Приглашаю вас на прогулку по великолепному архитектурному памятнику эпохи модерна, самому значительному общественному зданию этого стиля в Москве — гостинице «Метрополь» на Театральной площади. Инициатором её возведения был промышленник и меценат Савва Мамонтов. Он задумал создать в столице невиданный доселе грандиозный культурно-досуговый комплекс, который включал бы в себя не только современные гостиницы и рестораны, но и театр, и пространства для художественных галерей и спортивных мероприятий
Заказчик выбрал архитектором Вильяма Валькота, по проекту которого и началось строительство в 1899 году. Но вскоре Савва Мамонтов попал под следствие и был разорён, а стройка перешла к новым владельцам, которые пригласили для переработки и завершения проекта архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова
В 1901 году в почти завершённом здании происходит сильный пожар, нанёсший значительный ущерб и повлекший новый проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой. Вот так и получилось, что авторами гостиницы «Метрополь» считаются более десятка архитекторов – кто-то проектировал, кто-то руководил строительными работами, кто-то разрабатывал отдельные интерьеры или помещения
Торжественное открытие гостиницы «Метрополь» состоялось в 1905 году. Здесь уже были горячая вода, телефоны, электрические лифты, единая система вентиляции; в номерах функционировали холодильники за счет наполнения льдом. Всего «Метрополь» в самом начале ХХ века включал в себя 400 гостиничных номеров, 10 магазинов, 11 ресторанных залов, двухзальный кинотеатр
Сейчас гостиница «Метрополь» — это пятизвёздочный отель, в котором останавливаются самые именитые гости — главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Давайте же сначала осмотрим здание снаружи и начнём с главного фасада по Театральному проезду
Центральное место здесь занимает огромное панно «Принцесса Грёза», выполненное по картине Михаила Врубеля. Картина была создана художником для Нижегородской художественно-промышленной выставки ещё до строительства «Метрополя», это уже потом Савва Морозов решил повторить её на фасаде задуманного им культурно-досугового комплекса
По обеим сторонам центрального панно размещены панно размером поменьше, слева от нас «Поклонение природе», справа – «Орфей играет». Посмотрите, какую великолепную композицию составляют волнистая линия крыши, вторящие ей формы окон, скульптурная лента фриза, ажурная решётка балкона
Барельефный фриз опоясывает всё здание гостиницы «Метрополь» и называется «Времена года», автор его — скульптор Николай Андреев. На следующем фото — угол гостиницы, выходящий на Большой театр, вид со стороны Театральной площади. Здесь в центре панно «Клеопатра», по бокам панно поменьше, с изображениями плавающих в пруду лебедей, слева белых, справа – чёрных. И опять-таки не могу не восхищаться: какой утончённо-выверенный ансамбль составляют островерхие башенки-пинакли, плавные линии балкона, кружево балконной ограды, скульптурные барельефы, бирюзовые вазы
Все панно «Метрополя» изготовлены из майолики в Абрамцевской керамической мастерской. Всего фасады гостиницы украшают 23 керамических панно различной площади и конфигурации, выполненные по рисункам нескольких художников. Вот на следующем снимке панно «Жажда» на углу гостиницы, обращённому к «Детскому миру»
А вот панно «Поклонение старине» на противоположном углу здания, выходящем на Кремль. Мы опять-таки видим скульптурный фриз и ажурное ограждение балкона
Решётки балконов проходят по второму и четвертому этажам гостиницы и различаются между собой. Ранее везде в кадр попадало ограждение верхнего этажа, нижняя решётка хоть и проще по рисунку, но не менее изящна
Лента балконов верхнего этажа прерывается майоликовыми надписями, у которых своеобразная судьба, отражающая эпоху. Первоначально это была цитата Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Сейчас она видна лишь частично на фасаде вдоль Театрального проезда
