Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который вы видите на снимке, был выстроен в 1879 г. Известно, что с середины XVIII века городская усадьба на этом месте принадлежала фабрикантам Плавильщиковым. Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова.

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке. Внешний вид

Следующий наследник — Алексей Викулович – вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает архитектора Федора (Франца) Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Морозовых в Подсосенском переулке – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства. К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков.

Мы же начнем знакомство с особняком Морозовых с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический. Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» (Морозовы)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса (в Древней Греции) и Меркурия (в Древнем Риме), что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Династия Морозовых очень многочисленная, обычно её представителей различают по ветвям рода: Захаровичи, Абрамовичи, Викуловичи и Тимофеевичи. У каждой ветви была своя мануфактура (предприятие) в разных городах России. Так, Викула Елисеевич, который выстроил этот особняк, владел Орехово-Зуевской мануфактурой. Именно на средства Викуловичей была выстроена в Москве Морозовская детская больница, которая до сих служит своему предназначению.

Но вернемся к особняку Морозовых в Подсосенском переулке. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Эти скульптуры более поздние, выполнены Сергеем Коненковым. Он в то время был совсем начинающим скульптором, студентом, а при оформлении этого дома не только хорошо платили, но и не ограничивали в фантазиях

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

 В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Повнимательней посмотрим на грозные лица богов по обеим сторонам ворот

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В отличие от большинства других особняков Москвы, эта усадьба мало переходила из рук в руки: Морозовы владели ею вплоть до революции 1917 года. После национализации особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами. Сейчас здесь располагается не то какое-то подразделение общества «Знание», не то общественный фонд ветеранов-военнослужащих. Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а через боковой, со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Росписи изображают грифонов. Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

С верхней площадки лестницы через холлы двигаемся к залам и гостиным особняка. Но эти холлы сами по себе представляют произведение искусства: посмотрите, насколько сложен и прихотлив многоярусный карниз потолка, какая изящная роспись стен

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Считается, что холл отделан росписями в стиле римских вилл, так что любуемся на помпейскую манеру, столь редкую в Москве

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вот росписи верхней части стен

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Росписи пилястр и внутренней поверхности арки, отделяющей одну часть холла от другой:

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке         Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вторая часть холла имеет такой потолок с двумя рядами кессонов

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Внутри кессонов живописные изображения

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Очень изящно оформление стенных панелей и дверных групп холла

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Как я поняла, автором интерьеров второго этажа является архитектор М.Чичагов. Не знаю, он ли проектировал тот вариант холлов, который мы видим, но точно, что следующие залы второго этажа сохранили его отделку. Сначала мы войдем в голубую танцевальную гостиную

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Здесь также восстановлены и потолок, и стены, но так как здание используется в качестве административного, то помещение заполнено современной офисной мебелью. Не будем обращать на неё внимание, рассмотрим лепнину потолка и дверных порталов

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Оформление дверного портала в танцевальной гостиной особняка Морозовых в Подсосенском переулке

Впечатляющий потолочный плафон под люстру (люстра современная, я её не показываю)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В танцевальной гостиной сохранился мраморный камин

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Другие двери из холла ведут в такую музыкальную гостиную

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

О музыкальном предназначении комнаты говорят объемные изображения на стенных панно

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Впечатляет пышная лепнина потолка и стен

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Лепнина занимает всё пространство потолка, так что плафон под светильник становится её частью

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Далее экскурсантам показывают помещения первого этажа, оформленные уже Ф.О.Шехтелем. Во-первых, это парадный вестибюль (помните парадный вход с атлантами и балконом вместо козырька?). Он решен в египетском стиле

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Очень яркие, сочные краски. Необычны изображения крылатых змей

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Причудливо сочетание в одном объекте и стилизованных лотосов, и пятиконечных звездочек

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Ну и, наконец, визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф.О.Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вот вид в противоположную сторону, на входную арку

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, как бы стекает в нижнее помещение

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

У подножия лестницы сидит гном или старичок

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно»

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Обратите внимание, что даже столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй. А уж фантазия рисунка и великолепная деревянная резьба лестницы вообще запредельны

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

На первом этаже ещё привлекает внимание камин, полку которого поддерживают горгульи

