилось несколько памятников, установленных ещё в начале ХХ века графом С.Д.Шереметевым. Вот, например, памятник князю Петру Андреевичу Вяземскому

В этих памятниках загородной усадьбы привлекает камерность, соразмерность месту и цели: человек хотел выразить уважение людям, обогатившим своим талантом нашу жизнь и обессмертившим своим присутствием эти места. Идя по тропинкам и аллеям парка, вы выходите к памятнику А.С.Пушкину, небольшому, повыше человеческого роста. Бронзовая скульптура поэта отлита по слепку скульптора А.М.Опекушина – автора, пожалуй, самого знаменитого памятника Александру Сергеевичу – в Москве, на Пушкинской площади

На территории парка вы увидите ещё памятники писателю-историку Н.М.Карамзину и поэту В.А.Жуковскому, бюст князя Павла Петровича Вяземского.  Но не только мемориальными объектами интересен остафьевский парк. Здесь можно увидеть различные ландшафтные элементы, отражающие моду и веяния того времени. Вот, например, воссоздаваемая сейчас роща кенконс – то есть когда деревья высажены в шахматном порядке и обеспечивается видимость по диагонали

Марсово поле, называемое так по аналогии с площадями Древнего Рима, где устраивались собрания, военные парады, народные гуляния

Своеобразие остафьевскому парку придает пруд и образующая его речка. Гуляя по тропинкам и аллеям вдоль пруда вы выйдете к беседке «Храм Аполлона». Подобные беседки были самым распространенным архитектурным элементом русских усадебных парков. Сейчас здесь одно из излюбленнейших мест для фотосессий

Рядом с беседкой ещё один знаковый объект, характерный для русской усадьбы – живописный деревянный мостик

Всячески призываю вас не заканчивать здесь прогулку, а двигаться дальше и дальше по аллее…

…выйдя за пределы парка вы попадаете на ещё только воссоздаваемые территории усадьбы и тут вас встретит живописнейший луг средней полосы России, с радующим глаз разнотравьем, гудением пчел, легким ароматом полевых цветов и разогретой травы

Из необычных объектов усадьбы Остафьево надо ещё упомянуть запорное устройство на дамбе, перегородившей реку и тем самым образовавшей пруд. Оно расположено перед главным домом усадьбы

Как попасть в усадьбу Остафьево

Усадьба Остафьево расположена на юго-юго-западе Москвы, километрах в 15 от МКАД, выезжать по Варшавскому шоссе. Можно добрать и городским общественным транспортом, от станций метро Бутовской линии прямо до усадьбы ходят маршрутка и автобусы.  Конкретный транспорт лучше определить с помощью любого приложения или посмотреть на сайте музея-усадьбы. Кстати, на сайт советую заглянуть в любом случае, он сделан хорошо и дружелюбно, а по посещению есть немало тонкостей.

 Во-первых, обратите внимание на режим работы: парк открыт для входа с 8 до 22 часов (работает до 23 часов), вход в парк с 8 до 10 бесплатный, а с 10 часов – платный, 70 или 100 рублей в зависимости есть льготы или нет. Парк открыт ежедневно. Музей (т.е. главный дом усадьбы) работает с 10 до 18 часов и у него есть выходной день и укороченный. Цены на билеты в музей отличаются по постоянной/временной экспозициям и по льготам.

Во-вторых, категорически запрещено посещение парка с животными.

В-третьих, музейный комплекс предлагает не только экскурсии, но и фотосессии в интерьерах особняка, и проведение различных мероприятий.

Из насущного. В самом здании работает небольшое кафе с ценами на выпечку от 40 до 80 руб., кофе от 100 руб., горячими блюдами (разогреваются) порядка 350-360 руб. Из дверей кафе можно выйти прямо на нижнюю террасу к пруду

Перед главным домом усадьбы работает несколько тележек с кофе-чаем, выпечкой и мороженым. Стоят столики, лавочки, можно комфортно съесть и выпить принесенное с собой. В парке за домом точек питания нет.  Налево от главного входа расположено летнее кафе, где готовят тут же на огне.  

По поводу парковки хочу подсказать следующее. Перед главным входом в усадьбу свободных мест, как правило, нет (на карте это начальная точка «ул.Троицкая, 1»). Лучше проехать чуть дальше и свернуть направо на первом же повороте, метров через 300 будет перекресток и тут сразу две возможности запарковаться: левее наискосок через перекресток большая организованная парковка и направо наискосок перед кирпичным забором гаражного кооператива просто грунтовая площадка (точки Остафьево в нижней части карты). Оставив тут машину, не надо возвращаться к главному входу, а можно войти в усадьбу через дополнительный западный вход. Для этого нужно пройти по дороге, как показывает на карте маршрутная линия, ведущая вверх. Также можно оставить автомобиль вдоль этой дороги, огибающей усадьбу и проходящей мимо западного входа, только дорога, и без того узкая, быстро заставляется машинами.

Добавить комментарий