Особняк Рябушинского С.П., о котором сегодня пойдет речь, заслуживает внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Во-вторых, это один из немногих объектов, дошедших до нас в достойном состоянии и в изначально задуманном композиционном единстве внешнего облика и внутренних интерьеров. И в-третьих, что немаловажно для нас, он легко доступен для посещения. Располагается этот красивый двухэтажный особняк в самом начале Малой Никитской улицы, около площади Никитских ворот.

Вид на особняк Рябушинского С.П. с ул.Малая Никитская

Вид на особняк Рябушинского С.П. с ул.Малая Никитская

Построен особняк Рябушинского в начале прошлого века, в 1900-1903 гг., архитектором Федором Шехтелем для Степана Павловича Рябушинского — известного предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, один из сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Поднялась династия Рябушинских на ткацком производстве, постепенно расширяясь и осваивая смежные отрасли, к 1917 году она владела паями и акциями банков, лесопромышленными и металлообрабатывающими предприятиями. Хозяин особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, впоследствии Завод имени Лихачёва.

После 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад. С 1931 года в доме, после возвращения на родину, жил с семьей писатель А.М. Горький. С 1965 года в особняке размещается дом-музей А.Горького. С одной стороны, пребывание здесь знаменитого пролетарского писателя и открытие его мемориального музея во многом послужили сохранению особняка, а с другой стороны, явились причиной значительных изменений в интерьере, о которых я ещё упомяну.

Вид на особняк Рябушинских

Вид на боковой фасад особняка

Перед  началом осмотра важно запомнить, что архитектор Федор Осипович Шехтель разрабатывал проект здания после подробного и длительного обсуждения с заказчиком и во многом идеи, мотивы, заложенные в оформление особняка, отражают желания заказчика, продиктованы его мироощущением и  настроением. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды

Завиток ограды особняка Рябушинского С.П.

которые складываются в завораживающую ритмику бегущих волн

Ограда особняка Рябушинского С.П.

Ограда особняка

Обратите внимание на индивидуальные форму, размер и рисунок переплетов каждого окна на главном фасаде

Окна особняка Рябушинского С.П.     Окна особняка Рябушинского С.П.

Окно балкона над входной дверью

Окно балкона над входной дверью особняка Рябушинского

На боковом фасаде окна также разнообразны по форме, размерам и рисунку оконных рам

Окна бокового фасада особняка Рябушинского С.П,

Кстати, готовя этот материал, я с удивлением узнала, что Ф.О.Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором Антонио Гауди, они не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше, можно предположить, что он был в чем-то авторитетом и вдохновителем для Шехтеля. По крайней мере, в фантазийных образах и пластических решениях обоих есть что-то общее. Продолжим рассматривать наш московский дом. Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Обратите внимание на решетку крыльца, напоминающую рыбью чешую (мотив водной стихии!), и вычурные кронштейны под сильно выступающим карнизом

Крыльцо бокового фасада особняка Рябушинского С.П.

Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей

Мозаика на фризе особняка Рябушинского С.П.

%d0%bc%d0%be%d0%b7%d0%b0%d0%b8%d0%ba%d0%b02

Как вспоминал сын архитектора, Ф.О.Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину. Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок.

Мозаика на фризе особняка Рябушинского С.П.

Вот эти калитка и дверь парадного входа закрыты для посетителей, но представим, что мы входим в особняк через  них, то есть так, как задумывал архитектор

Парадный вход в особняк Рябушинского С.П.

Парадный вход в особняк

Мы попадаем в прихожую

%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%b6%d0%b0%d1%8f

Обратите внимание на ручки входной двери: такое изящное решение предохраняет стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий) и соответствует общей пластической стилистике здания.

Следует упомянуть, что архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек. К сожалению, до нас не дошла мебель и почти не сохранились авторские светильники, а вот в честь дверных ручек хочется складывать оды, настолько они гармонируют с соответствующим помещением, неизменно удобно ложатся в руку и при этом неиссякаемо разнообразны. Далее мы ещё неоднократно убедимся в этом.

От входной двери мы видим витраж с изображением пейзажа. Это панно таинственным образом меняет свой облик при взгляде на него с разных точек и в течение дня может выглядеть утренним, дневным, вечерним и ночным. Запомните теплые осенние оттенки с этой фотографии, потом мы увидим витраж по-другому

Витражное панно в вестибюле особняка Рябушинского С.П.