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц (написала и задумалась: а может у них мордочки? Ну у этих-то скорее лица;-)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке        Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Постараемся оторвать глаза от волшебства первого этажа и посмотреть вверх, на потолок, оформленный резьбой и росписями

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Так же на уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа – «Полет Мефистофеля» (все подлинники хранятся в Третьяковской галерее)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»…

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

…и «Маргарита» (этот образ Врубель писал со своей жены)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Столбики лестницы здесь завершаются вот такими фантазийными шишками-репейниками

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Лестница ведёт в библиотеку, вот такой стреловидной аркой оформлен вход в неё

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Библиотека, хоть и является частью кабинета, решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света. На следующей панораме библиотеки помимо шкафов вы видите дверь в соседнее помещение второго этажа, со стрельчатой аркой и накладными фигурными петлями

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Замечу, что на фото электроосвещение и фотовспышка искажают естественный оттенок дерева, делают его желтым и вульгарным. В действительности фактура дерева библиотеки запомнилась мне мягкой и благородной. На снимках без вспышки цветопередача более приближена к реальности. Потолок же сам по себе достоин внимания и восхищения

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

По всему периметру библиотеки на верхней части стен под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе. В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей (примерно как в баснях Крылова)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Скорее всего, повторное обращение в оформлении особняка Морозовых в Подсосенском переулке к творчеству Гёте не случайно: архитектор не просто создавал интерьер, а выражал какую-то идею, какое-то мироощущение в соответствии с замыслами и пожеланиями заказчика. Наполнение пространства образами и символами должно было способствовать раскрытию этой идеи, создавать у хозяина и/или посетителей определённое настроение, вызывать какие-то ассоциации и воспоминания.

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Интересно сравнить кабинеты хозяев в этом и другом моём любимом особняке – С.П.Рябушинского на Малой Никитской. Насколько кабинет Рябушинского представляет собой островок делового человека в доме-прообразе мироустройства, настолько кабинет А.В.Морозова показывает нам творческого человека, полностью посвятившего себя коллекционированию художественных изделий

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения. Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Здесь всё продумано и в высшей степени функционально: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. Ведь заказчик, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, а также изделия народных промыслов. Для хранения и демонстрации своей обширной коллекции А.В.Морозов в 1914 году пристроил к особняку новое здание из трех залов. А эти застекленные шкафы кабинета использовались хозяином под витрины для фарфора. Ну, и посмотрите на резное дерево – так и хочется к нему прикоснуться, провести рукой по этим изгибам

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке      Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вообще, резное дерево во всём кабинете – это просто песнь песней, восхитительный результат безудержной фантазии, изысканного вкуса и виртуозного воплощения. Вот входная арка украшена таким элементом, назначения которого не знаю, но любоваться готова бесконечно

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Хочется особо обратить ваше внимание на высочайшее мастерство исполнения: здесь именно тот случай, когда ремесло достигает высот искусства. Рассматриваешь резьбу кабинета и гостиной — и на ум невольно приходят строки О.Мандельштама:

…красота — не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

Так вот, вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра хозяина, Алексея Морозова. Мебельная фабрика П.Шмидта имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф.Шехтеля

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. Вот посмотрите на фото столетней давности, как это было задумано и первоначально реализовано. Обратите ещё внимание на светильники: на центральный над столом и на индивидуальные лампы над каждым рабочим местом. Ведь светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф.Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Кроме того, этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Не совсем помню, то ли раздвигаются ячейки стола, то ли снимается шестигранник в центре стола, но каким-то образом обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников. Сейчас мы туда отправимся и вы увидите, как организовано освещение гостиной. Непосредственно из библиотеки в расположенную под ней гостиную пройти нельзя, надо вернуться по лестнице с гномом на первый этаж кабинета и через вот такие двери войти в рокайльную гостиную. Обратите внимание, со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле…

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

…а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Как я уже упоминала, архитектор стилизовал интерьер до мельчайших деталей. Вот как оформлены изнутри дверные ручки и замочные скважины

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Ну и непосредственно сами двери. Похоже, что здесь использовано несколько видов дерева по типу маркетри. И, конечно, высочайшее искусство резчика

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Дверной проём изнутри чем-то напоминает павлина с гигантским хвостом, что, впрочем, очень соответствует стилю и духу рококо

