Гостиница «Метрополь»

     Приглашаю вас на прогулку по великолепному архитектурному памятнику эпохи модерна, самому значительному общественному зданию этого стиля в Москве — гостинице «Метрополь» на Театральной площади. Инициатором её возведения был промышленник и меценат Савва Мамонтов. Он задумал создать в столице невиданный доселе грандиозный культурно-досуговый комплекс, который включал бы в себя не только современные гостиницы и рестораны, но и театр, и пространства для художественных галерей и спортивных мероприятий

Гостиница «Метрополь»

        Заказчик выбрал архитектором Вильяма Валькота, по проекту которого и началось строительство в 1899 году. Но вскоре Савва Мамонтов попал под следствие и был разорён, а стройка перешла к новым владельцам, которые пригласили для переработки и завершения проекта архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова

Гостиница «Метрополь»

Вид на гостиницу «Метрополь» со стороны «Детского мира»

      В 1901 году в почти завершённом здании происходит сильный пожар, нанёсший значительный ущерб и повлекший новый проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой. Вот так и получилось, что авторами гостиницы «Метрополь» считаются более десятка архитекторов – кто-то проектировал, кто-то руководил строительными работами, кто-то разрабатывал отдельные интерьеры или помещения

Гостиница «Метрополь»

Фасад гостиницы «Метрополь» со стороны Театральной площади

     Торжественное открытие гостиницы «Метрополь» состоялось в 1905 году. Здесь уже были горячая вода, телефоны, электрические лифты, единая система вентиляции; в номерах функционировали холодильники за счет наполнения льдом. Всего «Метрополь» в самом начале ХХ века включал в себя 400 гостиничных номеров, 10 магазинов, 11 ресторанных залов, двухзальный кинотеатр

Гостиница «Метрополь»

Главный вход в гостиницу «Метрополь»

       Сейчас гостиница «Метрополь» — это пятизвёздочный отель, в котором останавливаются самые именитые гости — главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Давайте же сначала осмотрим здание снаружи и начнём с главного фасада по Театральному проезду

Гостиница «Метрополь»

      Центральное место здесь занимает огромное панно «Принцесса Грёза», выполненное по картине Михаила Врубеля. Картина была создана художником для Нижегородской художественно-промышленной выставки ещё до строительства «Метрополя», это уже потом Савва Морозов решил повторить её на фасаде задуманного им культурно-досугового комплекса

По обеим сторонам центрального панно размещены панно размером поменьше, слева от нас «Поклонение природе», справа – «Орфей играет». Посмотрите, какую великолепную композицию составляют волнистая линия крыши, вторящие ей формы окон, скульптурная лента фриза, ажурная решётка балкона

Гостиница «Метрополь»

      Барельефный фриз опоясывает всё здание гостиницы «Метрополь» и называется «Времена года», автор его — скульптор Николай Андреев. На следующем фото — угол гостиницы, выходящий на Большой театр, вид со стороны Театральной площади. Здесь в центре панно «Клеопатра», по бокам панно поменьше, с изображениями плавающих в пруду лебедей, слева белых, справа – чёрных. И опять-таки не могу не восхищаться: какой утончённо-выверенный ансамбль составляют островерхие башенки-пинакли, плавные линии балкона, кружево балконной ограды, скульптурные барельефы, бирюзовые вазы

Гостиница «Метрополь»

Все панно «Метрополя» изготовлены из майолики в Абрамцевской керамической мастерской. Всего фасады гостиницы украшают 23 керамических панно различной площади и конфигурации, выполненные по рисункам нескольких художников. Вот на следующем снимке панно «Жажда» на углу гостиницы, обращённому к «Детскому миру»

Гостиница «Метрополь»

А вот панно «Поклонение старине» на противоположном углу здания, выходящем на Кремль. Мы опять-таки видим скульптурный фриз и ажурное ограждение балкона

