Ресторан Центрального дома литераторов уникален на карте Москвы: здесь сочетается изысканная авторская кухня с роскошными подлинными интерьерами конца XIX века. В советское время ресторан ЦДЛ был культовым местом столичной богемы — и не только литературной. Простому смертному сюда было не попасть, а за время существования ресторана здесь перебывали многие известные советские и русские поэты, писатели, актеры и музыканты. Ресторан ЦДЛ посещали и зарубежные знаменитости: Марлен Дитрих, Джина Лоллобриджида, Марсель Марсо, Ив Монтан, Жерар Филипп, Рональд Рейган и многие другие
Этот особняк в конце Поварской был построен в 1887 году по проекту архитектора Петра Самойловича Бойцова. Он же разработал и внутреннее убранство особняка. Заказчиком строительства был князь Борис Владимирович Святополк-Четвертинский – представитель древнего дворянского рода, известный коннозаводчик. Но пожить в особняке князь не успел, а после его неожиданной смерти дом продается графине Александре Андреевне Олсуфьевой, статс-даме, гофмейстерине великой княгини Елизаветы Федоровны. Олсуфьевы владели особняком до революции 1917 года. Так что за всю историю особняка крыльцо украшали только два герба: князей Святополк-Четвертинских и графов Олсуфьевых
В советское время в доме сначала располагался отдел детских учреждений при ВЦИК, а в начале 1930-х годов по просьбе М. Горького он был отдан Союзу писателей.
Стиль особняка представляет собой подражание французскому Ренессансу с добавлением элементов средневековой готики. Здание чаще всего рассматривают только по уличному фасаду, но оформление его внутренних фасадов тоже заслуживает внимание. Вот, например, как выполнена проходная арка во внутренний двор – своими сводами, стрельчатыми арками дверей и окна он напоминает рыцарский замок
Рисунок дверных и оконных рам также относит нас к рыцарской эпохе
В проходной арке меня прямо-таки заинтриговал рисунок кирпичной кладки свода: интересно, как выкладывали свод – по временной арке?
Вот дворовый фасад с круглой башней, неровной линией крыши, разновеликими окнами (металлические трубы и пристрой первого этажа относятся к современным дополнениям)
Во дворе на облик замка работают также высокие узкие окна со стрельчатыми рамами, неровная линия фасада, разновеликие окна, разбросанные по фасаду
Что же касается главного фасада особняка, выходящего на Поварскую, то надо отметить угловой руст по типу французских замков времен Генриха IV, неровную, сложную линию крыши. С барочными мотивами выполнено оформление окон верхнего мансардного этажа: здесь мы видим сложные сандрики (верхняя часть наличников) с завитками–волютами, обелисками, полукруглыми и треугольными элементами. Крыша парадного крыльца одновременно является балконом залы второго этажа
Через этот парадный вход мы попадаем в небольшой вестибюль с лестницей, ведущей к парадным гостиным особняка, а ныне, соответственно, к залам ресторана. В отделке вестибюля широко применяется дерево: из него выполнены стенные панели, кессонированный потолок центральная колонна и глухая стрельчатая арка
Арка обрамляет зеркало в резной деревянной же раме
Посреди вестибюля установлена четырёхгранная колонна, тоже оформленная деревом
Вершина колонны подпирает потолок и её ребра переходят в рёбра потолочных кессонов
На верхней площадке лестницы стоит резной деревянный книжный шкаф
Вообще, все внутренние интерьеры особняка выполнены в стиле средневековой готики с этакой примесью английских мотивов, что было призвано подчеркивать древность и знатность рода хозяев. Внутреннее убранство дома разработано П. Бойцовым, а выполнено на знаменитой в то время мебельной фабрике П. А. Шмидта, родственника архитектора. Даже подсобные помещения цокольного этажа, где сейчас размещается гардероб, оформлены деревянной резьбой опять-таки в стиле рыцарских замков. Вот как выполнен вход в гардероб
Вот оформление окна цокольного этажа и гардеробной скамьи
Но вернемся на лестницу, которая приводит нас на второй этаж вот в такой узкий коридор
Из коридора двери ведут в залы ресторана. Мы пройдем сначала направо, в малые залы и первым нам попадается банкетный зал с огромным камином
Вот вид на зал в противоположную сторону, от камина
