Сегодня расскажу об особняке Листа — прекрасном образце модерна в нашей столице, первой в Москве и одной из первых в России построек такого стиля. Но даже не зная всех его регалий, в ряду уличной застройки вы обязательно обратите внимание на этот особняк: настолько он совершенен, элегантен и в то же время как-то одухотворенно оригинален. Автором этого замечательного творения является известный архитектор Лев Николаевич Кекушев
Особняк был возведен в 1898-1899гг. Распространено мнение, что Кекушев строил для себя, а богатый московский промышленник Отто Адольфович Лист предложил за дом в «новом стиле» (так тогда называли модерн) такую привлекательную цену, что зодчий уступил ему владение. Однако возможно, что Кекушев изначально планировал строительство на продажу, т.к. в полностью законченный отделкой особняк не въезжал и начал проектировать новый собственный дом на Остоженке. Как бы то ни было, в топонимику столицы дом 8 по Глазовскому переулку вошёл под именем особняка Листа. Где-то к 1908 году О.А.Лист продает владение Наталии Кусевицкой, дочери московского миллионера-чаеторговца и жене Сергея Кусевицкого, известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра
При Кусевицких в этом особняке бурлила музыкальная жизнь: здесь выступали Шаляпин, Собинов и Нежданова; за роялем сидели Танеев, Рахманинов, Прокофьев, Рубинштейн; гостили композиторы А.Скрябин и Клод Дебюсси. Именно сюда на встречу со Скрябиным приходил молодой Борис Пастернак, чтобы определиться с судьбоносным выбором: чем дальше заниматься – музыкой или литературой. В начале 1917 года хозяином особняка стал А.П.Мещерский — крупный банкир и промышленник, один из владельцев Сормовского и Коломенского заводов. После революции в особняке Листа располагались библиотека, детский дом, долгое время – посольство Аргентины, а с начала этого века и поныне – представительство Калужской области при правительстве РФ
Прежде чем подробно рассматривать здание, предлагаю сравнить фотографии первых лет после постройки здания и нынешние. К счастью, особняк не подвергался значительной перестройке. Из нарушений первоначального замысла архитектора следует отметить появление балюстрады лоджии, что утяжелило последнюю и сделало более закрытой; замену низких и ажурно-прозрачных ворот более глухими и традиционными; изменение на боковом фасаде остекления окон: вместо сплошного стеклянного полотна или крупного рисунка рам на мелкий, сетчатый
Особняк, стоящий прямо на красной линии Глазовского переулка, облицован боровичским кирпичом палево-жёлтого оттенка; балкон, парадный вход и обрамления окон отделаны светлым тарусским мрамором. На главном фасаде здания нет одинаковых по форме и размерам окон, что характерно для модерна
Особенно эффектны здесь окна ризалита (выступающей части фасада): абсолютно разные по форме, они, тем не менее, создают впечатление единого целого, разделенного поперечной балкой, которая акцентируется мозаикой и объемным геометрическим декором по бокам
Считается, что на мозаике здесь изображены подснежники
Как следует из описания особняка, который сам архитектор дал в журнале «Зодчий» за 1901 год, все оконные переплеты выполнены из темного мореного дуба и «имеют особые приспособления частей в створах, позволяющие на зиму не замазывать и заклеивать их». К счастью, окна уличного фасада, похоже, сохранили родные деревянные рамы, по крайней мере, мы видим накладные полуколоночки на вертикалях
Верхнее полуциркульное окно имеет на переплётах такие же приставные полуколонки и по краю оконной ниши — резной декор растительного рисунка, создающий впечатление гирлянды
Рассмотрим угловую группу, включающую в себя парадный вход и балкон-лоджию над ним
Портал главного входа выполнен из светлого тарусского мрамора. В арочной нише над дверью расположена мозаика с изображением подводного царства
В правом нижнем углу мозаичного панно видим латинские буквы «W. W.» — на основе этой монограммы авторство мозаики приписывают Вильяму Валькоту, известному архитектору модерна, самая крупная работа которого – фасады гостиницы «Метрополь»
