Недалеко от Тверской, в Дегтярном переулке, вплотную между высокими доходными домами расположено вот такое аккуратное, особо не примечательное, здание. На самом деле это объект культурного наследия федерального значения – особняк Зиминых. Построен он в 1896 году для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Впоследствии, в 1913-1914 гг., интерьеры были несколько обновлены под руководством архитектора А.Д.Чичагова
Общий стиль здания можно определить как эклектический. Фасад оформлен достаточно сдержанно. Лепниной декорирован лишь второй этаж: орнамент в сандриках над окнами и растительные гирлянды между окнами. Центральный вход подчеркнут балконом второго этажа с круглыми балясинами и лепными гирляндами над центральным окном с указанием даты постройки «1896»
Ещё по фасаду следует обратить внимание на лоджию справа, над проездной аркой. Она оформлена тосканскими колоннами и балюстрадой. Окно лоджии – единственное сохранившееся оригинальное окно особняка. Здесь размещался зимний сад
Через арку войдём во внутренний двор особняка. Обернувшись, над аркой мы увидим большое окно зимнего сада – то есть зимний сад освещался через окна на противоположных стенах, с двух сторон
Обратите внимание: со двора чётко просматриваются три этажа здания, в то время как с улицы мы видели два. То есть вдоль уличного фасада на втором этаже находились парадные комнаты с высокими потолками, а вдоль дворового фасада – жилые и служебные комнаты с потолками пониже, в том числе и антресольные помещения. Запомните маленькие круглые окошки – потом мы увидим их изнутри
Также не могу не обратить ваше внимание на тщательную проработку и исполнение вроде бы мелких деталей, но из таких мелочей складывается общее впечатление. Вот на дворовом (!) фасаде выполнены закругляющиеся, сглаженные углы – и пространство заднего двора уже смотрится представительно и достойно
Кстати, рядом с аркой особняка Зиминых расположена арка соседнего доходного дома, ведущая в его внутренний двор, и через неё просматривается арка следующего дома внутри квартала. То есть из Дегтярного переулка открывается вот такая перспектива проходных арок
Страсть к ограждениям, охватившая Москву в последние десятилетия, практически уничтожила проходные дворы как явление, а ведь это было особенностью города, накладывавшей отпечаток на очень многие стороны городской жизни. Здесь же пока сохранился нетронутым такой вот маленький кусочек прежнего облика и есть возможность пройти к особняку Зиминых из Настасьинского переулка дворами, а не обходить по Тверской или Малой Дмитровке. Примечательна также арка внутреннего дома – она нереально, прямо-таки клаустрофобски, узкая
Вернемся всё же к особняку Зиминых. На главном фасаде надо ещё рассмотреть металлические кронштейны козырька над входной дверью и светильники в виде факелов
Моё внимание привлекли кронштейны для крепления флагов на стену. Они хоть и относятся к другой эпохе, но представляют интерес как редко где сохранившийся артефакт. По букве «М» можно предположить, что они как-то связаны с метростроем
После революции в особняке размещалось правление Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, а потом, вплоть до 2015 года — Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. В 2015-2016 годах в особняке проведена реставрация. Сейчас в здании вот такие обитатели
Через главный вход попадаем в двухуровневый вестибюль и с нижней площадки нам открывается вид на парадную лестницу
С нижней площадки на промежуточную ведет лестница из массива камня, с мощными завитками-волютами по оконечностям низких декоративных перил. По бокам лестницы — светильники-торшеры
Сама же входная группа – двери, тамбур, портал – выполнены из дерева
Резьба здесь присутствует, но достаточно лаконичная
На потолке входного вестибюля отреставрирован живописный плафон
Роспись здесь лёгкая, тонкая, изящно не навязчивая
По бокам арочного проёма на средней площадке вестибюля в полукруглых нишах установлены светильники
Эти ниши пышно декорированы: лики дев опустили очи долу, в раковинах и листьях аканта
Парадная лестница приглашает нас на второй этаж особняка, но давайте сначала рассмотрим саму лестницу. Деревянные перила начинаются вот с таких завитков, перекликающихся с завитками каменных перил на лестнице нижней площадки
Рисунок лестничного ограждения, выполненного из латуни или под латунь
