Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который вы видите на снимке, был выстроен в 1879 г. Известно, что с середины XVIII века городская усадьба на этом месте принадлежала фабрикантам Плавильщиковым. Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрел владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Дмитрия Чичагова.
Следующий наследник — Алексей Викулович – вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает архитектора Федора (Франца) Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство особняка Морозовых в Подсосенском переулке – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства. К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков.
Мы же начнем знакомство с особняком Морозовых с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический. Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» (Морозовы)
В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса (в Древней Греции) и Меркурия (в Древнем Риме), что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России
Династия Морозовых очень многочисленная, обычно её представителей различают по ветвям рода: Захаровичи, Абрамовичи, Викуловичи и Тимофеевичи. У каждой ветви была своя мануфактура (предприятие) в разных городах России. Так, Викула Елисеевич, который выстроил этот особняк, владел Орехово-Зуевской мануфактурой. Именно на средства Викуловичей была выстроена в Москве Морозовская детская больница, которая до сих служит своему предназначению.
Но вернемся к особняку Морозовых в Подсосенском переулке. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка
По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия
Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов
Эти скульптуры более поздние, выполнены Сергеем Коненковым. Он в то время был совсем начинающим скульптором, студентом, а при оформлении этого дома не только хорошо платили, но и не ограничивали в фантазиях
В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу
Повнимательней посмотрим на грозные лица богов по обеим сторонам ворот
В отличие от большинства других особняков Москвы, эта усадьба мало переходила из рук в руки: Морозовы владели ею вплоть до революции 1917 года. После национализации особняк сменил множество постояльцев: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами. Сейчас здесь располагается не то какое-то подразделение общества «Знание», не то общественный фонд ветеранов-военнослужащих. Вход в особняк осуществляется не через парадный подъезд с атлантами, а через боковой, со двора, куда ведут въездные ворота. В итоге мы попадаем на двухмаршевую мраморную лестницу. Она имеет кессонированные потолки с лепными карнизами и росписями в технике гризайль в верхней части стен. Росписи изображают грифонов. Аналогично оформлена и верхняя площадка лестницы, куда выходят двери помещений второго этажа
Фотографии внутри помещений редко получаются удачными, поэтому далее будут использоваться в том числе и фотографии, взятые с сайта «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru» с любезного согласия их автора. Эти снимки легко определить по логотипу сайта в углу. Итак, с верхней площадки лестницы через холлы двигаемся к залам и гостиным особняка. Но эти холлы сами по себе представляют произведение искусства: посмотрите, насколько сложен и прихотлив многоярусный карниз потолка, какая изящная роспись стен
Считается, что холл отделан росписями в стиле римских вилл, так что любуемся на помпейскую манеру, столь редкую в Москве
Вот росписи верхней части стен
Росписи пилястр и внутренней поверхности арки, отделяющей одну часть холла от другой:
Вторая часть холла имеет такой потолок с двумя рядами кессонов
Внутри кессонов живописные изображения
Ценно то, что здесь сохранился не только потолок, но и декор вертикального стенового пространства
Очень изящно оформление стенных панелей и дверных групп холла
Как я поняла, автором интерьеров второго этажа является архитектор М.Чичагов. Не знаю, он ли проектировал тот вариант холлов, который мы видим, но точно, что следующие залы второго этажа сохранили его отделку. Сначала мы войдем в голубую танцевальную гостиную
Здесь также восстановлены и потолок, и стены, но так как здание используется в качестве административного, то помещение заполнено современной офисной мебелью. Не будем обращать на неё внимание, рассмотрим лепнину потолка и дверных порталов
Впечатляющий потолочный плафон под люстру (люстра современная, я её не показываю)