А на том фасаде, что обращён к Театральной площади, в советское время появилась надпись «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин». Ныне эта цитата читается гораздо лучше ницшеанской
Советская эпоха началась для «Метрополя» с боёв: в ноябре 1917г. он оказался в центре сопротивления большевикам и был взят штурмом после шестидневной осады и артобстрела. А когда правительство нового государства переехало из Питера в Москву, гостиница была выбрана в качестве Второго Дома Советов, т.е. здесь жили партийные и правительственные деятели, размещались различные кабинеты и учреждения, неоднократно на заседаниях ЦИК бывал В.И.Ленин. Мне же хочется показать иную историческую особенность «Метрополя»: за зданием гостиницы сохранился участок подлинной китай-городской стены
Причём пройти вдоль стены можно свободно как со стороны Театральной площади, так и со стороны Театрального проезда. Кстати, в последнем случае вас встретят вот такие створки ворот ажурного чугунного литья
Мы же с вами наконец-то устремимся внутрь. Сейчас попасть в гостиницу «Метрополь» можно через несколько входов. Самое просторное входное фойе находится за углом от Театральной площади, появилось оно после реставрации и реконструкции 1986-1991гг. Вот вид этой входной зоны из глубины, из центрального холла
Просторный центральный холл оформлен под старину, с обилием мрамора, зеркал и позолоты
В интерьере здесь используется не только мрамор разных цветов
…но и другие ценные породы, вот, например, оникс в роли облицовочного (!) материала парапета
Помимо редких отделочных материалов для украшения интерьеров в «Метрополе» широко задействованы антикварные предметы. Всего в оформлении холлов и номеров гостиницы используется более 800 единиц антиквариата: мебель, картины, статуэтки, люстры, подсвечники, вазы. В центральном холле меня подкупила вот такая напольная ваза – бабочки на ней очень узнаваемы и смотрятся как живые
Двигаемся дальше, к лифтовому холлу. Шахта лифта на каждом этаже украшена витражами и являет собой маленькое произведение искусства, на первом этаже витражи ещё и подсвечиваются
Внутренняя отделка лифтовых кабин сохранилась с открытия гостиницы и отвечает всем требованиям комфорта, респектабельности и вкуса
К лифтовому холлу ведёт и фойе главного входа — с крыльца, огромным козырьком выходящего на саму Театральную площадь, к памятнику К.Марксу
При входе в гостиницу через этот подъезд после дверей вас встречают вот такие волчицы
Оформление придверной зоны главного крыльца. Опять-таки обращаю ваше внимание на использование в отделке различных цветовых оттенков камня. Розоватый, с чёрными прожилками мрамор (?) напоминает родонит
У сАмого входа над головой у нас лепное панно с очень своеобразной смесью старины (одежда античных мотивов, деревянные весельные ладьи) и веяний ХХ века (труд женщины наравне с мужчиной, модели паровоза в руках, огромные шестерни)
Над лестницей, ведущей далее в холл, вот такой потолок с лепниной внутри кессонов и по балкам, с очень стильным потолочным светильником
Вид снизу от лестницы на лобби-холл
Центральная часть потолка лобби-холла оформлена барельефом, в котором я разглядела прекрасных дев с обнаженной грудью, в струящихся одеждах, среди облаков и цветущих роз, а также один подчеркнуто неподвижный персонаж, образ которого выяснить не смогла
Вокруг центрального потолочного панно в кессонах различной формы лепные орнаменты, причем лепнина тонирована золотом, но так ненавязчиво, чтоб только давать блики в помещении, где всегда искусственное освещение
Присмотритесь: в центре овала изображены строительные треугольник, кирка, лопата — символы масонства
Вот ещё рисунки потолочной лепнины: гирлянды, листья аканта, восходящее солнце с лучами
Как роскошно сочетание тёмно-красного мрамора колонн с золотом капителей, как изысканно тонка потолочная роспись в алькове, как продуманно чётко читается тёмный барельеф на светлом мраморе стен
