Особняк Дерожинской

Особняк Дерожинской достоин внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это замечательный, один из самых ярких и выразительных образцов модерна в Москве; во-вторых, авторство усадебного комплекса принадлежит выдающемуся зодчему Федору Осиповичу (Францу Альберту) Шехтелю. Здание интересно также тем, что являет собой стилистически целостную композицию, единство внутреннего и внешнего убранства, подчиненного общей художественной идее (подобный подход к проектированию ещё более развит архитектором в особняке С.П.Рябушинского). Немаловажно, что особняк Дерожинской хорошо сохранился и дошел до нас практически в том виде, как его замыслил и воплотил архитектор

Особняк Дерожинской

Особняк Дерожинской расположен по адресу Кропоткинскй переулок, д.13, стр.1, а называется так по имени заказчицы строительства Александры Ивановны Дерожинской, дочери и богатейшей наследницы суконного фабриканта, купца-старообрядца И. Бутикова. Возведено здание в 1901—1904 годах. Как и у множества московских особняков, рассматривать внешнее убранство дома лучше зимой, когда оно не скрыто кронами деревьев, зато летом пышная зелень придает своё настроение постройке, стоящей чуть в глубине участка

Особняк Дерожинской

Зимой хорошо видно, что здание состоит из разновеликих объемов, создающих несимметричную, но уравновешенную композицию; можно рассмотреть оригинальное завершение центральной части особняка: два барабана и узкие частые окна между ними напоминают то ли бинокль, то ли катушки с фотопленкой

Особняк Дерожинской

Поверхность фасадов особняка облицована поливной плиткой-кабанчик светлого, как бы приглушенно-разбавленного, зеленого цвета. Оштукатуренные элементы фасада – широкие горизонтальные полосы в верхней части стены, утрированно крупное обрамление окон – вроде и контрастируют своей шероховатой поверхностью с глянцем керамической плитки, но, с другой стороны, вторят ей своим элегантным оттенком слоновой кости

Особняк Дерожинской

На уличном фасаде особняка Дерожинской сразу притягивает взор огромное, метров 10 (!) в высоту, арочное окно центрального зала

Особняк Дерожинской

Пока мы стоим на улице, обратим внимание на чугунную ограду усадьбы. Она создана по рисунку Ф.О.Шехтеля, а рисунок её решётки – ломаная спираль, называемая «Роза Глазго» — будет повторяться в отделке внутренних интерьеров, как один из элементов, придающих единство и композиционную целостность всего комплекса особняка

Особняк Дерожинской

Продуманно оформлены даже угловые завершения ограды

Особняк Дерожинской

Ту же ломаную спираль мы видим на воротах

Особняк Дерожинской

Прежде чем двигаться дальше, поясню судьбу особняка Дерожинской. Хозяев он не менял до революции, после национализации размещал разные учреждения, а с середины 1920-х годов перешёл дипломатическому ведомству и с 1959 г. в нем размещается посольство Австралии. Поэтому в кадр будут попадать флаг или герб Австралийского союза, а на столбе ворот мы видим табличку с гербом

Особняк Дерожинской

Посольство выезжало из особняка на период 2009-13гг, когда в усадьбе проводилась масштабная реставрация, по итогам которой особняк был отмечен по 2 номинациям в конкурсе «Московская реставрация». За воротами мы видим проезд во внутренний двор, а на боковом фасаде слева на углу – парадный вход в особняк

Особняк Дерожинской

По периметру двора расположены служебные постройки, выполненные в том же стиле, что и сам особняк: сочетание бледно-зеленой глянцевой плитки с оштукатуренными полосами и обрамлениями цвета слоновой кости (на заднем плане виден дворовый фасад здания Агентства печати «Новости» (сейчас — РИА «Новости») на Зубовском бульваре)

Особняк Дерожинской

Боковой фасад особняка трудно фотографировать с близкого расстояния, но он интересен разнообразием окон, как то и положено истинному модерну

Особняк Дерожинской

Здесь буквально нет одинаковых окон ни по форме, но по рисунку рам. Вот вертикаль окон вдоль винтовой лестницы

Особняк Дерожинской

Вот окна столовой и спальни

Особняк Дерожинской

Вот ступенчато расположены окна-бойницы вдоль ещё одной вспомогательной лестницы. И обратите внимание, как маняще закругляется стена, как она слегка расширяется к земле, имитируя то ли контрфорс крепостной стены, то ли угловую башню замка