Витражное панно в вестибюле особняка

Парные светильники на фото – это видимая часть великолепной фантазии Шехтеля. Дело в том, когда в особняк въехал М.Горький, возникла проблема с размещением книг его огромной библиотеки. Для книг по всему дому расставлялись шкафы, вот и в вестибюле прихожей были сооружены эти два парных шкафа, которые разделили пространство и скрыли от глаз вот такие ажурные перегородки, напоминающие одновременно и крылья бабочки, и силуэт богомола (фото начала ХХ века)

Фотография парадного вестибюля особняка (начало ХХ века)

Фотография парадного вестибюля особняка

Из прихожей двери ведут в кабинет хозяина, в мужскую гостиную и в холл с лестницей – в последний мы и направимся.

Здесь находится идейно-композиционный центр особняка — величественная парадная лестница в форме волны из светлого серо-зеленого эстонского мрамора высотой 12 метров. В общей структуре дома лестница выступает как символ духовного восхождения человека, спираль её пенного кружева – как символ бесконечности развития. Внизу подводный мир, темная бездна, а человек движется вперед, выше, поднимаясь ближе к Солнцу и Богу не только физически, но и духовно.

%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0

Шкафы вдоль лестницы, которые вы видите на фото, — это опять-таки дооборудование при А.М. Горьком. Изначально они не предусматривались и по факту утяжеляют интерьер, значительно искажая первоначальный замысел архитектора. Мысленно выкиньте их из вида и полУчите вздыбившуюся кипень пенного вала на фоне стен цвета зеленоватой морской воды.

В начале лестницы, на гребне волны, установлен светильник, который при взгляде снизу похож на осьминога, при движении по лестнице преображается в медузу, а сверху напоминает панцирь черепахи

Светильник на лестнице особняка Рябушинского С.П.

Вид на светильник лестницы со 2-го этажа

Вообще, на лестницу можно смотреть с разных точек и она будет раскрываться каждый раз по-новому

Лестница особняка Рябушинских        Лестница особняка Рябушинских

На фото вверху обратите внимание на панно – помните, я просила запомнить его теплую осеннюю гамму — а здесь уже другие оттенки и другое впечатление от пейзажа. Также обратите внимание на мраморную лавочку в основании светильника – это не только милая вещица безупречных форм, но и повод для инженерных изобретений. Чтобы не замерзнуть на холодном мраморе, рядом с ней расположено окошко в виде раковины, сквозь решетку которого шел поток теплого воздуха по принципу камина.

С уважением посмотрите под ноги – паркету 100 (сто!!!) лет.  И на паркете опять-таки волна, отсылающая нас к образам морской стихии

Паркет особняка Рябушинских

Мы не будем пока подниматься по лестнице, а пройдем по комнатам первого этажа. И первое, куда радушные хозяева приглашали гостей – это гостиная

Гостиная особняка Рябушинских

Эта комната понесла значительные утраты: по просьбе А.Горького был разобран уникальный белоснежный камин знаменитого каррарского мрамора с изображением женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Вот на фотографии начала прошлого века можно увидеть как это выглядело первоначально. Ещё обратите внимание на вид из гостиной через арку на лестницу в холле – таков был замысел архитектора, а сейчас он искажен – арка закрыта дверями и портьерами

Гостиная (фото начала ХХ века)

Гостиная (фото начала ХХ века)

Мы же можем полюбоваться окном — рисунком рамы, свободой взгляда в сад  …

Окно гостиной особняка Рябушинских

…стильным оформлением дверей

%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c

А такие двери ведут из гостиной в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при А.Горьком, библиотеку

%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c%d0%b2%d0%bc%d1%83%d0%b6%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%8e%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%8e1

Они выполнены из грушевого дерева и замечательны изящной резьбой

  %d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c%d0%b2%d0%bc%d1%83%d0%b6%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%8e%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%8e2                %d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c%d0%b2%d0%bc%d1%83%d0%b6%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%8e%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%8e3

Ручка этой двери соответственно элегантна

Ручка двери из гостиной в библиотеку особняка Рябушинских

Вот так оформлено обрамление дверей со стороны мужской гостиной. Обратите внимание на лепнину потолка: тут и мелкие листья, похожие на ряску, и улиточки

Дверь мужской гостиной особняка Рябушинских

Вообще, потолок мужской гостиной впечатляет оригинальностью и прихотливым декором. Изгибы лепнины вокруг живописного панно с желтыми хризантемами повторяют рисунок оконного переплета. Посмотрите также на карниз для оконных портьер – какая причудливая фантазия, какая изящность линий и безупречность воплощения!