Поднимаемся по лестнице и перед нами начинает разворачиваться всё убранство парадного холла. По второму этажу прямо напротив входа проходит галерея, связывающая комнаты и огороженная легким металлическим ограждением
Вот вид на галерею с верхней площадки лестницы. Картина по центру – современная, подарок нынешним обитателям особняка. Для неё трудно найти место в нынешних интерьерах дома, а здесь она вроде как и не особо диссонирует с воссозданным интерьером
Если же мы посмотрим направо и налево, то увидим подлинные, родные особняку, живописные панно «Лето», «Зима» с одной стороны…
…и «Осень, «Весна» с другой
На полотнах вот так в уголке указан автор, место и год создания (по моим лингвистическим познаниям, это польская фамилия и г.Варшава)
Простенки между большими живописными панно заполнено лепниной и тонко прорисованным орнаментом
Парадная лестница, одномаршевая внизу, разделяется потом на два марша
Эти симметричные марши приводят нас на верхнюю площадку лестницы, откуда можно пройти в комнаты второго этажа
Верхняя площадка лестницы оформлена вот таким декоративным балкончиком – вроде тоже мелкая деталь, но придающая особый уют и неповторимый шарм всему дому
Балкончик фактически нависает над головой поднимающегося по лестнице. Нижняя часть балкончика оформлена в не то итальянском, не то рыцарском духе: раковинами, картушем, чешуёй и лавровыми гирляндами
В пространстве парадной лестницы надо ещё обратить внимание на световой фонарь – то есть окно в кровле для естественного освещения помещения. Как это выглядит выше, на антресольном этаже, мы увидим позже
Начнём осматривать помещения второго этажа. Одно из самых крупных – Бальный зал. Вот общий вид потолка
Вот отдельные детали лепного декора: в прямоугольных кессонах женские фигуры в греческих одеждах среди растительного орнамента…
…а по периметру потолка проходит полоса с шестиугольными звездами с женскими головками
Восхитителен рисунок паркета – просто и оригинально
Особой достопримечательностью особняка Зиминых является зимний сад, объединённый с Дубовым залом. Вот потолок Дубового зала, деревянный, кессонированный, с расписным плафоном и старым светильником, то ли сохранившимся здесь от хозяев, то ли подаренным Коммунистическому университету (слышала оба варианта)
К сожалению, при недостатке освещения чересчур умная техника затемняет колорит снимка, а вообще-то дерево в отделке зала отнюдь не тёмное, примерно вот такое
Дверные порталы здесь также выполнены из дуба
Считалось, что при Зиминых это помещение использовалось как столовая, но ранее при изучении чертежей и позже при раскрытии стен в ходе реставрации высказывались предположения, что здесь был домашний театр. В качестве аргумента указывают на арку, отделяющую Дубовый зал от зимнего сада и создающую эффект театрального зала (на фото мебель современная)
Через эту арку мы проходим в зимний сад и над нашими головами раскрывается голубое летнее небо и верхушки увитых розами шпалер
В любое время года здесь зеленеет плющ, порхают птички, цветут розы и яблони
Светильник здесь хоть и не родной, но достаточно удачно вписывается в интерьер
Зимний сад расположен над аркой во двор дома и имеет, как я уже говорила ранее, симметрично расположенные на противоположных стенах трехчастные окна – на улицу и во двор. А уличное окно выходит на лоджию, фланкированную тосканскими колоннами:
В советское время пол зимнего сада был закрыт паркетом, что позволило сохранить мозаичное мощение, отреставрированное в ходе восстановительных работ
В ходе реставрации проводилось не только восстановление интерьеров, но и значительный объём работ по укреплению и усилению всей постройки. В ходе таких работ было обнаружено подземное хранилище трехметровой глубины. В нём находились остатки чёрного вещества, которое экспертиза определила как полуразложившийся мазут. Возможно, в резервуаре хранили нефть для котельной. Как раз в этих помещениях выставлен пузырёк с этой, более чем столетней, жидкостью
Значительный объем реставрационных работ был проведен также в зале, выполненном в стиле барокко
Здесь восстановлен вычурный, соответствующий стилю лепной декор
Утонченная, изящная роспись на стеновых панно
Как в любом барочном помещении, детали декора можно рассматривать бесконечно
В барочном зале надо обратить внимание на центр потолка, ибо здесь также сделан световой фонарь для притока естественного освещения
Забегая немного вперёд, покажу, как выглядит этот световой фонарь сверху, на антресольном этаже