Особняк Дерожинской

Но, конечно, самое эффектное на боковом фасаде – это парадное крыльцо

Особняк Дерожинской

Сверху парадный вход украшен скульптурным изображением женской головки с длинными, словно струящимися волосами, с опущенными долу глазами, навевающим образ то ли Ундины, то ли Лорелеи

Особняк Дерожинской

Оформление внешних дверей парадного входа

Особняк Дерожинской

Через них мы попадаем в прихожую особняка

Особняк Дерожинской

Сразу посмотрим на ручки входной двери изнутри – оцените оригинальность художественного замысла и расширенную функциональность: защита стекла, удобство для людей разного роста

Особняк Дерожинской

В прихожей особняка сохранилась деревянная отделка: дубовые панели на стенах и балки на потолке…

Особняк Дерожинской

…скамьи-сундуки (не знаю возраст подставки для зонтов, но смотрится аутентично)

Сохранилась плитка на полу

Особняк Дерожинской

Через маленький холл-переход с зеркалом в человеческий рост…

Особняк Дерожинской

… сразу попадаем в композиционный и художественный центр особняка – гостиную

Особняк Дерожинской

Гостиная в особняке А.И. Дерожинской, вид от окна

Гостиная имеет впечатляющие размеры: высота потолка более 11 метров, то есть с трёхэтажный дом (!)

Особняк Дерожинской

Именно здесь расположено то циклопических размеров окно, которое мы видели с улицы

Особняк Дерожинской

Гостиная в особняке А.И. Дерожинской, вид от камина

Изнутри здания окно ещё больше похоже на огромные распахнутые ворота – так и кажется, что сейчас влетит через него крылатая колесница

Особняк Дерожинской

Впечатляющие размеры окна не только позволяют свету буквально заливать просторный зал, но и впускают зелень сада в дом, приближая его обитателей к природе

Особняк Дерожинской

Напротив окна находится камин, тоже грандиозный по величине; смотрите, как он стремится доминировать в интерьере – выше дверного проёма, выше деревянных панелей стен, каменные фигуры в его обрамлении превышают полтора человеческих роста

Особняк Дерожинской

Ф.О. Шехтель часто использовал камины при разработке интерьеров и был поистине неистощим на идеи их оформления. В особняке Дерожинской он сделал несколько каминов. Портал камина в гостиной выполнен из белого мрамора с двумя фигурами по бокам – мужской и женской, причем женская повернута спиной к зрителю (в этих позах иногда усматривают намек на неординарную для своего времени личную жизнь хозяйки – будучи родом из старообрядческой семьи, она дважды разводилась и трижды выходила замуж)

Особняк Дерожинской

Мраморную часть камина обрамляет мощный деревянный портал с металлическими накладками под медь, высокой надкаминной частью. Изнутри очаг выложен красной плиткой-кабанчик, предтопочная площадка выполнена из мрамора

Особняк Дерожинской

В гостиной заслуживает внимание живописное панно в верхней части стен гостиной. По замыслу Ф.О.Шехтеля фрески на тему времен года должны были покрывать всю поверхность потолка и стен над дубовыми панелями. Эскизы росписей разработал сначала И.Грабарь, потом В.Борисов-Мусатов, но хозяйка предлагала слишком низкую цену и в итоге стены остались просто побелёнными. При реставрации 2009-2013гг были подняты оригиналы эскизов Борисова-Мусатова, хранящиеся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью современных технологий рисунки перенесли на поверхность стен и теперь мы видим интерьер таким, как его задумал архитектор

Особняк Дерожинской

На трех стенах (там, где окно, самостоятельного сюжета нет) мы видим 3 времени года: весну, лето и осень

Особняк Дерожинской

Панно на стене напротив окна

Особняк Дерожинской

По эскизам самого архитектора были изготовлены мелкие детали интерьера особняка: светильники, дверные ручки и прочая фурнитура, наличники, ткани, мебель. Вот рисунок бронзовой решётки радиатора отопления, в нём просматриваются мотивы узора, который мы видели на ограде усадьбы

Потолочные светильники в гостиной подлинные: на длинных, подчеркнуто ломаных металлических цепях. Спиралью оформлена розетка в точке крепления светильника

Особняк Дерожинской

Мотив ломаной спирали на фурнитуре дверного замка

Дверная ручка такой замысловатой пространственной формы, что ее сложно снять с одного ракурса и, чтобы рассмотреть, нужно двигаться вокруг неё

Не могу не показать ещё раз мою любимую фишку в особняках конца 19 — начала 20 века –подоконник из монолитного массива поделочного камня. Обратите внимание на дубовые рамы с бронзовыми петлями, на щель между каменной столешницей и дубовой рамой окна – она нужна для конвекции, ведь особняк был вполне технически оснащен даже по современным меркам: здесь имелись система водяного отопления и вытяжной вентиляции, водопровод, канализация, телефонная связь

