Особняк Дерожинской достоин внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это замечательный, один из самых ярких и выразительных образцов модерна в Москве; во-вторых, авторство усадебного комплекса принадлежит выдающемуся зодчему Федору Осиповичу (Францу Альберту) Шехтелю. Здание интересно также тем, что являет собой стилистически целостную композицию, единство внутреннего и внешнего убранства, подчиненного общей художественной идее (подобный подход к проектированию ещё более развит архитектором в особняке С.П.Рябушинского). Немаловажно, что особняк Дерожинской хорошо сохранился и дошел до нас практически в том виде, как его замыслил и воплотил архитектор
Особняк Дерожинской расположен по адресу Кропоткинскй переулок, д.13, стр.1, а называется так по имени заказчицы строительства Александры Ивановны Дерожинской, дочери и богатейшей наследницы суконного фабриканта, купца-старообрядца И. Бутикова. Возведено здание в 1901—1904 годах. Как и у множества московских особняков, рассматривать внешнее убранство дома лучше зимой, когда оно не скрыто кронами деревьев, зато летом пышная зелень придает своё настроение постройке, стоящей чуть в глубине участка
Зимой хорошо видно, что здание состоит из разновеликих объемов, создающих несимметричную, но уравновешенную композицию; можно рассмотреть оригинальное завершение центральной части особняка: два барабана и узкие частые окна между ними напоминают то ли бинокль, то ли катушки с фотопленкой
Поверхность фасадов особняка облицована поливной плиткой-кабанчик светлого, как бы приглушенно-разбавленного, зеленого цвета. Оштукатуренные элементы фасада – широкие горизонтальные полосы в верхней части стены, утрированно крупное обрамление окон – вроде и контрастируют своей шероховатой поверхностью с глянцем керамической плитки, но, с другой стороны, вторят ей своим элегантным оттенком слоновой кости
На уличном фасаде особняка Дерожинской сразу притягивает взор огромное, метров 10 (!) в высоту, арочное окно центрального зала
Пока мы стоим на улице, обратим внимание на чугунную ограду усадьбы. Она создана по рисунку Ф.О.Шехтеля, а рисунок её решётки – ломаная спираль, называемая «Роза Глазго» — будет повторяться в отделке внутренних интерьеров, как один из элементов, придающих единство и композиционную целостность всего комплекса особняка
Продуманно оформлены даже угловые завершения ограды
Ту же ломаную спираль мы видим на воротах
Прежде чем двигаться дальше, поясню судьбу особняка Дерожинской. Хозяев он не менял до революции, после национализации размещал разные учреждения, а с середины 1920-х годов перешёл дипломатическому ведомству и с 1959 г. в нем размещается посольство Австралии. Поэтому в кадр будут попадать флаг или герб Австралийского союза, а на столбе ворот мы видим табличку с гербом
Посольство выезжало из особняка на период 2009-13гг, когда в усадьбе проводилась масштабная реставрация, по итогам которой особняк был отмечен по 2 номинациям в конкурсе «Московская реставрация». За воротами мы видим проезд во внутренний двор, а на боковом фасаде слева на углу – парадный вход в особняк
По периметру двора расположены служебные постройки, выполненные в том же стиле, что и сам особняк: сочетание бледно-зеленой глянцевой плитки с оштукатуренными полосами и обрамлениями цвета слоновой кости (на заднем плане виден дворовый фасад здания Агентства печати «Новости» (сейчас — РИА «Новости») на Зубовском бульваре)
Боковой фасад особняка трудно фотографировать с близкого расстояния, но он интересен разнообразием окон, как то и положено истинному модерну
Здесь буквально нет одинаковых окон ни по форме, но по рисунку рам. Вот вертикаль окон вдоль винтовой лестницы
Вот окна столовой и спальни
Вот ступенчато расположены окна-бойницы вдоль ещё одной вспомогательной лестницы. И обратите внимание, как маняще закругляется стена, как она слегка расширяется к земле, имитируя то ли контрфорс крепостной стены, то ли угловую башню замка
Но, конечно, самое эффектное на боковом фасаде – это парадное крыльцо
Сверху парадный вход украшен скульптурным изображением женской головки с длинными, словно струящимися волосами, с опущенными долу глазами, навевающим образ то ли Ундины, то ли Лорелеи
Оформление внешних дверей парадного входа
Через них мы попадаем в прихожую особняка
Сразу посмотрим на ручки входной двери изнутри – оцените оригинальность художественного замысла и расширенную функциональность: защита стекла, удобство для людей разного роста
В прихожей особняка сохранилась деревянная отделка: дубовые панели на стенах и балки на потолке…
…скамьи-сундуки (не знаю возраст подставки для зонтов, но смотрится аутентично)
Сохранилась плитка на полу
Через маленький холл-переход с зеркалом в человеческий рост…
… сразу попадаем в композиционный и художественный центр особняка – гостиную
Гостиная имеет впечатляющие размеры: высота потолка более 11 метров, то есть с трёхэтажный дом (!)