Рассмотрим сначала камин. Он, кстати, действующий и, по утверждению персонала, в соответствующую погоду в нем разжигают огонь. Камин оформлен резным деревом и украшен растительным узором и гербом Москвы с изображением Георгия Победоносца, причём герб дан в зеркальном отражении
Бытует мнение, что здание ресторана ЦДЛ в целом послужило для Михаила Булгакова прообразом МАССОЛИТа в романе «Мастер и Маргарита», а этот вот камин – прообразом того огромного камина, из которого появлялись гости на великом балу у сатаны. Насколько это мнение обосновано — не могу судить, но при взгляде на камин невольно вспоминается бессмертный роман. Верх камина выполнен в виде крыши-щипца, характерной для средневековых замков
На образ рыцарских замков работает и оформление стенных деревянных панелей: трилистники, вырезанные в верхней части панелей, и некое подобие башенок-пинаклей, чётко проступающих на контрастном фоне стен
Соответствует общей стилистике и деревянный потолок, но кессоны тут фантазийные: не только квадратные, но и вытянутые прямоугольные, с внутренними резными балками
Окна зала выходят на Поварскую и, помимо обычного, здесь расположено эркерное окно. Вот как оформлена ниша эркерного окна: деревянные панели доходят до потолка и через консоли переходят в ребра кессонов потолка
Изначально этот зал использовался как гостиная, скорее всего мужская. Ресторан ЦДЛ отводит этот банкетный зал для отдельных мероприятий и называет Каминным. Несколько лет тому назад экскурсовод рассказывал, что именно этот зал при своих посещениях ресторана предпочитает М. С. Горбачёв. В Каминном зале надо обратить внимание ещё на ряд милых, атмосферных деталей – например, деревянная ниша. При моём последнем посещении она оформлена как встроенный книжный шкаф, а одно время это была просто ниша, без полок, где стояла скульптура рыцаря
Вот потайная (!) дверь в стене
Она ведёт в следующую комнату, совсем маленькую, об одном окне
Из интерьеров здесь ничего не сохранилось, кроме балочного потолка в общей стилистике средневекового жилища
Это помещение сейчас используется как маленький банкетный зал, типа кабинета. Оба осмотренных зала располагаются вдоль Поварской улицы и выходят окнами на неё. Мы же сейчас через коридор пройдем в другую часть особняка, выходящую во внутреннюю часть владений. Здесь расположена главная достопримечательность особняка — огромный парадный зал
На официальном сайте ресторана ЦДЛ этот зал называется Дубовым – оно и понятно: при оформлении в основном использовался осветленный дуб. Фактически зал занимает пространство двух этажей, что позволило создать вот такой балкон или хоры. На стене — старинный гобелен, на котором, по преданию, изображена вилла хозяев в Италии
Ранее доступ на этот балкон был возможен для всех посетителей, но после того как в Центральном доме литераторов стал базироваться Московский столичный клуб, отобедать или просто пройти туда может только член этого закрытого частного сообщества. Рассмотрим резное ограждение балкона: какие-то фантастические животные, которых я, не будучи учеником Хогвартса, осмелилась бы определить как драконов
Вообще парадный зал особняка Святополк-Четвертинских изобилует мастерски выполненной художественной резьбой по дереву. Вот на балкон и далее, на антресоль и лоджии ведет лестница, выполненная без единого гвоздя
Лестница опирается на колонны из сандалового дерева, сплошь покрытые резьбой с изображением виноградных лоз и украшенные барельефами графа и графини Олсуфьевых
Лестницу поддерживает также вот такая опора, своими объединёнными колоннами напоминающая пучки пилястров, столь характерные для готики
В пространстве под балконом находится также камин, оформленный деревом, и вот такое обеденное место, которое легко может превратиться в приватное пространство за счет отгораживающих портьер (всё это, напомню, общедоступно)
Как я уже упоминала, лестница ведёт сначала на балкон, а потом, развернувшись, на галерею второго этажа, где тоже расположены посадочные места для посетителей, но уже только членов Столичного клуба. Вот как выглядит эта галерея снизу, из общего зала
Особенно мне нравится крайне правый балкончик, насколько изящно всё задумано: срезанный угол зала, подпирающие консоли и четырёхлепестковая роза под балконом, линии потолочных консолей вторят изгибам проходной арки. Так и вижу здесь Рапунцель или другую сказочную героиню
В парадном зале есть ещё один интерьерный акцент – высокие готические окна с цветными витражами