Дверной проём входа обрамлен заглубленными витыми колоннами и перекрытием. Дошла до наших дней и сама деревянная входная дверь, пусть и под слоем краски. Мы видим полосу резного декора из крупных листьев, своеобразный рисунок стоек и поперечин дверного полотна. Металлическая полоса в нижней части дверей – характерная черта старых парадных. Она защищала дверь от ударов ногами, да и стук в неё был громче и эффективнее
Сохранилась старая ручка
На втором этаже над главным входом расположена лоджия, внешний угол которой подчеркнут приземистой толстой колонной из полированного чёрного гранита, с капителью растительного узора из металла
Над лоджией – высокий прямоугольный аттик с четким геометрическим рисунком
Лоджия очень эффектно обыгрывает угол, соединяющий уличный и угловой фасады особняка. На следующем снимке также хорошо виден большой вынос карниза крыши и витиеватые кронштейны под карнизом
Боковой дворовый фасад, хотя и оформлен попроще, тем не менее достаточно представителен. Он облицован теми же материалами, что и главный фасад; здесь также нет симметрии и плоского поля стены; окна абсолютно разные, а дальние от улицы даже смещены с одной вертикали
На следующем снимке заслуживают внимание оформление трубы дымохода коваными завитками типичных для модерна линий и мозаика с изображением льва на фоне восходящего солнца в нише над окном парадной лестницы. Это мозаичное панно появилось здесь недавно, в 2012 году. Возможно, это дань уважения архитектору: Лев Кекушев часто «подписывал» свои постройки, размещая на них изображение льва в том или ином виде – маскарон, барельеф, скульптура
Пришла пора пройти внутрь. Тут нас ждёт большое разочарование потому, что внутренние интерьеры особняка Листа практически полностью утрачены, сохранившиеся до наших дней буквально осколки былого оформления не соответствуют тому законченному и целостному впечатлению стиля, каким одаряет нас его внешний вид. Попробуем рассмотреть, что осталось. Войдя через парадный вход с улицы мы попадаем в вестибюль, где сохранились оформление арки и её деревянное заполнение
Остались следы былого оформления арочных проемов, ведущих далее
Сам архитектор в уже упоминавшемся выпуске журнала «Зодчий» так описывал внутреннюю отделку особняка: «Потолки в кабинете и столовой обработаны в балочку, с кессонами и живописью между ними; гостиная с ореховым потолком и панелью в японском характере…Парадная лестница – по железному каркасу, с дубовою отделкою: поручнем, балясником, и с дубовым потолком. Облицовка стен в ванных и кухне – фарфоровыми плитами, полы вестибюля и кухни из метлахских плиток». Не видела ванную и кухню, но парадная лестница темного дуба имеет место быть
Сохранились двери, ведущие с лестницы в холл. Толстые стёкла в них – с фаскою по краю, как в старинных зеркалах. Ручки внутренних дверей точно такие же, как на входной уличной двери
В холле мы можем увидеть отделку потолков деревянными балками, тонированными тёмным лаком
В остальных помещениях первого этажа принцип оформления потолков тот же, различны только форма и размер кессонов, образуемых балками. Вот, например, одна из комнат
К счастью, здесь сохранилось резное деревянное обрамление оконных проёмов изнутри
Другому помещению — кабинету — принадлежит самое большое окно первого этажа по главному фасаду. Деревянные балки на его потолке мы видим, а вот живописи между ними, как то описывал архитектор, уже нет
Сохранились межкомнатные дубовые двери с обрамлением порталами из того же материала
На глухих, без стёкол, дверях в верхней их части присутствует резьба, но её фотографии у меня получились не очень, как-то так:
Сейчас полы в особняке Листа паркетные, однотонные, от помещения к помещению различаются рисунком. Самое же приметное помещение особняка – это так называемая буфетная. Здесь интересен альков, устроенный у окна
Его ниша обрамлена деревянным порталом…
…а пол чуть приподнят, словно бы сцена
Потолки буфетной также кессонированы балками темного дерева
Примечателен здесь встроенный буфет или посудный шкаф, изготовленный на заказ, возможно, по проекту Л.Н.Кекушева, как и остальная мебель для обстановки дома
Мы посмотрели всё, что сохранилось внутри такого эффектного и интересного особняка. Всё-таки самое замечательное в особняке Листа, что дошло до наших дней, — это его внешний облик, которым можно беспрепятственно насладиться по Глазовскому переулку, дом 8 в любое удобное для осмотра время