Именно здесь расположено то циклопических размеров окно, которое мы видели с улицы
Изнутри здания окно ещё больше похоже на огромные распахнутые ворота – так и кажется, что сейчас влетит через него крылатая колесница
Впечатляющие размеры окна не только позволяют свету буквально заливать просторный зал, но и впускают зелень сада в дом, приближая его обитателей к природе
Напротив окна находится камин, тоже грандиозный по величине; смотрите, как он стремится доминировать в интерьере – выше дверного проёма, выше деревянных панелей стен, каменные фигуры в его обрамлении превышают полтора человеческих роста
Ф.О. Шехтель часто использовал камины при разработке интерьеров и был поистине неистощим на идеи их оформления. В особняке Дерожинской он сделал несколько каминов. Портал камина в гостиной выполнен из белого мрамора с двумя фигурами по бокам – мужской и женской, причем женская повернута спиной к зрителю (в этих позах иногда усматривают намек на неординарную для своего времени личную жизнь хозяйки – будучи родом из старообрядческой семьи, она дважды разводилась и трижды выходила замуж)
Мраморную часть камина обрамляет мощный деревянный портал с металлическими накладками под медь, высокой надкаминной частью. Изнутри очаг выложен красной плиткой-кабанчик, предтопочная площадка выполнена из мрамора
В гостиной заслуживает внимание живописное панно в верхней части стен гостиной. По замыслу Ф.О.Шехтеля фрески на тему времен года должны были покрывать всю поверхность потолка и стен над дубовыми панелями. Эскизы росписей разработал сначала И.Грабарь, потом В.Борисов-Мусатов, но хозяйка предлагала слишком низкую цену и в итоге стены остались просто побелёнными. При реставрации 2009-2013гг были подняты оригиналы эскизов Борисова-Мусатова, хранящиеся в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина. С помощью современных технологий рисунки перенесли на поверхность стен и теперь мы видим интерьер таким, как его задумал архитектор
На трех стенах (там, где окно, самостоятельного сюжета нет) мы видим 3 времени года: весну, лето и осень
Панно на стене напротив окна
По эскизам самого архитектора были изготовлены мелкие детали интерьера особняка: светильники, дверные ручки и прочая фурнитура, наличники, ткани, мебель. Вот рисунок бронзовой решётки радиатора отопления, в нём просматриваются мотивы узора, который мы видели на ограде усадьбы
Потолочные светильники в гостиной подлинные: на длинных, подчеркнуто ломаных металлических цепях. Спиралью оформлена розетка в точке крепления светильника
Мотив ломаной спирали на фурнитуре дверного замка
Дверная ручка такой замысловатой пространственной формы, что ее сложно снять с одного ракурса и, чтобы рассмотреть, нужно двигаться вокруг неё
Не могу не показать ещё раз мою любимую фишку в особняках конца 19 — начала 20 века –подоконник из монолитного массива поделочного камня. Обратите внимание на дубовые рамы с бронзовыми петлями, на щель между каменной столешницей и дубовой рамой окна – она нужна для конвекции, ведь особняк был вполне технически оснащен даже по современным меркам: здесь имелись система водяного отопления и вытяжной вентиляции, водопровод, канализация, телефонная связь
Просторная гостиная является центром особняка, все остальные помещения первого этажа сгруппированы вокруг неё. Распашные дубовые двери ведут нас в малую гостиную или будуар хозяйки
Мебель, напольные-настольные светильники здесь современные, но объёмный рисунок потолка со встроенными лампочками, криволинейные углы и карнизы – это все фантазии и идеи Ф.О. Шехтеля