В танцевальной гостиной сохранился мраморный камин
Над ним находится зеркало с очень пышным лепным убором
Другие двери из холла ведут в такую музыкальную гостиную
О музыкальном предназначении комнаты говорят объемные изображения на стенных панно
Впечатляет пышная лепнина потолка и стен
Лепнина занимает всё пространство потолка, так что плафон под светильник становится её частью
Далее экскурсантам показывают помещения первого этажа, оформленные уже Ф.О.Шехтелем. Во-первых, это парадный вестибюль (помните парадный вход с атлантами и балконом вместо козырька?). Он решен в египетском стиле
Очень яркие, сочные краски. Необычны изображения крылатых змей
Причудливо сочетание в одном объекте и стилизованных лотосов, и пятиконечных звездочек
Ну и, наконец, визитная карточка этого особняка, одно из лучших творений Ф.О.Шехтеля — двухсветный кабинет хозяина
Вот вид в противоположную сторону, на входную арку
Кабинет выполнен в излюбленном архитектором готическом стиле, целиком отделан дорогим темным деревом
Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, как бы стекает в нижнее помещение
У подножия лестницы сидит гном или старичок
У его ног — раскрытая книга с надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно»
Мне этот старичок добрым не показался, крючковатый нос и торчащий зуб доверия не внушили
Необычный образ лестницы, самой по себе являющейся произведением искусства, дополняет дракон, сидящий на столбе-шесте в верхней части лестницы
Обратите внимание, что даже столб, на котором сидит дракончик, словно бы покрыт чешуёй. А уж фантазия рисунка и великолепная деревянная резьба лестницы вообще запредельны
На первом этаже ещё привлекает внимание камин, полку которого поддерживают горгульи
Этих чудищ интересно разглядывать с разных ракурсов, у них словно меняется выражение лиц (написала и задумалась: а может у них мордочки? Ну у этих-то скорее лица;-)
В верхней части камина присутствуют две маски горгулий и четыре неповторяющиеся резные головы
Сохранились часы в форме готической башни и стул, похожий на трон, с резным готическим навершием спинки
Постараемся оторвать глаза от волшебства первого этажа и посмотреть вверх, на потолок, оформленный резьбой и росписями
На втором уровне оконные проемы заполнены витражами, которые приглушают яркий свет с улицы и создают в кабинете полумрак
Так же на уровне второго этажа деревянные панели кабинета оформлены большими живописными панно, созданными Михаилом Врубелем на темы «Фауста» Гёте. Слева панно «Мефистофель и ученик», справа – «Полет Мефистофеля» (все подлинники хранятся в Третьяковской галерее)
Если же подниматься по лестнице, то по бокам от ниши на промежуточной площадке будет ещё два узких вертикальных панно кисти Врубеля: «Фауст»…
…и «Маргарита» (этот образ Врубель писал со своей жены)
Сама ниша на промежуточной площадке лестницы напоминает о временах рыцарей и королев
Столбики лестницы здесь завершаются вот такими фантазийными шишками-репейниками
Лестница ведёт в библиотеку, вот такой стреловидной аркой оформлен вход в неё
Библиотека, хоть и является частью кабинета, решена в иной вариации готического стиля. Тут более светлое дерево, к тому же это угловая комната и здесь больше окон и света. На следующей панораме библиотеки помимо шкафов вы видите дверь в соседнее помещение второго этажа, со стрельчатой аркой и накладными фигурными петлями
Замечу, что на фото электроосвещение и фотовспышка искажают естественный оттенок дерева, делают его желтым и вульгарным. В действительности фактура дерева библиотеки запомнилась мне мягкой и благородной. На снимках без вспышки цветопередача более приближена к реальности. Потолок же сам по себе достоин внимания и восхищения
По всему периметру библиотеки на верхней части стен под потолком идет расписной фриз на сюжет поэмы Гёте о Рейнеке-лисе. В этой поэме выведены разные типажи общества средневековой Германии в образах зверей (примерно как в баснях Крылова)
Скорее всего, повторное обращение в оформлении особняка Морозовых в Подсосенском переулке к творчеству Гёте не случайно: архитектор не просто создавал интерьер, а выражал какую-то идею, какое-то мироощущение в соответствии с замыслами и пожеланиями заказчика. Наполнение пространства образами и символами должно было способствовать раскрытию этой идеи, создавать у хозяина и/или посетителей определённое настроение, вызывать какие-то ассоциации и воспоминания.