Гостиница «Метрополь»

Решётки балконов проходят по второму и четвертому этажам гостиницы и различаются между собой. Ранее везде в кадр попадало ограждение верхнего этажа, нижняя решётка хоть и проще по рисунку, но не менее изящна

Гостиница «Метрополь»

Лента балконов верхнего этажа прерывается майоликовыми надписями, у которых своеобразная судьба, отражающая эпоху. Первоначально это была цитата Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Сейчас она видна лишь частично на фасаде вдоль Театрального проезда

Гостиница «Метрополь»

Гостиница «Метрополь»

А на том фасаде, что обращён к Театральной площади, в советское время появилась надпись «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин». Ныне эта цитата читается гораздо лучше ницшеанской

Гостиница «Метрополь»

          Советская эпоха началась для «Метрополя» с боёв: в ноябре 1917г. он оказался в центре сопротивления большевикам и был взят штурмом после шестидневной осады и артобстрела. А когда правительство нового государства переехало из Питера в Москву, гостиница была выбрана в качестве Второго Дома Советов, т.е. здесь жили партийные и правительственные деятели, размещались различные кабинеты и учреждения, неоднократно на заседаниях ЦИК бывал В.И.Ленин. Мне же хочется показать иную историческую особенность «Метрополя»: за зданием гостиницы сохранился участок подлинной китай-городской стены

Гостиница «Метрополь»

Причём пройти вдоль стены можно свободно как со стороны Театральной площади, так и со стороны Театрального проезда. Кстати, в последнем случае вас встретят вот такие створки ворот ажурного чугунного литья

Гостиница «Метрополь»

     Мы же с вами наконец-то устремимся внутрь. Сейчас попасть в гостиницу «Метрополь» можно через несколько входов. Самое просторное входное фойе находится за углом от Театральной площади, появилось оно после реставрации и реконструкции 1986-1991гг. Вот вид этой входной зоны из глубины, из центрального холла

Гостиница «Метрополь»

Просторный центральный холл оформлен под старину, с обилием мрамора, зеркал и позолоты

Гостиница «Метрополь»

В интерьере здесь используется не только мрамор разных цветов

Гостиница «Метрополь»

…но и другие ценные породы, вот, например, оникс в роли облицовочного (!) материала парапета

Гостиница «Метрополь»

      Помимо редких отделочных материалов для украшения интерьеров в «Метрополе» широко задействованы антикварные предметы.  Всего в оформлении холлов и номеров гостиницы используется более 800 единиц антиквариата: мебель, картины, статуэтки, люстры, подсвечники, вазы. В центральном холле меня подкупила вот такая напольная ваза – бабочки на ней очень узнаваемы и смотрятся как живые

Гостиница «Метрополь»

Двигаемся дальше, к лифтовому холлу. Шахта лифта на каждом этаже украшена витражами и являет собой маленькое произведение искусства, на первом этаже витражи ещё и подсвечиваются

Гостиница «Метрополь»

Внутренняя отделка лифтовых кабин сохранилась с открытия гостиницы и отвечает всем требованиям комфорта, респектабельности и вкуса

Гостиница «Метрополь»

К лифтовому холлу ведёт и фойе главного входа — с крыльца, огромным козырьком выходящего на саму Театральную площадь, к памятнику К.Марксу

При входе в гостиницу через этот подъезд после дверей вас встречают вот такие волчицы

Гостиница «Метрополь»

Оформление придверной зоны главного крыльца. Опять-таки обращаю ваше внимание на использование в отделке различных цветовых оттенков камня. Розоватый, с чёрными прожилками мрамор (?) напоминает родонит

Гостиница «Метрополь»

        У сАмого входа над головой у нас лепное панно с очень своеобразной смесью старины (одежда античных мотивов, деревянные весельные ладьи) и веяний ХХ века (труд женщины наравне с мужчиной, модели паровоза в руках, огромные шестерни)

