Усадьба Барышникова располагается недалеко от центра Москвы, на Мясницкой улице между бульварным и Садовым кольцами, ныне это дом 42. Называется она по имени заказчика строительства Ивана Ивановича Барышникова, майора в отставке, богатого помещика, владельца фабрик и заводов. В период правления Петра I Мясницкая улица стала очень престижной, так как по ней пролегал путь в Немецкую слободу, куда часто наведывался царь. Поэтому с конца XVII века улица застраивалась роскошными особняками знати и богатых купцов. Вот и для И.И.Барышникова в период с 1793 по 1802 годы знаменитый московский архитектор Матвей Федорович Казаков возводит здесь новый особняк.
Особняк П-образной формы выдержан в классическом стиле. Двор был окружен галереями с колоннами, до наших дней галереи не сохранились. Усадьба Барышникова очень сильно пострадало от разграбления в войну 1812 года. В 1823 году усадьба переходит к зятю первоначального владельца – к Степану Никитичу Бегичеву. При нем особняк становится заметным центром культурной жизни города: здесь бывают поэты В. Кюхельбекер, Денис Давыдов, писатель В. Одоевский, композитор А.Верстовский. А.С.Грибоедов был другом хозяина, часто здесь гостил, считается, что написал в этих стенах часть комедии «Горе от ума».
Во второй половине XIX века усадьба Барышникова была приобретена государством. Вплоть до середины 20-х годов здесь размещались различные больницы, а потом – один из институтов Наркомздрава СССР. В 1990-х годах здание было передано редакции газеты «Аргументы и факты» в долгосрочную аренду (на 49 лет). Была проведена значительная реставрация особняка, что позволяет нам сегодня любоваться интерьерами прошлых веков. Давайте же приступим.
Самое большое помещение особняка – Круглый зал, который на самом деле в плане квадратный и только за счет круговой колоннады меняется восприятие пространства. Вот на фото видно, что зал имеет все-таки углы
Колонны в зале, как и во всем особняке, выполнены из искусственного мрамора – это было модно в то время. Восхитителен потолок зала:
Тут и нежная живопись, и изящная лепнина
В круглой части потолка изображены цветы-розетки, уменьшающиеся к центру помещения. Благодаря такому узору плоский потолок визуально воспринимается как купол
Круглый зал предназначался для проведения пышных балов и различных торжеств, поэтому здесь устроен балкон для музыкантов. Он украшен барельефом с изображениями Аполлона и его прекрасных спутниц муз
Овальный зал выдержан в жемчужно-серых оттенках. На потолке роспись в виде ромбов, которая создает эффект объёма. Дверная группа оформлена колоннами, пилястрами и вот таким оригинальным лепным декором
Розовый зал или Розовая гостиная украшена мраморными колоннами у противоположных стен, при этом одна стена глухая…
…а в другой расположена дверная группа
Над дверью очень интересный барельеф — ужаленный пчелами маленький Эрот ищет защиты у матери – богини любви
А над боковой дверью другой декоративный барельеф, где Зевс в облике орла пьет из чаши амброзию. Это изображение символизирует божественную защиту дома и его хозяев
Периметр потолка украшен изящными лепными розетками
Зеленый зал также имеет зеркальное оформление: на противоположных стенах расположены одинаково декорированные двери с колоннами из искусственного мрамора. Вот вид Зеленого зала в одну сторону….
…вот в другую
Видно, что восстановленные дверные группы в настоящее время являются единственным украшением этой гостиной, если не считать узкую полосу лепнины на потолке и обрамления стенных панелей из искусственного мрамора. Оба лепных барельефа над дверями посвящены богу любви Эроту, но различаются композициями
В круглых медальонах изображены музы. На втором барельефе почему-то не у всех восстановлены головы
В углах Зеленого зала сохранились печи вот с такими заслонками (или вытяжками)))
Для меня самым впечатляющим помещением усадьбы Барышникова является парадная спальня. По обычаям того времени парадная спальня выполняла функции не столько помещения для сна, сколько кабинета и приемной для встреч с самыми важными посетителями. Поэтому спальня расположена в центре особняка, а её интерьеры богато и изысканно украшены. Спальня имеет вытянутую форму, один её торец оформлен как альков с куполообразным сводом, опирающимся на изящные колонны
Перед этой полукруглой ротондой расположена арка, которая дополнительно делит пространство и создает эффект алькова в алькове
Поверхности потолка, арки, верхней части стен максимально декорированы, но с таким утонченным изяществом, что не возникает впечатления перегруженности. Тут применены различные способы и техники оформления. Росписи на своде купола и на потолке основной части спальни создают эффект объемного изображения
По периметру потолка идут классические лепные розетки, по верхней части стен – лепные барельефы с изображениями играющих ангелов
Мне особенно запомнились маленькие корзины полевых цветов на фоне монохромной росписи потолка
Вообще, цветочные росписи этой комнаты, эти гирлянды на ребре арок, венки на потолке оставляют неизгладимое впечатление своей изысканной нежностью и утонченным изяществом
Именно увидев эти живописные изображения, я поверила рассказу экскурсовода, что Катрин Денев во время пресс-конференции в усадьбе Барышникова восхищалась великолепием интерьеров особняка.