Интересно сравнить кабинеты хозяев в этом и другом моём любимом особняке – С.П.Рябушинского на Малой Никитской. Насколько кабинет Рябушинского представляет собой островок делового человека в доме-прообразе мироустройства, настолько кабинет А.В.Морозова показывает нам творческого человека, полностью посвятившего себя коллекционированию художественных изделий
Вдоль стен стоят дубовые книжные шкафы, изготовленные специально для этого помещения. Обратите внимание, что верх шкафов оформлен как крыша средневекового европейского дома: с черепицей и башенками
Здесь всё продумано и в высшей степени функционально: шкафы имеют выдвижные полки для удобства работы с литографиями и тяжелыми фолиантами. Ведь заказчик, Алексей Викулович Морозов, собирал древние иконы, гравюры, фарфор, изделия из хрусталя, стекла, а также изделия народных промыслов. Для хранения и демонстрации своей обширной коллекции А.В.Морозов в 1914 году пристроил к особняку новое здание из трех залов. А эти застекленные шкафы кабинета использовались хозяином под витрины для фарфора. Ну, и посмотрите на резное дерево – так и хочется к нему прикоснуться, провести рукой по этим изгибам
Вообще, резное дерево во всём кабинете – это просто песнь песней, восхитительный результат безудержной фантазии, изысканного вкуса и виртуозного воплощения. Вот входная арка украшена таким элементом, назначения которого не знаю, но любоваться готова бесконечно
Хочется особо обратить ваше внимание на высочайшее мастерство исполнения: здесь именно тот случай, когда ремесло достигает высот искусства. Рассматриваешь резьбу кабинета и гостиной — и на ум невольно приходят строки О.Мандельштама:
…красота — не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Так вот, вся мебель изготовлена на фабрике Павла Шмидта, замужем за которым была сестра хозяина, Алексея Морозова. Мебельная фабрика П.Шмидта имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.
В центре библиотеки находится шестигранный стол, изготовленный по проекту Ф.Шехтеля
Изначально каждая вторая ячейка этого шестигранника представляла собой витрину, где были выставлены ценные раритеты из собрания, сложившегося за три поколения рода Морозовых. А для изучения фолиантов и гравюр использовались промежутки в виде столов, расположенные между витринами. Вот посмотрите на фото столетней давности, как это было задумано и первоначально реализовано. Обратите ещё внимание на светильники: на центральный над столом и на индивидуальные лампы над каждым рабочим местом. Ведь светильники особняка до наших дней не сохранились, а Ф.Шехтель проектировал интерьеры комплексно и разрабатывал все мелкие детали, вплоть до дверных ручек и вентиляционных решеток
Кроме того, этот стол помогает обеспечить освещение гостиной, расположенной под библиотекой. Не совсем помню, то ли раздвигаются ячейки стола, то ли снимается шестигранник в центре стола, но каким-то образом обеспечивается доступ к электролампочкам, расположенным в полу под столом и освещающим нижнюю гостиную по принципу встроенных потолочных светильников. Сейчас мы туда отправимся и вы увидите, как организовано освещение гостиной. Непосредственно из библиотеки в расположенную под ней гостиную пройти нельзя, надо вернуться по лестнице с гномом на первый этаж кабинета и через вот такие двери войти в рокайльную гостиную. Обратите внимание, со стороны кабинета двери выполнены в готическом стиле…
…а изнутри эти двери уже выполнены в стиле рококо, как и сама гостиная
Как я уже упоминала, архитектор стилизовал интерьер до мельчайших деталей. Вот как оформлены изнутри дверные ручки и замочные скважины
Ну и непосредственно сами двери. Похоже, что здесь использовано несколько видов дерева по типу маркетри. И, конечно, высочайшее искусство резчика
Дверной проём изнутри чем-то напоминает павлина с гигантским хвостом, что, впрочем, очень соответствует стилю и духу рококо
Рокайльная гостиная небольшая, сделать панорамный снимок трудно, да и экскурсанты толпятся, спешат всё рассмотреть и запечатлеть, поэтому ни у себя, ни в интернете я не нашла общий снимок гостиной. Будем рассматривать её по частям. Вот наиболее общий вид
Стены декорированы французскими гобеленами, цветочная и куртуазная тематика которых вкупе с нежными пастельными оттенками очень подходит общему стилю помещения. Из-за этих шпалер помещение называют ещё гобеленовой гостиной
