Рядом с напряженными трассами Ленинградского проспекта и третьего транспортного кольца, среди громад суперсовременного жилого комплекса вы не сразу заметите это маленькое здание. Между тем оно является поистине жемчужиной района, ценность которой в том, что это не только самая старая здесь постройка, но и дошедшая до нас практически в неизменном виде. Вот он, Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки
Выставка проводилась в 1882 году и для неё на Ходынском поле, которое в то время не входило в границы Москвы, был построен грандиозный выставочный комплекс: 80 павильонов и сооружений на площади в 30 гектаров. Вот как выставочный комплекс изображен на гравюре того времени. Царский (или Императорский) павильон – слева перед фонтаном, помечен цифрой 1. Симметрично ему справа располагалось здание почты и телеграфа, выполненное в таком же древнерусском стиле (до наших дней не сохранилось)
Основные павильоны выставки были выполнены из стекла и металла и выглядели ультрасовременно для того периода. Царский же павильон своими традиционными древнерусскими мотивами был призван контрастировать с выставочными павильонами и подчеркивать их передовой облик. Ныне Царский павильон по-прежнему контрастирует с окружающей застройкой, но выглядит очень достойно
Авторами проекта всего выставочного комплекса были московские архитекторы Александр Степанович Каминский и Август Вебер. Ими же был спроектирован и Царский павильон, но основная заслуга стилизации павильона под древнерусские традиции принадлежит, скорее всего, А.Каминскому как мастеру обыгрывать и использовать элементы русского зодчества. Рассматривать павильон начнём с крыльца. Оно выделяется своим стилизованно преувеличенным объёмом, высокой шатровой кровлей, увенчивающей его дозорной башенкой
На старых фотографиях я обнаружила, что изначально изразцами была украшена не только шатровая часть крыльца, но и арки – по-над дугами и в киотах в центре, опорные столбы практически полностью – в трапециевидных углублениях (так называемых ширинках), по карнизам в верхней части и по утолщениям в нижней части столбов. Ажурные металлические царские гербы и навершия киотов делали здание более легким, изящным и ещё более сказочным
Сейчас на крыльце керамика сохранилась только в верхней части
Заслуга архитектора в том, что не только внешнее убранство, но и само объёмно-пространственное решение здания соответствует традициям древнерусского зодчества: павильон составлен из нескольких разных объёмов, имеющих своё отдельное завершение (форму крыш), свою форму оконных проёмом. Так, мы можем видеть тройное окно столовой
Здесь, к счастью, сохранились изразцы межоконных промежутков, вот образец самого крупного из них
Если далее двигаться от крыльца влево, то мы увидим окна будуара императрицы. Они уже сдвоенные, а крыша оформлена по-иному – бочонком, с полуциркульным фронтоном
Вся поверхность над арками окон и фронтон украшены великолепными многоцветными изразцами в стиле нарядного русского узорочья
Углубления межоконного пространства здесь заполнены изразцами вот такого рисунка
Если идти далее и свернуть за угол, то на боковом фасаде окна кабинета и будуара императрицы уже единичные и прямоугольные, оформлены по бокам полуколонками, верхняя часть наличников и треугольные сандрики выложены изразцами
Далее идут окна, относящиеся сейчас к кухне. Они опять арочные и сдвоенные, с изразцовыми украшениями в верхней части, в углублениях по бокам и между окон. Ещё обратите внимание на оформление карниза: тут и керамика, и зубчики (так называемые сухарики)
Продолжая обходить здание царского павильона далее по часовой стрелке, мы сворачиваем за угол и видим его фасад, противоположный главному. Здесь уже виденные нами окна с треугольными фронтонами сверху
Следующий объём строения имеет тройное окно, которое сейчас практически не оформлено. Интересно, что на старой гравюре этот фасад назван садовым и как раз в районе тройного окна выглядит совсем по-иному – здесь мы видим нечто вроде лоджии или веранды с занавесями, с крышей гармошкой
В остальном этот (садовый или дворовый ныне) фасад выглядит сейчас так же, как и раньше. Обратите внимание на ребристый угловой объём – квадратные окна в верхней его части заполнены витражами, сохранившимися со времени постройки павильона
Садовый ризалит (выступающая часть здания) оформлен уже встречающимися нам элементами, но скомпонованными чуть иначе: полуколонки по сторонам окон, треугольный сандрик над окном, круглый медальон в кокошнике
Следующий боковой фасад павильона имеет сдвоенные арочные окна с изразцовыми полукружиями и вот такими изразцами в углублениями по бокам и между окон
Ещё на этом же фасаде есть вот такое окно в пол, не знаю, было ли оно изначально таким задумано архитектором или это уже позднейшая реконструкция
Царский павильон предназначался для пребывания императорской семьи во время посещения выставки и для других посетителей был закрыт. Всего павильон включал в себя четыре помещения: столовая, кабинеты императора и императрицы, будуар императрицы. Убранство внутренних помещений Царского павильона дошли до нас в неизменном виде, но, так сказать, в своей объемно-рельефной части, а вот цветовое решение кардинально поменяли декораторы при оформлении располагающегося здесь ресторана. По словам экскурсовода, до нас не дошло описаний и цветных изображений интерьеров, только монохромные гравюры, поэтому не ясно, были ли стены и потолки многоцветными или в одной гамме. Как бы то ни было, сейчас самое большое помещение павильона — парадная столовая – выглядит вот так
Вот потолок столовой (светильники здесь и везде в здании современные)
Во всех комнатах верхняя часть убранства выполнена резьбой по дереву, а нижняя – из камня или гипса