Вид из лобби-холла в сторону лифтов
Рассказывая о входных холлах гостиницы, надо упомянуть о своеобразном рудименте, оставшемся от первоначальных планов и предназначений здания. Не то владельцем части акций, не то участником строительства в начале прошлого века выступало Санкт-Петербургское общество страхований, которому в новом здании отводилась часть площадей. Для конторских помещений этого общества был предусмотрен вход через отдельную арку, даже обозначенную заглавными буквами названия общества
В наше время эта арка непроходная, со стороны улицы (то бишь Театральной площади) она застеклена и её оформление можно рассмотреть снаружи, а изнутри эта арка является тупичком центрального холла
Из входных зон ещё интересен гардероб, сохранившийся с времен постройки гостиницы. Он примыкает вот к такому подъезду со стороны Театрального проезда
В подъезде такие вот настенные светильники
На верхней площадке входной лестницы сохранилась родная метлахская плитка
Собственно сам гардероб
Оформление стен помещения гардероба хоть и лаконично, но со вкусом
Из гардероба арочные проёмы и стеклянные двери ведут в зал ресторана
Ресторан — центральный зал гостиницы «Метрополь» — представляет собой атриум в три этажа, т.е. внутренний крытый двор, освещаемый через крышу. Потолок ресторана перекрыт витражным куполом
По первоначальному замыслу в центральном зале должен был разместиться театр на три тысячи мест, но последующие проекты перепланировали его в ресторанный
Свой нынешний вид зал приобрел в результате двух переделок: после пожара он был оформлен архитектором С.П. Галензовским в стиле модерн, а позднее архитектор А.Эрихсон добавил элементы неоклассики
Посмотрим на потолок – его высота 12 метров, т.е. с четырёхэтажный дом, но это ещё не крыша и позднее мы посмотрим на него сверху! Купол трёхъярусный, в его проектировании принимал участие инженер В.Г. Шухов
Витраж создан из почти 2500 стёкол. Росписи плафона выполнены по эскизам художников С.В.Чехонина и Т.А.Луговской
В центре зала мягко журчит фонтан белого мрамора
По залу расставлены светильники-торшеры
А подножия торшеров окружают вот такие мягкие диванчики
Рассмотрим декор стен. Для ещё большего зрительного увеличения пространства стены оформлены зеркалами. Вот зеркала в пол за колоннами тёмно-красного камня с золочёными капителями
Переводим взгляд выше и над всем этим великолепием видим утончённую роспись карниза и оконных откосов третьего этажа
Вот здесь колонны фланкируют входной проём и поддерживают балкончик с золочёной решёткой. Обратите внимание на формы окон под потолком: они и полукруглые, и полуовальные
На следующем снимке хочется показать живописный фриз, идущий по середине стены, оформление дверного проёма и витражные окна второго этажа
Витражами заполнено большое, в два этажа, прямоугольное окно за сценой (в малиновом чехле на сцене арфа – на завтраках звучит живая музыка)
Как я уже писала выше, ресторан занимает в высоту 3 этажа, но ведь здание гостиницы «Метрополь» значительно выше и поэтому из окон номеров верхних этажей, выходящих во внутренний дворик, можно посмотреть на витражный потолок ресторана сверху
При взгляде сверху витражи не просвечивают, но видно, какое это сложное техническое сооружение. Надо всем атриумом возвышается стеклянная двухслойная крыша, подобная перекрытию ЦУМа. Этот купол можно видеть с улицы, если смотреть на здание на расстоянии
Также в кадр попало витражное окно вдоль главной лестницы гостиницы
Это окно охватывает два этажа и проходит за лифтовой шахтой. Вот как выглядит верхняя часть витража изнутри, с лестницы, опоясывающей шахту лифта
Вот его нижняя часть, с другой лестничной площадки
В самой верхней части окна изображено какое-то чудище, мне оно напоминает почему-то водяного
Вот это страшилище поподробнее
По бокам от чудища вот такой красочный орнамент
Вообще, прилифтовые холлы на каждом этаже в «Метрополе» – это отдельная песня и даже гимн. Лифтовая шахта, как я уже говорила, украшена витражами по кругу