А над этим фонарём ещё один, уже непосредственно на крыше особняка
Вернемся пока на нижние этажи и осмотрим оставшиеся комнаты. А осталось нам увидеть более приватные помещения: спальни, детские, кабинет. Декор в них скромнее. Вот, например, центральный потолочный плафон в комнате на первом этаже окнами во двор
Остальной декор потолка состоит из растительных розеток по углам и профилированного карниза
В соседней комнате оформление ещё скромнее. Вот потолочный лепной плафон
И вот оформление углов на потолке
Точно такой рисунок лепного декора потолка в одной из комнат второго этажа, но решён он в другой цветовой гамме
Также и центральный плафон потолка: рисунок тот же, цвет другой
Этот рисунок плафона повторяется ещё в одной комнате второго этажа, но остальной декор там отличается. Вряд ли таким был первоначальный замысел архитектора, скорее всего это компромиссное решение реставраторов. Вот этот лепной потолочный плафон (светильник здесь и далее везде современные)
Находится он в комнате, где восстановлена изразцовая печь-голландка, изготовленная «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»
Вот эти волшебные изразцы поближе
Чтобы не пачкать в комнатах, топили печи из коридора. Реставраторами в коридоре специально раскрыта топка печи, откуда загружали дрова и растапливали голландку. А другая сторона печи выходит в комнату, где мы и видели её изразцовое покрытие
Декор потолка в комнате с печью. И обратите внимание на изразцы в верхней части печи – какая совершенная тонкость работы!
Декор остальных помещений второго этажа не повторяется. Вот потолочный плафон в комнате окнами во двор
Среди венков и гирлянд смотрят на нас лики дев, а из травяных завитков наверху возникают головы не то снежных барсов, не то пантер
А вот с какой утонченностью и по лепной работе, и по цветовым оттенкам выполнены потолочные карнизы в этой комнате
Совсем в другом стиле оформлен бывший кабинет хозяина
Здесь уже прямо чувствуются веяния модерна и ХХ века
Кабинет расположен между Дубовым и Бальным залами и из него есть выход на балкон, расположенный над козырьком главного входа. Здесь по чертежам восстановили также деревянную дверь…
…и паркетный пол
Мы осмотрели все комнаты, доступные для экскурсантов. Осталось ещё обратить внимание на коридоры, потому что даже в проходных помещениях тщательность отделки не игнорируется. Вот, например, общий вид потолка узкого коридорчика
Как филигранно исполнена изысканно тонкая подкрашенная лепнина
Ещё в коридорах интересно увидеть, что в ходе долгой жизни здания первоначальные арочные проёмы были заложены, а реставраторы постарались их обозначить
Теперь мы отправляемся на антресольный этаж. Туда ведёт узкая многомаршевая лестница
На то, что эта лестница старая, указывают и щербинки на камне ступеней, и форма металлических балясин-прутов с шарами
Сейчас на антресолях находятся кабинеты сотрудников учреждения, занимающего особняк. Здесь как раз можно увидеть круглые окна, которые мы рассматривали на дворовом фасаде. Ещё обратите внимание на деревянные перекрытия (прогоны) – в зданиях современной постройки такого не увидишь (снимок сделан через стеклянную перегородку, поэтому извиняюсь за блики и отражения)
В чердачно-антресольном пространстве сохранены также и иные деревянные элементы перекрытий
Ну и главное, зачем проводят экскурсантов в верхние помещения – это световые фонари. Один – для барочного зала — мы уже видели. Второй обеспечивает светом парадный вестибюль с лестницей
Над каждым из фонарей устроен стеклянный же фонарь в крыше особняка, через который видно небо (причём с улицы и со двора эти фонари не видны)
Так как в чердачно-антресольном пространстве устроены офисы учреждения, которое занимается управлением и использованием памятников культуры, то здесь можно увидеть разные интересные мелочи, относящиеся к этой сфере. За короткое время экскурсии ни рассмотреть, ни перефотографировать всё невозможно. Покажу, что успела. Вот, например, здесь меня заинтересовали образцы изразцов. Оказывается, это не просто плоский элемент как современная керамическая плитка, а гораздо более сложная геометрия — наверно, чтоб лучше держалась
Не смогла пройти мимо карты усадеб Московской области. Нам есть чем гордиться!
Наша экскурсия по особняку Зиминых закончена. Возвращаемся к парадной лестнице и бросаем последние взгляды на замечательные интерьеры