Особняк Дерожинской

Просторная гостиная является центром особняка, все остальные помещения первого этажа сгруппированы вокруг неё. Распашные дубовые двери ведут нас в малую гостиную или будуар хозяйки

Особняк Дерожинской

Мебель, напольные-настольные светильники здесь современные, но объёмный рисунок потолка со встроенными лампочками, криволинейные углы и карнизы – это все фантазии и идеи Ф.О. Шехтеля

Особняк Дерожинской

Да-да, в доме постройки 1901-1904гг были применены точечные встроенные потолочные светильники! (Кстати, в эти же годы Шехтель перестраивал особняк Смирнова на Тверском бульваре и там тоже в оформлении розового зала использовал этот приём)

Особняк Дерожинской

В особняке Дерожинской сохранился карниз для штор – потрясающий по смелости задумки и красоте исполнения

Особняк Дерожинской

Особняк Дерожинской

Оформление дверных полотен, накладок и косяков также стремится избежать прямых линий и углов — всё плавное, текучее

Особняк Дерожинской

Бесподобен здесь подоконник, особенно летом, когда он словно вторит зелени сада за окном

Особняк Дерожинской

Из будуара проходим в библиотеку

Особняк Дерожинской

Библиотека в особняке А.И. Дерожинской, вид с антресоли

Это небольшое помещение, окно которого выходит на тенистый боковой фасад, а самое интересное здесь расположено в глубине кабинета – антресоль, где находятся стеллажи с книгами. Под антресолью – мягкий диванчик

Особняк Дерожинской

Оформление этой части комнаты стилизовано под рощу: столбы, как стволы деревьев, поддерживают антресоль, а кроны образуют ограждение балкона. Изначально все деревянные элементы были выполнены из светлого дуба, но при реставрации зачернены

Особняк Дерожинской

На антресоль ведет узкая крутая лестница

Балкончик антресоли узенький. На дальней стене виден фрагмент рисунка, проходящего под потолком по периметру комнаты

Особняк Дерожинской

Потолок библиотеки тёмно-зелёного цвета, с узором из ломаных спиралей неправильной формы и тонкими балками тёмного дерева

Особняк Дерожинской

Библиотека особняка имеет отдельный выход в сад. Стекло двери – сложной формы, без прямых углов, рисунок решётки перекликается с узором ограды

Особняк Дерожинской

Дверь библиотеки выводит нас на широкое крыльцо, напоминающее небольшую террасу и словно продолжающее пространство комнаты. Крыльцо хорошо просматривается с улицы по боковому фасаду

Особняк Дерожинской

Подоконник в кабинете-библиотеке тоже каменный

Из библиотеки дверь ведёт в спальню хозяйки. Вот её современный вид

Особняк Дерожинской

А вот как она выглядела изначально – смотрите, какие вьющиеся светильники окружают надкаминное зеркало, какое бра в стиле модерн в изголовье кровати! Хотя фото не самого лучшего качества, похоже, что деревянные элементы мебели были того же оттенка, что и сохранившиеся до ныне рама зеркала, двери, плинтусы и накладки в углах стен и потолка

Особняк Дерожинской

Беломраморный камин имеет резной узор, изнутри выложен тёмно-зелёной плиткой-кабанчик, а металлические решетки-экраны внутри очага если и не родные, то рисунком вполне соответствуют эпохе модерна

Особняк Дерожинской

В отличии от большинства других зданий такого типа главная лестница в особняке Дерожинской расположена во внутренней части дома, далеко от парадного входа. Попасть на неё можно из центральной гостиной и спальни. Оформление лестницы построено на растительных мотивах, упрощённых до схематичности, но серединки цветов-бутонов выделены чёрным деревом

Особняк Дерожинской

Лестница выполнена из светлого дуба. Начало лестницы отмечено светильником-торшером в виде медного фонаря, установленного на ножках на деревянном столбе

Особняк Дерожинской

Особняк Дерожинской

На межэтажных площадках повороты лестничного марша акцентированы столбиками-пестиками

Особняк Дерожинской

Разворот лестничного марша использован на первом этаже для создания уютной ниши со скамьей-сундуком

Особняк ДерожинскойОсобняк Дерожинской

В крыше над холлом главной лестницы расположен световой фонарь, т.е. стеклянная кровля, которая обеспечивает пространство естественным освещением