Возле входа-выхода из лифтов расположены просторные холлы, причём, как я поняла, их оформление не повторяется. Вот здесь мы видим потолочные росписи, имитирующие объёмные барельефные украшения
На другом этаже иное цветовое решение и другие росписи
А вот на этом этаже потолок совсем иной, а окна вообще витражные
От холлов в обе стороны идут коридоры
Коридоры прерываются атриумами, например, вот таким (на стенах фотографии знаменитостей, посещавших отель)
Или вот таким
Причём полупрозрачное перекрытие атриума – ещё не крыша, в чём можно убедиться в коридорах самого верхнего этажа
Очень эффектен в атриумах взгляд вниз
В части перспектив хотелось бы показать ещё вспомогательную лестницу
И даже на такой второстепенной, служебной, лестнице ограждение выполнено в стиле модерн
Но, конечно, самая эффектная лестница отеля – это мраморная лестница со стороны Театрального проезда. Изначально она вела в двухзальный кинотеатр, а сейчас – в конференц-залы
Вид становится более впечатляющим, если поднимать голову выше…
…и ещё выше
И, как вишенка на торте — хрустальная люстра под потолком
Теперь о залах, о которых я вскользь упомянула выше. Сейчас в «Метрополе» 19 конференц-залов, 10 из них – исторические. Они предназначены для проведения различных мероприятий и вмещают от 15 до 400 человек. Многие залы названы в честь российских писателей, поэтов, деятелей искусства и даже литературных персонажей. Один из самых просторных – зал «Брюсов» на втором этаже
С начала существования здания здесь располагалось фойе двухзального кинотеатра. Окна зала выходят на застекленные балконы главного фасада и образуют эркеры
Зал «Достоевский» — маленький, приватный, практически комната. Витражные окна-двери выходят в атриум ресторана
Вообще, как я поняла, интерьер залов не соотносится напрямую с их названиями, равно как и название не определяет оформление помещений. Вот потолок зала «Достоевский»
Также небольшой зал «Тургенев»
Лепнина потолка тонко тонирована, с живописными картушами по углам. Ещё здесь очень фантазийная люстра: весь светильник одной рукой держит ангел
В маленьком, с комнату, зале «Толстой» одно окно, но зато с какими витражами!
Рисунок потолка здесь повторяет зал «Тургенев», только имеет другое цветовое решение. Потолочный светильник тоже идентичен предыдущему
А вот зал «Чехов» имеет ни с чем не сравнимое оформление
Во-первых, зал имеет два роскошных витражных окна
Во-вторых, уникальный потолок расписан на тему венецианского карнавала. Росписи выполнены в начале ХХ века художником Игнатием Нивинским
И присмотритесь: помимо живописи здесь ещё тонкая, изящная тонированная золотом лепнина
Раньше этот зал носил имя французского короля Людовика XV
Фрагменты потолочной росписи в зале «Чехов»
Ещё один конференц-зал второго этажа – зал «Бунин». На фото хорошо видно, что его двери с витражными простенками выходят в атриум ресторана, на балкон
Потолочные карнизы и подпотолочный фриз выполнены тонированной лепниной
Центральный потолочный светильник и розетка под него. Светильник, кстати, просто шикарен: лебеди с круто изогнутыми шеями держат в клювах кольца, к которым подвешены светящиеся лампочки
С балкона мы можем увидеть зал ресторана сверху
…а витражный купол — ближе
В гостинице «Метрополь» имеются и другие, очень интересные, помещения. Например, «Боярский зал» или «Русская палата», расписанный в стиле русского теремного зодчества. Или «Красный зал», где в 1951 году проходил торжественный приём с участием Мао Цзедуна и Сталина, а в 1960-х годах принимали Джона Кеннеди. Но нашу экскурсию туда не водили, впрочем, я не слышала, чтобы туда пускали и другие группы. Поэтому я завершаю свой фоторассказ об этом красивейшем здании столицы
ОГРОМНОЕ СПАСИБО, это подробное описание того, что я хотела узнать, какая красота!
А началось все с надписи на фасаде, которую я заметила.
Вот это строили. Это браво!