Потолок мужской гостиной особняка Рябушинских

Напомню, что мы на первом этаже особняка, то есть на нижнем, водном, уровне, и болотная ряска, улитки и хризантемы напоминают нам о прудах и речках, выступая как своеобразная интерпретация этой темы

Потолок мужской гостиной особняка Рябушинских

Потолок мужской гостиной особняка Рябушинских

Ручка двери из вестибюля в мужскую гостиную похожа на морского конька

%d1%80%d1%83%d1%87%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b1%d1%8e%d0%bb%d1%8c%d0%b1%d0%b8%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%be

На следующем фото справа видна вытяжка – след спланированной изначально системы обогрева и вентиляции дома. А мы через такую вот дверь идем далее, через входной вестибюль в парадный кабинет хозяина

%d0%bc%d1%83%d0%b6%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%8f_%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c%d0%b2%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%85%d0%be%d0%b6%d1%83%d1%8e

Парадный кабинет, в отличие от ранее виденных помещений, решен в более брутальном стиле, чем-то напоминающим скандинавский. Это было рабочее место С.П.Рябушинского, где он работал и принимал деловых посетителей. По дошедшим до нас сведениям рабочий стол в кабинете имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна

%d0%ba%d0%b0%d0%b1%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d1%82

Соответственно назначению здесь более лаконичное оформление потолка…

Кабинет особняка Рябушинских

… мощные двери…

Дверь кабинета особняка Рябушинских

…с брутальными косяками и более строгой резьбой

Дверь кабинета особняка Рябушинских

В кабинете есть угловой камин (мебель инородная и появилась позднее, при А.Горьком)

Камин кабинета в особняке Рябушинских

Внимание привлекает вот такое окно с витражом. Окно декоративное, межкомнатное. Изображение на нем можно толковать по-разному: здесь вроде и горы, и человек, чьё лицо скрыто от нас, а сам он как будто сливается с природой. В шкафах расставлена коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, которую много лет собирал А.Горький

Витраж в кабинете особняка Рябушинских

В кабинете есть ещё такое маленькое, словно игрушечное окно, на боковой стене здания

Окно в кабинете особняка Рябушинских

Здесь так же мастерски выполнены оконные рамы сложной формы

Рама окна в кабинете особняка Рябушинских

И своя форма дверных ручек, на этот раз с листами лавра

Ручка двери кабинета в особняке Рябушинских

Следующее помещение – малый кабинет или приёмная, где посетители ожидали перед тем  как пройти в парадный кабинет. При А.Горьком эта комната была превращена в его спальню, так как писателю тяжело было подниматься на второй этаж.  Здесь ничего не осталось от первоначального оформления, даже шкаф стоит, загораживая витраж и искажая тем самым первоначальный замысел архитектора

%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%8f

Далее, совершив круг по первому этажу дома, мы выходим к лестнице-волне, обходим её и начинаем пониматься, любуясь дивным резным парапетом, уходящим в бездну лестничного витража

Лестница особняка Рябушинских

На площадке лестницы между этажами в небольшой нише у витражного окна устроены друг против друга такие диванчики для отдыха

%d0%bb%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0_%d0%b4%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%83%d1%8d%d1%82%d0%b0%d0%b6%d0%b0%d0%bc%d0%b8

Но нам некогда останавливаться, мы продолжаем движение и спираль лестницы остается за нами

Вид сверху на лестницу в особняке Рябушинских

Вид на лестницу с верхней площадки

Восхождение по лестнице – как путь из мира подводного в мир земной. А на земле нас ждет множество проблем, бесконечное противостояния добра и зла. И как предупреждение и олицетворение этого вечной борьбы на втором этаже встречают нас отвратительные  саламандры – символ темных сил зла — и прекрасные лилии – символ чистоты и добра. Они переплетаются в композиции на капители одинокой колонны темно-красного мрамора при входе на второй этаж

Колонна с саламандрами в особняке Рябушинских

По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар. Сейчас бОльшая  часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни А.Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором…

%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f_%d0%be%d0%ba%d0%bd%d0%be

…увидеть сохранившуюся ручку на межкомнатных дверях

2%d0%b9%d1%8d%d1%82%d0%b0%d0%b6_%d1%80%d1%83%d1%87%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b82

На лестничной площадке второго этажа сохранилась оригинальная дверь

Дверь 2го этажа особняка Рябушинских

Здесь опять-таки свой, неповторимый, рисунок дверных ручек

Дверные ручки 2го этажа особняка Рябушинских

В особняке есть ещё одно помещение, доступное для осмотра – это молельня. Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами, а до 1905 года старообрядцы подвергались гонениям, молится в открытую им было небезопасно, поэтому и была устроена в доме, построенном до 1904 года, старообрядческая молельня. Кстати, только готовя этот материал, я узнала, что хозяин дома, Степан Павлович Рябушинский, был видным деятелем и крупным жертвователем религиозной общины Рогожского кладбища, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей. На Рогожском кладбище были захоронены родоначальники клана Рябушинских, но их могилы не сохранились до наших дней.

Сам же Степан Павлович собрал самую большую в России коллекцию икон, художественно-историческую ценность которой специалисты оценивали очень высоко. Коллекция находилась в этом особняке, более того, здесь же была организована реставрационная мастерская, где шло восстановление икон.