Гостиница «Метрополь»

Над лестницей, ведущей далее в холл, вот такой потолок с лепниной внутри кессонов и по балкам, с очень стильным потолочным светильником

Гостиница «Метрополь»

Вид снизу от лестницы на лобби-холл

Гостиница «Метрополь»

Центральная часть потолка лобби-холла оформлена барельефом, в котором я разглядела прекрасных дев с обнаженной грудью, в струящихся одеждах, среди облаков и цветущих роз, а также один подчеркнуто неподвижный персонаж, образ которого выяснить не смогла

Гостиница «Метрополь»

Вокруг центрального потолочного панно в кессонах различной формы лепные орнаменты, причем лепнина тонирована золотом, но так ненавязчиво, чтоб только давать блики в помещении, где всегда искусственное освещение

Гостиница «Метрополь»

Присмотритесь: в центре овала изображены строительные треугольник, кирка, лопата — символы масонства

Гостиница «Метрополь»

Вот ещё рисунки потолочной лепнины: гирлянды, листья аканта, восходящее солнце с лучами

Гостиница «Метрополь»

Как роскошно сочетание тёмно-красного мрамора колонн с золотом капителей, как изысканно тонка потолочная роспись в алькове, как продуманно чётко читается тёмный барельеф на светлом мраморе стен

Гостиница «Метрополь»

Вид из лобби-холла в сторону лифтов

Гостиница «Метрополь»

     Рассказывая о входных холлах гостиницы, надо упомянуть о своеобразном рудименте, оставшемся от первоначальных планов и предназначений здания. Не то владельцем части акций, не то участником строительства в начале прошлого века выступало Санкт-Петербургское общество страхований, которому в новом здании отводилась часть площадей. Для конторских помещений этого общества был предусмотрен вход через отдельную арку, даже обозначенную заглавными буквами названия общества

Гостиница «Метрополь»

В наше время эта арка непроходная, со стороны улицы (то бишь Театральной площади) она застеклена и её оформление можно рассмотреть снаружи, а изнутри эта арка является тупичком центрального холла

Гостиница «Метрополь»

Из входных зон ещё интересен гардероб, сохранившийся с времен постройки гостиницы. Он примыкает вот к такому подъезду со стороны Театрального проезда

Гостиница «Метрополь»

В подъезде такие вот настенные светильники

Гостиница «Метрополь»

На верхней площадке входной лестницы сохранилась родная метлахская плитка

Гостиница «Метрополь»

Собственно сам гардероб

Гостиница «Метрополь»

Оформление стен помещения гардероба хоть и лаконично, но со вкусом

Гостиница «Метрополь»

Из гардероба арочные проёмы и стеклянные двери ведут в зал ресторана

Гостиница «Метрополь»

Ресторан — центральный зал гостиницы «Метрополь» — представляет собой атриум в три этажа, т.е. внутренний крытый двор, освещаемый через крышу.  Потолок ресторана перекрыт витражным куполом

Гостиница «Метрополь»

По первоначальному замыслу в центральном зале должен был разместиться театр на три тысячи мест, но последующие проекты перепланировали его в ресторанный

Гостиница «Метрополь»

  Свой нынешний вид зал приобрел в результате двух переделок: после пожара он был оформлен архитектором С.П. Галензовским в стиле модерн, а позднее архитектор А.Эрихсон добавил элементы неоклассики

Гостиница «Метрополь»

Посмотрим на потолок – его высота 12 метров, т.е. с четырёхэтажный дом, но это ещё не крыша и позднее мы посмотрим на него сверху! Купол трёхъярусный, в его проектировании принимал участие инженер В.Г. Шухов

Гостиница «Метрополь»

Витраж создан из почти 2500 стёкол. Росписи плафона выполнены по эскизам художников С.В.Чехонина и Т.А.Луговской

Гостиница «Метрополь»