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Рокайльная гостиная небольшая, сделать панорамный снимок трудно, да и экскурсанты толпятся, спешат всё рассмотреть и запечатлеть, поэтому ни у себя, ни в интернете я не нашла общий снимок гостиной. Будем рассматривать её по частям. Вот наиболее общий вид

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная и куртуазная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения. Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке  Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол наверху, в библиотеке. Вот как выглядит потолочный светильник при выключенной люстре (проектом вообще никаких подвесных светильников не предусматривалось, люстра — это творчество последующих обитателей особняка)

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вот потолочный светильник рокайльной гостиной при включенной люстре

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Ещё раз восхищусь ярким талантом зодчего: стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность, но стилизация Шехтеля столь изысканна и изящна, что у зрителя нет ощущения чрезмерности и обременённости, всё гармонично, но в то же время роскошно, игриво и комфортно. Бал здесь правит завиток, изящная кривая линия, как и положено в интерьерах рококо. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В двух противоположных углах рокайльной гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения. Но как оригинально это выполнено! В одном углу оформлен зеркальный эркер с диванчиком

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Эркер производит впечатление драгоценной игрушки, сказочно-волшебного уголка

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В оформлении здесь тоже угадываются какие-то сказочные птицы

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

А напротив зеркального эркера располагается зеркало над камином из яшмы

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Массив яшмы внушает почтение своей мощью и природной красотой

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Здесь даже решетки отопления и вентиляции представляют собой произведения искусства

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Вот, пожалуй, всё по кабинету и по рокайльной гостиной, эти двум жемчужинам особняка Морозовых в Подсосенском переулке. Экскурсантам показывают ещё два помещения первого этажа, недавно воссозданных. Фактически там остался только потолок. Предназначение помещений точно не известно. Первую комнату представляют как курительную или мужскую гостиную. Здесь кессонированный потолок из дерева с очень необычным декором, напоминающим шахматные фигуры

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В этом кабинете сохранилась обшивка стен деревянными панелями, но абсолютно обычная. Комната напротив, судя по декору, женская или, скорее, девичья гостиная. Вот смотрите сами

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Здесь применена роспись по лепнине

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Букеты и гирлянды очень нежных цветов и оттенков

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

И в заключение о всей усадьбе в целом. Во дворе особняка находится дом, кардинально перестроенный и надстроенный тремя этажами. Считается, что часть его подвалов и первого этажа остались ещё от первого хозяина – купца Плавильщикова. К этому дому по проекту Ф.Шехтеля был пристроен зимний сад. Он до наших дней не дошел даже на изображениях, но кое-какие его следы ещё видны. На фото ниже кирпичный забор с железным ограждением поверху показывает периметр зимнего сада. Арка, следы которой видны на фасаде, скорее всего задавала форму свода. На фото не очень понятно, но среднее окно – это дверь. Сейчас она ведёт буквально в никуда, а раньше от неё в зимний сад спускалась лестница. Сама арка была украшена скульптурными изображениями работы М.Врубеля.

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Ещё по проекту Ф.Шехтеля в глубине усадьбы была возведена старообрядческая купольная молельня, которая также не сохранилась. Все Морозовы принадлежали к старообрядцам и строго придерживались дореформенных обычаев. Так, мужчины Морозовы непременно носили окладистую бороду. Вот они, представители 4-х ветвей семьи Морозовых: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Василий Захарович, Викула Елисеевич

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

В благодарную память о хозяевах особняка Морозовых в Подсосенском переулке необходимо сказать, что после революции 1917 года А.В.Морозов не уехал за границу, а остался хранителем при национализированных сокровищах. Он даже добился открытия в бывшем своем особняке музея на недолгий период, но потом уникальнейшая коллекция разошлась по музеям. Представьте, что это была за коллекция, если даже после понесённых в революционные годы утрат её предметы ушли в Оружейную палату, Исторический музей, Третьяковку, нынешний ГМИИ им.Пушкина и другие музеи!  Уникальный фарфор в основном попал в музей в Кускове. Вот портрет кисти В.Серова этого незаурядного человека, коллекционера, собравшего, помимо прочих, лучшие коллекции фарфора и икон из когда-либо существовавших в России

Особняк Морозовых в Подсосенском переулке

Добавить комментарий