В день экскурсии вокруг павильона шли очень активные строительные работы, в связи с чем ресторан не работал, а мебель и инвентарь в его залах были укрыты пленкой, поэтому не удивляйтесь покровам в нижней части снимков. Вот стена напротив тройного окна столовой
На боковых стенах зеркально друг напротив друга выполнены вот такие шкафы, своим оформлением напоминающие окна с резными наличниками
По обе стороны шкафов – дверные проёмы, ведущие в другие помещения. Вот на этом снимке слева проход в будуар императрицы, справа – в её кабинет
Проходим в будуар. Он предназначался для отдыха императрицы. Всего Александр III и Мария Фёдоровна провели здесь три дня
Будуар имеет вот такой уютный альков – нишу, отделенную фигурной аркой
Посмотрите, как великолепны эти сдвоенные резные колонки, с оплывшей формой в нижней части, с причудливыми капителями и основаниями. Чуть дальше виден декор глухого окна в боковых стенах алькова: боковые полуколонки с растительными узорами сверху заканчиваются неким подобием балдахинчиков
Окно собственно будуара имеет вот такое оформление, которое напоминает по стилю, но не повторяет декор других дверных и оконных проёмов. Здесь оно очень брутальное за счет такого мощного щита в центре. И оцените фантазию архитектора: тут и шишечки, и вазочки, и филёнки всех форм, профилей и размеров, колонки и полуколонки, карнизики разных конфигураций
Как я уже упоминала, пространственная композиция Царского павильона составлена из разных объёмов, и при внешнем осмотре видно, что объём будуара выше столовой даже без учёта шатровой крыши. Изнутри это обыграно очень интересным способом: будуар имеет не плоский, а вот такой уходящий вверх потолок, создающий впечатление, что ты находишься внутри ларца или шкатулки
Напротив алькова находится арка, ведущая в соседнее помещение – кабинет императрицы, чтобы государыне было удобнее вести дела и отдыхать. Сейчас проход убран, арка закрыта щитом под серебристую мозаичную плитку. Оформление дверной арки повторяет оконный портал
Сейчас мы можем пройти в бывший кабинет императрицы только из столовой. Декор этого кабинета посдержаннее – сравните, например, оформление окон
На стене этого зала воспроизведена гравюра с изображением кабинета в конце XIX века. Обратите внимание, что стеновые панно были, судя по всему, обиты тканью. Дверь справа под портьерами около окна вела в какие-то помещения – сейчас здесь стоит шкаф, прохода нет, за стеной далее кухня. Справа, на месте нынешнего зеркала, находился камин, а надкаминное зеркало было оформлено в общем стиле. Напротив камина, слева, за портьерой был проход в будуар. Сейчас он убран и арка закрыта такой же квадратной мозаикой с плазменной панелью на ней, как и в будуаре
Ещё на старой гравюре обратите внимание на декор верхней части стен и потолка: сейчас полностью сохранилось только объёмное воплощение, прежних росписей и цветовых акцентов нет
Также на гравюре виден пол в чёрно-белую клетку, из чего он был выполнен – непонятно, но сейчас напольное покрытие везде, согласно вИдению современных дизайнеров, вот такое
По другую сторону столовой, напротив кабинета императрицы, расположен кабинет императора. Попасть в него можно из столовой и из входного фойе, на фото слева – вход из столовой
Потолок в кабинете императора плоский, с резным декором и карнизами в виде волют (завитки в форме толстых запятых)
На старой гравюре сохранился прежний вид кабинета императора. На ней мы видим огромный камин с очень интересной каминной решеткой – в виде каких-то сказочных персонажей, вроде как петухов, но в то же время в царских коронах (!?). Очень фантазийна верхняя часть камина: тут и крыша бочкой, как в древнерусских хоромах, и сидящие львы со щитами в лапах по западным образцам
Камин не сохранился, сейчас на его месте барная стойка современного стиля. Пространство обеих боковых стен сейчас занято огромными, во всю свободную площадь стены, копиями картин старых европейских мастеров, причём выполненных, в отличии от оригиналов, в монохромной гамме. На старой гравюре мы также видим, что в верхней части стен пространство между фигурными филёнками было заполнено узорами, сейчас они не сохранились. Вот оформление верхней части стен и периметра потолка: филёнки обрамляют чистое пространство
Вот декор дверных порталов со стороны императорского кабинета
Мы осмотрели все четыре зала Царского павильона. Есть ещё служебные помещения, в основном это кухня, но экскурсантов туда не пускают. Из доступного можно ещё отметить входное фойе — маленький холл, где не сохранилось ничего, кроме дверных порталов, ведущих в столовую и императорский кабинет. Рисунок у них свой, отличный от остальных
Как увидеть Царский павильон
Сейчас в Царском павильоне работает ресторан «Паризьен» (Ленинградский пр-т, 31, стр. 9). Сам ресторан экскурсий не проводит, попасть внутрь можно с редкими экскурсиями на дни культурного наследия или в качестве посетителя ресторана. Да, цены тут немаленькие, но и не самые высокие в Москве. Если хочется экзотики, романтики или надо впечатлить, то вполне можно воспользоваться. Кстати, судя по фотографиям на сайте ресторана, с расставленной мебелью и накрытыми столами залы смотрятся очень импозантно. Здесь подают французскую кухню, с меню и ценами можно ознакомиться на сайте.
Снаружи осмотреть здание можно в любое время. От станции метро Динамо идти всего ничего
Здравствуйте, Вы снимаете фрагменты архитектурных элементов. Это не позволяет составить целостное впечатление об объекте. Советую детали (окна, дверные проемы, помещения) снимать полностью.
Но в целом — проведена большая работа, подробно все снято.
С уважением, Вячеслав
Спасибо за замечание и за внимание к нашему сайту в целом). К сожалению, не всегда время, место и посетители позволяют снять так, как хочется. Но мы будем стремиться!!!
Это место было базой МКЛ — Московского Клуба Лыжников