В центре зала мягко журчит фонтан белого мрамора

Гостиница «Метрополь»

По залу расставлены светильники-торшеры

Гостиница «Метрополь»

А подножия торшеров окружают вот такие мягкие диванчики

Гостиница «Метрополь»

   Рассмотрим декор стен. Для ещё большего зрительного увеличения пространства стены оформлены зеркалами. Вот зеркала в пол за колоннами тёмно-красного камня с золочёными капителями

Гостиница «Метрополь»

Переводим взгляд выше и над всем этим великолепием видим утончённую роспись карниза и оконных откосов третьего этажа

Гостиница «Метрополь»

Вот здесь колонны фланкируют входной проём и поддерживают балкончик с золочёной решёткой. Обратите внимание на формы окон под потолком: они и полукруглые, и полуовальные

Гостиница «Метрополь»

На следующем снимке хочется показать живописный фриз, идущий по середине стены, оформление дверного проёма и витражные окна второго этажа

Гостиница «Метрополь»

Витражами заполнено большое, в два этажа, прямоугольное окно за сценой (в малиновом чехле на сцене арфа – на завтраках звучит живая музыка)

Гостиница «Метрополь»

      Как я уже писала выше, ресторан занимает в высоту 3 этажа, но ведь здание гостиницы «Метрополь» значительно выше и поэтому из окон номеров верхних этажей, выходящих во внутренний дворик, можно посмотреть на витражный потолок ресторана сверху

Гостиница «Метрополь»

      При взгляде сверху витражи не просвечивают, но видно, какое это сложное техническое сооружение. Надо всем атриумом возвышается стеклянная двухслойная крыша, подобная перекрытию ЦУМа. Этот купол можно видеть с улицы, если смотреть на здание на расстоянии

Гостиница «Метрополь»

Также в кадр попало витражное окно вдоль главной лестницы гостиницы

Гостиница «Метрополь»

Это окно охватывает два этажа и проходит за лифтовой шахтой. Вот как выглядит верхняя часть витража изнутри, с лестницы, опоясывающей шахту лифта

Гостиница «Метрополь»

Вот его нижняя часть, с другой лестничной площадки

Гостиница «Метрополь»

В самой верхней части окна изображено какое-то чудище, мне оно напоминает почему-то водяного

Гостиница «Метрополь»

Вот это страшилище поподробнее

Гостиница «Метрополь»

По бокам от чудища вот такой красочный орнамент

Гостиница «Метрополь»

Вообще, прилифтовые холлы на каждом этаже в «Метрополе» – это отдельная песня и даже гимн. Лифтовая шахта, как я уже говорила, украшена витражами по кругу

Гостиница «Метрополь»

Возле входа-выхода из лифтов расположены просторные холлы, причём, как я поняла, их оформление не повторяется. Вот здесь мы видим потолочные росписи, имитирующие объёмные барельефные украшения

Гостиница «Метрополь»

На другом этаже иное цветовое решение и другие росписи

Гостиница «Метрополь»

А вот на этом этаже потолок совсем иной, а окна вообще витражные

Гостиница «Метрополь»

От холлов в обе стороны идут коридоры

Гостиница «Метрополь»

Коридоры прерываются атриумами, например, вот таким (на стенах фотографии знаменитостей, посещавших отель)

Гостиница «Метрополь»

Или вот таким

Гостиница «Метрополь»

Причём полупрозрачное перекрытие атриума – ещё не крыша, в чём можно убедиться в коридорах самого верхнего этажа

Гостиница «Метрополь»

Очень эффектен в атриумах взгляд вниз

Гостиница «Метрополь»

В части перспектив хотелось бы показать ещё вспомогательную лестницу

Гостиница «Метрополь»

И даже на такой второстепенной, служебной, лестнице ограждение выполнено в стиле модерн

Гостиница «Метрополь»

