Сегодня прогуляемся по необычному зданию – бывшей частной картинной галерее фабрики К. Жирȯ. Расположено оно недалеко от станции метро «Парк культуры», на территории делового квартала «Красная роза 1875», более известного как штаб-квартира компании Яндекс

История участка прослеживается с 17 века: здесь были поместья бояр Троекуровых, дворян Всеволожских, потом несколько фабрик, а с 1875 и вплоть до 1917 года функционировала одна из крупнейших шелковых фабрик России, принадлежащая французу Клоду-Мари Жирȯ. Именно по заказу К. Жиро для размещения его коллекции архитектор Р.И. Клейн возводит в 1901 году здание картинной галереи с двухсветным залом для экспозиции и высоким стеклянным фонарем над зимним садом

После революции частная галерея была закрыта, а само здание капитально перестроено: двухсветное помещение перекрыли, сделав двухэтажным и добавив окон на первом этаже, снесли световой фонарь. К своему первоначальному виду здание галереи вернулось только в 21 веке, после масштабной реставрации. Для восстановления внутренней планировки были убраны межэтажные перекрытия и временные перегородки; по современным технологиям, но с прежним рисунком рам, воссоздан стеклянный купол. Также по уцелевшим фрагментам и историческим материалам были восстановлены в первоначальном виде росписи сводов в неоклассическом стиле, колонны, пилястры, роспись стен под мрамор. Именно эти воссозданные интерьеры являются целью нашей сегодняшней прогулки – так устремимся же внутрь!
При входе с крыльца попадаем в вестибюль с двухарочным проемом

В этом фойе примечательна фантазийная отделка потолка

Роспись потолочных балок

Двигаясь дальше, мы попадаем в зал с естественным освещением через световой фонарь

В этом узком вытянутом зале в полукруглых нишах над дверями размещены не повторяющиеся росписи, здесь вот образ какой-то девушки (гречанки? нимфы?)

А здесь журавлик

Далее мы проходим в самый большой, вытянутый, двусветный зал, где первым делом обращает на себя внимание сводчатый расписной потолок

Это не один, а целая анфилада сводов

В росписи сводов растительный орнамент соседствует с пейзажными панно, причем картины природы не повторяются от свода к своду

Надо сказать, что реставрация живописи на этом объекте была отмечена на конкурсе Правительства Москвы

Здесь множество мелких деталей: кубки, гирлянды, лебеди, чибисы, олени, драконы, амурчики и т.д.

Прежде чем оторвём взгляд от потолков, должна сказать, что сейчас в этих помещениях располагается коммерческая организация, поэтому мебель, светильники и прочие детали, попавшие в кадр, — современные и используемые в текущих реалиях. В торце этого вытянутого зала, в завершение анфилады сводов расположена ниша в форме полуротонды

Геометрический рисунок на потолке ниши подчеркивает её форму


Колонны, обрамляющие нишу — искусственного мрамора, такая роспись во время создания галереи была модной и дорогой. Посмотрите, как тщательно выполнен ордер колонны, как фантазийно оформлен многопрофильный карниз: с росписью, с разнообразным лепным декором

Если от полукруглой ниши обернуться назад, то мы увидим череду сводов в обратной проекции и в картуше над входом – пейзаж, отсылающий к Древней Греции


Вдоль всего зала углубленные окна верхнего света и обрамляющие их колонны искусственного мрамора формируют ниши не ниши, но некое зонирование единого помещения зала

Вот как оформлены капители таких колонн

К сожалению, наша прогулка по маленькому, но такому изящному творению архитектора Клейна, завершается