Рисунок центрального окна с гербом на самом верху уникален, а в боковых окнах рисунок витражей повторяется
Потолок зала — деревянный, с прямоугольными кессонами, мощные консоли словно бы облегчены за счет установки балясин между ними и потолком
В зале есть мебель, хоть и не родная, но созвучная общему стилю. Вот резной буфет
Вот парочка резных стульев с профилями рыцарей на ажурных спинках
На рояле в зале выставлены фотографии прежних владельцев особняка и интерьеров того времени. В целом, если судить по старым снимкам, интерьеры почти не изменились. Раньше не было такого мощного центрального светильника как сейчас, а над первым маршем лестницы и над хорами на длинных цепях спускались одиночные светильники. Нынешняя же люстра Дубового зала подарена Сталиным М. Горькому на открытие клуба литераторов
Также раньше бОльшая часть зала была свободна от мебели, что и понятно: он использовался для нужд одной семьи, а не как общепит. Рисунок паркета был лесенкой или волнами, хорошо заметными на чёрно-белых снимках. Сейчас рисунок паркета более путанный. Вообще, надо отметить уважение, с которым здесь относятся к прошлому этого дома и его обитателей. Несколько комнат отведены под музей, где можно увидеть, например, генеалогическое древо рода Олсуфьевых, подаренное правнуком графов Олсуфьевых при его посещении ресторана в 2016 году
После революции графы Олсуфьевы эмигрировали в Италию, где у них была вилла в Сан-Ремо. В 1960-70-х годах внучки графов Олсуфьевых, чьё детство прошло в этом доме, посещали особняк во время своего визита в нашу страну. Об истории семьи и об этих визитах рассказывают фотографии на стенах музея и бара. Ещё в баре в антикварных шкафах представлены различные экземпляры емкостей для алкогольных напитков конца XIX – начала XX века
Демонстрируются также различные приборы, имеющие отношение к спиртосодержащей продукции – спиртометры, термометры и т.п.
А это походная рюмочка с футляром, выложенным бархатом — так обходились люди в эпоху отсутствия пластмасс и полимеров. Ещё мне очень нравятся стопка и особенно бокал в правой части снимка – тончайшая работа золотом по стеклу
Интересны здесь также красиво украшенные меню обедов на коронационные торжества Николая II — кстати, для разных слоёв общества меню разные. Заслуживают внимания и сами комнаты, где расположены бар и музей. В баре, например, сохранился вот такой деревянный потолок
Деревянные дверные порталы
Интересно также оформление вентиляционных отверстий вот такими металлическими пластинами с ажурным рисунком
Для посетителей ресторана полезно знать, что помимо увиденных нами помещений с сохраненными историческими интерьерами, в ресторане ЦДЛ есть ещё залы современного дизайна, например, вот так называемый Пёстрый зал
Мы осмотрели все залы особняка Святополк-Четвертинских-Олсуфьевых, которые показывают обычно экскурсантам. На сайте ресторана ЦДЛ посетителям предлагаются для мероприятий и другие залы. Судя по размещенным там же фотографиям, эти кабинеты расположены на втором этаже особняка. Два из них – Сигарная комната и Кабинет – не сохранили подлинных элементов интерьера и представляют интерес только с потребительской точки зрения. А вот в зале, названном на сайте Акварельной комнатой, сохранились деревянные панели на стенах, деревянный балочный потолок с прямоугольными кессонами, дверные порталы, большой камин с деревянной надкаминной полкой. Вообще рекомендую всем, кто заинтересовался особняком, посмотреть фотографии интерьеров на официальном сайте ресторана ЦДЛ – там выложены снимки очень хорошего качества.
Кухня ресторана ЦДЛ
Сразу скажу, что мне пока не довелось отведать кухни ресторана ЦДЛ. С советских времен и вплоть до нулевых годов XXI века ресторан славился своим фирменным блюдом – петушиными гребешками, не дешёвыми, но вполне приемлемыми для праздничных случаев. Но в последние 5-7 лет здесь неоднократно менялись рестораторы и концепция. В итоге гребешки из меню безвозвратно сгинули, а на данный момент заведение позиционирует себя как «ресторан традиционной русской кухни в авторском прочтении». Но в данном случае стоит идти не ради кухни, а для погружения в атмосферу роскошного великолепия особняка и благородства рыцарских замков. Меню и цены можно посмотреть на официальном сайте ресторана ЦДЛ.