Но, конечно, самая эффектная лестница отеля – это мраморная лестница со стороны Театрального проезда. Изначально она вела в двухзальный кинотеатр, а сейчас – в конференц-залы

Гостиница «Метрополь»

Вид становится более впечатляющим, если поднимать голову выше…

Гостиница «Метрополь»

…и ещё выше

Гостиница «Метрополь»

И, как вишенка на торте — хрустальная люстра под потолком

Гостиница «Метрополь»

      Теперь о залах, о которых я вскользь упомянула выше. Сейчас в «Метрополе» 19 конференц-залов, 10 из них – исторические.  Они предназначены для проведения различных мероприятий и вмещают от 15 до 400 человек. Многие залы названы в честь российских писателей, поэтов, деятелей искусства и даже литературных персонажей. Один из самых просторных – зал «Брюсов» на втором этаже

Гостиница «Метрополь»

С начала существования здания здесь располагалось фойе двухзального кинотеатра. Окна зала выходят на застекленные балконы главного фасада и образуют эркеры

Гостиница «Метрополь»

Зал «Достоевский» — маленький, приватный, практически комната. Витражные окна-двери выходят в атриум ресторана

Гостиница «Метрополь»

Вообще, как я поняла, интерьер залов не соотносится напрямую с их названиями, равно как и название не определяет оформление помещений. Вот потолок зала «Достоевский»

Гостиница «Метрополь»

Также небольшой зал «Тургенев»

Гостиница «Метрополь»

Лепнина потолка тонко тонирована, с живописными картушами по углам. Ещё здесь очень фантазийная люстра: весь светильник одной рукой держит ангел

Гостиница «Метрополь»

В маленьком, с комнату, зале «Толстой» одно окно, но зато с какими витражами!

Гостиница «Метрополь»

Рисунок потолка здесь повторяет зал «Тургенев», только имеет другое цветовое решение. Потолочный светильник тоже идентичен предыдущему

Гостиница «Метрополь»

А вот зал «Чехов» имеет ни с чем не сравнимое оформление

Гостиница «Метрополь»

Во-первых, зал имеет два роскошных витражных окна

Гостиница «Метрополь»

Во-вторых, уникальный потолок расписан на тему венецианского карнавала. Росписи выполнены в начале ХХ века художником Игнатием Нивинским

Гостиница «Метрополь»

И присмотритесь: помимо живописи здесь ещё тонкая, изящная тонированная золотом лепнина

Гостиница «Метрополь»

Раньше этот зал носил имя французского короля Людовика XV

Гостиница «Метрополь»

Фрагменты потолочной росписи в зале «Чехов»

Гостиница «Метрополь»

Гостиница «Метрополь»

Ещё один конференц-зал второго этажа – зал «Бунин». На фото хорошо видно, что его двери с витражными простенками выходят в атриум ресторана, на балкон

Гостиница «Метрополь»

Потолочные карнизы и подпотолочный фриз выполнены тонированной лепниной

Гостиница «Метрополь»

        Центральный потолочный светильник и розетка под него. Светильник, кстати, просто шикарен: лебеди с круто изогнутыми шеями держат в клювах кольца, к которым подвешены светящиеся лампочки

Гостиница «Метрополь»

С балкона мы можем увидеть зал ресторана сверху

Гостиница «Метрополь»

…а витражный купол — ближе

Гостиница «Метрополь»

        В гостинице «Метрополь» имеются и другие, очень интересные, помещения. Например, «Боярский зал» или «Русская палата», расписанный в стиле русского теремного зодчества. Или «Красный зал», где в 1951 году проходил торжественный приём с участием Мао Цзедуна и Сталина, а в 1960-х годах принимали Джона Кеннеди. Но нашу экскурсию туда не водили, впрочем, я не слышала, чтобы туда пускали и другие группы. Поэтому я завершаю свой фоторассказ об этом красивейшем здании столицы

Гостиница «Метрополь»

Добавить комментарий