Да-да, в доме постройки 1901-1904гг были применены точечные встроенные потолочные светильники! (Кстати, в эти же годы Шехтель перестраивал особняк Смирнова на Тверском бульваре и там тоже в оформлении розового зала использовал этот приём)
В особняке Дерожинской сохранился карниз для штор – потрясающий по смелости задумки и красоте исполнения
Оформление дверных полотен, накладок и косяков также стремится избежать прямых линий и углов — всё плавное, текучее
Бесподобен здесь подоконник, особенно летом, когда он словно вторит зелени сада за окном
Из будуара проходим в библиотеку
Это небольшое помещение, окно которого выходит на тенистый боковой фасад, а самое интересное здесь расположено в глубине кабинета – антресоль, где находятся стеллажи с книгами. Под антресолью – мягкий диванчик
Оформление этой части комнаты стилизовано под рощу: столбы, как стволы деревьев, поддерживают антресоль, а кроны образуют ограждение балкона. Изначально все деревянные элементы были выполнены из светлого дуба, но при реставрации зачернены
На антресоль ведет узкая крутая лестница
Балкончик антресоли узенький. На дальней стене виден фрагмент рисунка, проходящего под потолком по периметру комнаты
Потолок библиотеки тёмно-зелёного цвета, с узором из ломаных спиралей неправильной формы и тонкими балками тёмного дерева
Библиотека особняка имеет отдельный выход в сад. Стекло двери – сложной формы, без прямых углов, рисунок решётки перекликается с узором ограды
Дверь библиотеки выводит нас на широкое крыльцо, напоминающее небольшую террасу и словно продолжающее пространство комнаты. Крыльцо хорошо просматривается с улицы по боковому фасаду
Подоконник в кабинете-библиотеке тоже каменный
Из библиотеки дверь ведёт в спальню хозяйки. Вот её современный вид
А вот как она выглядела изначально – смотрите, какие вьющиеся светильники окружают надкаминное зеркало, какое бра в стиле модерн в изголовье кровати! Хотя фото не самого лучшего качества, похоже, что деревянные элементы мебели были того же оттенка, что и сохранившиеся до ныне рама зеркала, двери, плинтусы и накладки в углах стен и потолка
Беломраморный камин имеет резной узор, изнутри выложен тёмно-зелёной плиткой-кабанчик, а металлические решетки-экраны внутри очага если и не родные, то рисунком вполне соответствуют эпохе модерна
В отличии от большинства других зданий такого типа главная лестница в особняке Дерожинской расположена во внутренней части дома, далеко от парадного входа. Попасть на неё можно из центральной гостиной и спальни. Оформление лестницы построено на растительных мотивах, упрощённых до схематичности, но серединки цветов-бутонов выделены чёрным деревом
Лестница выполнена из светлого дуба. Начало лестницы отмечено светильником-торшером в виде медного фонаря, установленного на ножках на деревянном столбе
На межэтажных площадках повороты лестничного марша акцентированы столбиками-пестиками
Разворот лестничного марша использован на первом этаже для создания уютной ниши со скамьей-сундуком
В крыше над холлом главной лестницы расположен световой фонарь, т.е. стеклянная кровля, которая обеспечивает пространство естественным освещением
В помещения второго этажа особняка Дерожинской экскурсантов не водят. Покажу лишь оформление дверных групп на лестничной площадке второго этажа
На первом же этаже есть ещё одно помещение с прекрасно сохранившимися интерьерами, которое обязательно показывают экскурсантам – это столовая
Мягкая мебель здесь современная, а вот деревянная сохранилась подлинная — наверно, потому что встроенная)