Считается, что из-за гобеленов, которым вреден яркий свет, здесь было сделано приглушенное центральное освещение через матовые стекла потолка. Для технического обслуживания этого освещения и использовался шестигранный стол наверху, в библиотеке. Вот как выглядит потолочный светильник при выключенной люстре (проектом вообще никаких подвесных светильников не предусматривалось, люстра — это творчество последующих обитателей особняка)
Вот потолочный светильник рокайльной гостиной при включенной люстре
Ещё раз восхищусь ярким талантом зодчего: стиль рококо предполагает большую декоративную нагруженность, но стилизация Шехтеля столь изысканна и изящна, что у зрителя нет ощущения чрезмерности и обременённости, всё гармонично, но в то же время роскошно, игриво и комфортно. Бал здесь правит завиток, изящная кривая линия, как и положено в интерьерах рококо. Потолок гостиной украшен золоченой резьбой
В двух противоположных углах рокайльной гостиной расположены зеркала для зрительного увеличения пространства за счет многократного отражения. Но как оригинально это выполнено! В одном углу оформлен зеркальный эркер с диванчиком
Эркер производит впечатление драгоценной игрушки, сказочно-волшебного уголка
В оформлении здесь тоже угадываются какие-то сказочные птицы
А напротив зеркального эркера располагается зеркало над камином из яшмы
Массив яшмы внушает почтение своей мощью и природной красотой
Здесь даже решетки отопления и вентиляции представляют собой произведения искусства
Вот, пожалуй, всё по кабинету и по рокайльной гостиной, эти двум жемчужинам особняка Морозовых в Подсосенском переулке. Экскурсантам показывают ещё два помещения первого этажа, недавно воссозданных. Фактически там остался только потолок. Предназначение помещений точно не известно. Первую комнату представляют как курительную или мужскую гостиную. Здесь кессонированный потолок из дерева с очень необычным декором, напоминающим шахматные фигуры
В этом кабинете сохранилась обшивка стен деревянными панелями, но абсолютно обычная. Комната напротив, судя по декору, женская или, скорее, девичья гостиная. Вот смотрите сами
Здесь применена роспись по лепнине
Букеты и гирлянды очень нежных цветов и оттенков
И в заключение о всей усадьбе в целом. Во дворе особняка находится дом, кардинально перестроенный и надстроенный тремя этажами. Считается, что часть его подвалов и первого этажа остались ещё от первого хозяина – купца Плавильщикова. К этому дому по проекту Ф.Шехтеля был пристроен зимний сад. Он до наших дней не дошел даже на изображениях, но кое-какие его следы ещё видны. На фото ниже кирпичный забор с железным ограждением поверху показывает периметр зимнего сада. Арка, следы которой видны на фасаде, скорее всего задавала форму свода. На фото не очень понятно, но среднее окно – это дверь. Сейчас она ведёт буквально в никуда, а раньше от неё в зимний сад спускалась лестница. Сама арка была украшена скульптурными изображениями работы М.Врубеля.
Ещё по проекту Ф.Шехтеля в глубине усадьбы была возведена старообрядческая купольная молельня, которая также не сохранилась. Все Морозовы принадлежали к старообрядцам и строго придерживались дореформенных обычаев. Так, мужчины Морозовы непременно носили окладистую бороду. Вот они, представители 4-х ветвей семьи Морозовых: Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Василий Захарович, Викула Елисеевич
В благодарную память о хозяевах особняка Морозовых в Подсосенском переулке необходимо сказать, что после революции 1917 года А.В.Морозов не уехал за границу, а остался хранителем при национализированных сокровищах. Он даже добился открытия в бывшем своем особняке музея на недолгий период, но потом уникальнейшая коллекция разошлась по музеям. Представьте, что это была за коллекция, если даже после понесённых в революционные годы утрат её предметы ушли в Оружейную палату, Исторический музей, Третьяковку, нынешний ГМИИ им.Пушкина и другие музеи! Уникальный фарфор в основном попал в музей в Кускове. Вот портрет кисти В.Серова этого незаурядного человека, коллекционера, собравшего, помимо прочих, лучшие коллекции фарфора и икон из когда-либо существовавших в России
Очень интересно.Спасибо,Проходила мимо,но не думала,что такая красота.А как туда можно попасть?
Попасть в этот особняк нелегко, занимающие его организации не предлагают посещений на регулярной основе. Лично я знаю два способа.
Первый — поискать через интернет турагенства, которые водят туда экскурсии. Даже если сразу не найдете, надо регулярно мониторить этот вопрос, чтобы поймать возможность. Понятно, что это будет платно.