Сейчас в молельню, расположенную в мансарде, фактически на третьем этаже, посетителей водят через отдельную узкую крутую лестницу

Лестница на третий этаж особняка Рябушинских

А по замыслу архитектора путь к ней был незаметен и вел со второго этажа вот через этот узкий проход по галерее (шкафов там не было). Исходя из общей идеи особняка, путь к высшим духовным ценностям труден и тернист – поэтому узка галерея. Дорога к нравственному совершенству пролегает из тьмы, из пучины мрака наверх, к свету, к солнцу – поэтому оттенок лестничных стен сменяется на более светлый и по стене горизонтально идет яркий орнамент как солнечный блик на воде

%d0%bf%d1%83%d1%82%d1%8c%d0%b2%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8e

Далее дорога в моленную комнату пролегала вот за этим витражом. Это окно не ведет сразу на улицу, за витражом есть проход, незаметный для непосвященного – ведь молельня тайная. Кстати, обратите внимание на рисунок решетки балкончика – здесь уже можно увидеть некие мотивы МХАТовской чайки – ведь именно Ф.Шехтель придумал и предложил этот образ, ставший символом театра.

%d0%b2%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b6

Ну а мы, совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню

Молельня в особняке Рябушинских

Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола …

Купол молельни в особняке Рябушинских

…и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства

Тройное окно в молельне особняка Рябушинских

Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым купольным сводом, и на образующихся четырех парусах свода священные христианские изображения

Молельня в особняке Рябушинских

Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны

Пол в молельне особняка Рябушинских

Достигнув высот, возвращаемся на землю. В заключение хочу обратить внимание, насколько с соблюдением общего стиля особняка выполнены даже двери черного хода:  уличная, через которую сейчас осуществляется вход в музей,  и внутренняя, тамбурная.

Дверь черного хода особняка Рябушинских            Внутренняя дверь черного хода особняка Рябушинских

Как попасть в особняк С.П.Рябушинского

Официальный адрес особняка – ул.Малая Никитская, д.6. Пешком лучше идти от станций метро Тверская и Пушкинская, но можно также добраться от Баррикадной и Арбатской Филевской и Арбатско-Покровской линий

Обратите внимание: вход в музей со двора, заходить надо с ул.Спиридоновка через калитку, т.е. подойти к дому с обратной стороны.

Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.

На протяжении многих лет вход в музей был бесплатный, но, посетив его в 2016 году, узнала, что вход стал платным — 150 рублей, для студентов – 50 рублей. Фотосъемка стоит 100 рублей. Для сохранности интерьеров в обязательном порядке просят надеть: либо бесплатные войлочные огромные тапки шлепанцы, либо бахилы за 10 или 50 рублей, не могу вспомнить точно. Войлочные тапки очень неудобны, особенно на лестнице. На бахилах можно сэкономить, принеся их с собой, по крайней мере, при мне на это не ругались.

Очень важный момент – время года для посещения. Для данного объекта характерна общая для многих московских зданий болезнь – нерегулируемые зеленые насаждения. В период листвы они не позволяют в полной мере рассмотреть внешний облик особняка, особенно боковой фасад. С другой стороны, в пасмурные дни затруднена съемка интерьеров, потому что освещение в помещениях неяркое, щадящее. Так что выбирайте сами, вы все равно не пожалеете о своей встрече с такой изысканной красотой.

5 комментариев

Благодарю за такой подробный рассказ, захотели посетить особняк. Экскурсию внутри можно заказать, не подскажете?

Добрый день! Экскурсию заказать можно, только я бы советовала уточнить, на что будет акцент: на жизнедеятельность Горького или на архитектуру. Телефоны есть на сайте http://www.museum.ru/m402.
А ещё в этом году в рамках проекта «Университетские субботы» по особняку водил экскурсии преподаватель Строгановки и они были посвящены только архитектурно-изобразительным вопросам.

спасибо за ответ!
Действительно было бы неловко прийти посмотреть интерьеры и попасть на экскурсию по Горькому. Это важный нюанс!
Сайт с музеем еще дает информацию что там проводятся литературно-музыкальные вечера.

Это очень доброжелательный музей и вы можете ходить самостоятельно и смотреть что хочется (в рамках правил, разумеется))). Я, например, сначала прошла с экскурсоводом, а потом ещё сама ходила фотографировала. Конечно, с экскурсоводом гораздо информативнее, нам, например, она с гордостью рассказывала, что паркету особняка в соответствующем профильном журнале была посвящена статья, настолько он уникален.
Про литературно-музыкальные вечера — интересно, надо промониторить. В таких интерьерах и при камерной обстановке это должно быть впечатляюще. Спасибо за наводку!

Добавить комментарий