Особняк Дерожинской

В помещения второго этажа особняка Дерожинской экскурсантов не водят. Покажу лишь оформление дверных групп на лестничной площадке второго этажа

На первом же этаже есть ещё одно помещение с прекрасно сохранившимися интерьерами, которое обязательно показывают экскурсантам – это столовая

Особняк Дерожинской

Мягкая мебель здесь современная, а вот деревянная сохранилась подлинная — наверно, потому что встроенная)

Особняк Дерожинской

Столовая в особняке А.И.Дерожинской, вид от окна

Здесь есть камин, фишка которого в том, что он встроен в буфет или буфет сооружен вокруг него

Особняк Дерожинской

В отличие от стальных каминов особняка, этот отделан не мрамором, а мелкой плиткой переливающихся оттенков зелёного цвета. Предтопочная площадка выложена мелкой же плиточкой «в шахмат»

Особняк Дерожинской

Надкаминный буфет сохранил стекла с фацетом – т.е. скошенным срезом края. Такая обработка грани даёт больше игры света и объемности предмету. На этом фото ещё обратите внимание на роспись поверхностей стен над дубовыми панелями

Особняк Дерожинской

На следующем снимке хочу показать не только рисунок на дверцах буфета, который перекликается с узором ограждения главной лестницы особняка, но и фурнитуру мебельного замка – это тоже прорисовано архитектором

Особняк Дерожинской

В столовой сохранился ещё один буфет. С каминным буфетом его роднит фартук, выложенный такой же мелкой зеленой плиткой, фацетная обработка стекол. Хотя снимок не удался, обратите внимание на дизайн ручек выдвижных ящиков – больше он нигде не повторяется

Особняк Дерожинской

Раз уж речь зашла о фурнитуре, покажу ещё дверную ручку столовой, она отличается, от той, что мы видели в гостиной

В столовой сохранилась также витрина, выполненная в том же стиле, что и буфеты: квадратная расстекловка, навершия квадратными гвоздиками

Особняк Дерожинской

Потолок в столовой восстановлен так, как было изначально: приглушенный орнамент по краю и дубовые балки поперёк

Особняк Дерожинской

К сожалению, утрачен оригинальный потолочный светильник по эскизу Ф. Шехтеля – на четырёх подвесах тянущийся вдоль стола, в виде переплетенных побегов с цветочными бутонами, направляющими свет вниз, на стол. Вот как он выглядит на черно-белой фотографии начала прошлого века

Именно столовой принадлежит то длинное, лежащее на боку окно, которое мы видели на боковом фасаде особняка. Подоконник, конечно же, каменный

Особняк Дерожинской

Из столовой можно пройти на вспомогательную винтовую лестницу (язык не поворачивается назвать её чёрной)

Тут уже нет ломаных линий, сама лестница подчиняется законам геометрии и гравитации, и рисунок ограждения тоже более привычен и уравновешен

Со столовой и центральной гостиной соседствует кабинет

Особняк Дерожинской

К сожалению, это помещение подверглось перестройке ещё при своей хозяйке и из него было убрано главное украшение – беломраморный камин с утрированно преувеличенным рельефом скачущих античных всадников, с мягкими волнами перспективного портала вокруг очага. На старой фотографии можно рассмотреть и другие интересные дизайнерские находки: опускающиеся края выполненного в дереве потолка; потолочные светильники в форме опрокинутых пирамидок на цепях; оформление дверного портала; рисунок обивочной ткани на мебели – снова спирали, закрученные в розы…

В наши дни на потолке нет деревянных элементов, только большая лепная розетка под центральный светильник (люстра современная, её не показываю)

Особняк Дерожинской

Вдоль дальней от окна стены проходит ряд лепных розеток

Окно кабинета выходит во двор, чтобы не мешали шум и суета улицы. Мне кажется, в гораздо большей степени прозаическая картина двора не отвлекает потому, что всё внимание поглощает созерцание рамы окна – настолько завораживающе красивы эти изгибы и линии

Особняк Дерожинской

Но всё-таки вид внутреннего двора интересен рисунком низенькой ограды и широкими воротами гаражей – состоятельная хозяйка имела автомобиль (и вроде даже не один), поэтому они были заложены в проект

Особняк Дерожинской

Конечно же, не могу не показать каменную столешницу подоконника в кабинете

Особняк Дерожинской

Удачно получились оконные запоры, характерные для особняков конца 19 – начала 20 века

Наша прогулка по особняку Дерожинской заканчивается, мы обошли все помещения первого этажа практически по кругу. Из столовой через гостиную направляемся к выходу

Особняк Дерожинской

Добавить комментарий