Второй способ — бесплатный, но редкий и ненадежный. Не каждый год, но часто особняк попадает в список объектов, доступных в Дни исторического и культурного наследия. Эти дни приурочены к двум датам: 18 апреля — Международный день охраны памятников и исторических мест, 18 мая — Международный день музеев. Трудность тут заключается в возможности записаться, потому что места расхватываются моментально, а надо ещё уловить место и момент, когда будет производиться запись: меняются сайты и организации, через которых проводятся эти мероприятия.
Так что в любом случае надо проявить настойчивость, но поверьте, результат того стоит )
Упомянутый в тексте как источник ряда фотографий авторский сайт «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru» периодически проводит запись на экскурсии по особняку Морозовых в Подсосенском.
В конце 80-х я работала в здании напротив, и через окна первого этажа были видны изумительные интерьеры особняка Морозовых. Тогда там размещалось какое-то издательство. Очень хотелось осмотреть эту красоту, но увы… как замечательно, что удалось сохранить интерьеры, несмотря на все повороты истории!
В части особняка, которая на последней фотографии, с предполагаемым зимним садом, многие годы проводились занятия ВКИЯ (Высшей школы иностранных языков Минэкономразвития). Мы учили и снимали. И восхищались изумительными комнатами с мозаикой и лепниной… У нас остались где-то фотографии… Это лишь часть особняка… Не менее прекрасная…))
Марина, добрый день! Если у вас сохранились фото с интерьерами флигеля с оранжереей, напишите мне, пожалуйста.
Спасибо огромное за информацию и фото!
Спасибо,всё интересно,и текст,и подбор фотографий…Но …архитектор не Михаил Чичагов, а Дмитрий Чичагов — сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850—1859 обучался в Московском дворцовом архитектурном училище. В 1871—1872 — главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21).
Принято, поправила. Большое спасибо за интерес и внимание к нашему сайту! Даю слово в дальнейшем внимательнее относится к данным)
В этом прекрасном особняке не одно десятилетие
Находилось издательство » Наука» АН СССР до пожара в начале 90-х почти одновременно в этом доме и в Доме актера на углу Тверской и Пушкинской пл.
Издательство выехало,а у дома помимо Академии наук появился второй хозяин- Лужков отдал дом Обществу ветеранов Афганистана. С 1997 до 2000 г. В обгорелой части дома сидели 4 редакции журналов Академии наук и в отремонтированной части чиновники общества АФганцев.После длительных тяжб и судов у Академии отобрали особняк( планировалось,что это будет дом приемов Академии наук) и он перешел к афганцам,вернее чиновникам.уже в конце 90-х
Были проведены реставрационные работы,выяснилось, что колоны при входе цветные, много цвета. Этот особняк перед пожаром хотели внести в список Юнеско,ходили вечерами делали съемки..Кстати,никаких панно ВРУБЕЛЯ ?по лестнице на 2 этаж в библиотеку не было,а сей час откуда они взялись? Кому принадлежит здание и какие у города на него планы,вот бы музей,было бы здорово!Отремонтируют и посадят сюда каких- нибудь
Молодых представителей из Думы и им подобных.
Также,как теперь не попасть в Дом дружбы около Арбатской и Путевой дворец у динамо.
Спасибо вам за рассказ про наш Подсосенский,21!
Панно Врубеля — это копии. Оригиналы — в Третьяковской галерее.
Кто-то (вроде бы те же люди из Общества ветеранов) решил, что если оригиналы вернуть на место нельзя, то пусть хоть копии висят. Заказали, развесили.
Спасибо! Прекрасные фотографии!
Такие светлые и добрые глаза на портрете Серова у В.А. Морозова. Уже много лет хожу на работу мимо этой прекрасной усадьбы и не перестаю восхищаться. Всегда было интересно, какие интерьеры внутри. Спасибо за интересную информацию, хотелось бы попасть вовнутрь на экскурсию.
Сегодня была на экскурсии по этому зданию, а этот пост закрепил пройденное). Очень впечатляет! С февраля здание пока открыто для экскурсий. В нем сейчас дом народов России.
Удалось попасть на экскурсию внутрь особняка. Впечатляет! А мастерские фотографиии, сделанные при отсутствии публики, еще усилили впечатление и дали возможность рассмотреть упущенные детали и подробности. Спасибо! Такие места, без всякого сомнения, должны быть открыты для публики, чтобы служить образованию и воспитанию подрастающей молодежи!