Здесь есть камин, фишка которого в том, что он встроен в буфет или буфет сооружен вокруг него
В отличие от стальных каминов особняка, этот отделан не мрамором, а мелкой плиткой переливающихся оттенков зелёного цвета. Предтопочная площадка выложена мелкой же плиточкой «в шахмат»
Надкаминный буфет сохранил стекла с фацетом – т.е. скошенным срезом края. Такая обработка грани даёт больше игры света и объемности предмету. На этом фото ещё обратите внимание на роспись поверхностей стен над дубовыми панелями
На следующем снимке хочу показать не только рисунок на дверцах буфета, который перекликается с узором ограждения главной лестницы особняка, но и фурнитуру мебельного замка – это тоже прорисовано архитектором
В столовой сохранился ещё один буфет. С каминным буфетом его роднит фартук, выложенный такой же мелкой зеленой плиткой, фацетная обработка стекол. Хотя снимок не удался, обратите внимание на дизайн ручек выдвижных ящиков – больше он нигде не повторяется
Раз уж речь зашла о фурнитуре, покажу ещё дверную ручку столовой, она отличается, от той, что мы видели в гостиной
В столовой сохранилась также витрина, выполненная в том же стиле, что и буфеты: квадратная расстекловка, навершия квадратными гвоздиками
Потолок в столовой восстановлен так, как было изначально: приглушенный орнамент по краю и дубовые балки поперёк
К сожалению, утрачен оригинальный потолочный светильник по эскизу Ф. Шехтеля – на четырёх подвесах тянущийся вдоль стола, в виде переплетенных побегов с цветочными бутонами, направляющими свет вниз, на стол. Вот как он выглядит на черно-белой фотографии начала прошлого века
Именно столовой принадлежит то длинное, лежащее на боку окно, которое мы видели на боковом фасаде особняка. Подоконник, конечно же, каменный
Из столовой можно пройти на вспомогательную винтовую лестницу (язык не поворачивается назвать её чёрной)
Тут уже нет ломаных линий, сама лестница подчиняется законам геометрии и гравитации, и рисунок ограждения тоже более привычен и уравновешен
Со столовой и центральной гостиной соседствует кабинет
К сожалению, это помещение подверглось перестройке ещё при своей хозяйке и из него было убрано главное украшение – беломраморный камин с утрированно преувеличенным рельефом скачущих античных всадников, с мягкими волнами перспективного портала вокруг очага. На старой фотографии можно рассмотреть и другие интересные дизайнерские находки: опускающиеся края выполненного в дереве потолка; потолочные светильники в форме опрокинутых пирамидок на цепях; оформление дверного портала; рисунок обивочной ткани на мебели – снова спирали, закрученные в розы…
В наши дни на потолке нет деревянных элементов, только большая лепная розетка под центральный светильник (люстра современная, её не показываю)
Вдоль дальней от окна стены проходит ряд лепных розеток
Окно кабинета выходит во двор, чтобы не мешали шум и суета улицы. Мне кажется, в гораздо большей степени прозаическая картина двора не отвлекает потому, что всё внимание поглощает созерцание рамы окна – настолько завораживающе красивы эти изгибы и линии
Но всё-таки вид внутреннего двора интересен рисунком низенькой ограды и широкими воротами гаражей – состоятельная хозяйка имела автомобиль (и вроде даже не один), поэтому они были заложены в проект
Конечно же, не могу не показать каменную столешницу подоконника в кабинете
Удачно получились оконные запоры, характерные для особняков конца 19 – начала 20 века
Наша прогулка по особняку Дерожинской заканчивается, мы обошли все помещения первого этажа практически по кругу. Из столовой через гостиную направляемся к выходу