Особняк Рябушинского С.П., о котором сегодня пойдет речь, заслуживает внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Во-вторых, это один из немногих объектов, дошедших до нас в достойном состоянии и в изначально задуманном композиционном единстве внешнего облика и внутренних интерьеров. И в-третьих, что немаловажно для нас, он легко доступен для посещения. Располагается этот красивый двухэтажный особняк в самом начале Малой Никитской улицы, около площади Никитских ворот.
Построен особняк Рябушинского в начале прошлого века, в 1900-1903 гг., архитектором Федором Шехтелем для Степана Павловича Рябушинского — известного предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, один из сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Поднялась династия Рябушинских на ткацком производстве, постепенно расширяясь и осваивая смежные отрасли, к 1917 году она владела паями и акциями банков, лесопромышленными и металлообрабатывающими предприятиями. Хозяин особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, впоследствии Завод имени Лихачёва.
После 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад. С 1931 года в доме, после возвращения на родину, жил с семьей писатель А.М. Горький. С 1965 года в особняке размещается дом-музей А.Горького. С одной стороны, пребывание здесь знаменитого пролетарского писателя и открытие его мемориального музея во многом послужили сохранению особняка, а с другой стороны, явились причиной значительных изменений в интерьере, о которых я ещё упомяну.
Перед началом осмотра важно запомнить, что архитектор Федор Осипович Шехтель разрабатывал проект здания после подробного и длительного обсуждения с заказчиком и во многом идеи, мотивы, заложенные в оформление особняка, отражают желания заказчика, продиктованы его мироощущением и настроением. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды
которые складываются в завораживающую ритмику бегущих волн
Обратите внимание на индивидуальные форму, размер и рисунок переплетов каждого окна на главном фасаде
Окно балкона над входной дверью
На боковом фасаде окна также разнообразны по форме, размерам и рисунку оконных рам
Кстати, готовя этот материал, я с удивлением узнала, что Ф.О.Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором Антонио Гауди, они не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше, можно предположить, что он был в чем-то авторитетом и вдохновителем для Шехтеля. По крайней мере, в фантазийных образах и пластических решениях обоих есть что-то общее. Продолжим рассматривать наш московский дом. Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Обратите внимание на решетку крыльца, напоминающую рыбью чешую (мотив водной стихии!), и вычурные кронштейны под сильно выступающим карнизом
Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей
Как вспоминал сын архитектора, Ф.О.Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину. Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок.
Вот эти калитка и дверь парадного входа закрыты для посетителей, но представим, что мы входим в особняк через них, то есть так, как задумывал архитектор
Мы попадаем в прихожую
Обратите внимание на ручки входной двери: такое изящное решение предохраняет стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий) и соответствует общей пластической стилистике здания.
Следует упомянуть, что архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек. К сожалению, до нас не дошла мебель и почти не сохранились авторские светильники, а вот в честь дверных ручек хочется складывать оды, настолько они гармонируют с соответствующим помещением, неизменно удобно ложатся в руку и при этом неиссякаемо разнообразны. Далее мы ещё неоднократно убедимся в этом.
От входной двери мы видим витраж с изображением пейзажа. Это панно таинственным образом меняет свой облик при взгляде на него с разных точек и в течение дня может выглядеть утренним, дневным, вечерним и ночным. Запомните теплые осенние оттенки с этой фотографии, потом мы увидим витраж по-другому
Парные светильники на фото – это видимая часть великолепной фантазии Шехтеля. Дело в том, когда в особняк въехал М.Горький, возникла проблема с размещением книг его огромной библиотеки. Для книг по всему дому расставлялись шкафы, вот и в вестибюле прихожей были сооружены эти два парных шкафа, которые разделили пространство и скрыли от глаз вот такие ажурные перегородки, напоминающие одновременно и крылья бабочки, и силуэт богомола (фото начала ХХ века)
Из прихожей двери ведут в кабинет хозяина, в мужскую гостиную и в холл с лестницей – в последний мы и направимся.
Здесь находится идейно-композиционный центр особняка — величественная парадная лестница в форме волны из светлого серо-зеленого эстонского мрамора высотой 12 метров. В общей структуре дома лестница выступает как символ духовного восхождения человека, спираль её пенного кружева – как символ бесконечности развития. Внизу подводный мир, темная бездна, а человек движется вперед, выше, поднимаясь ближе к Солнцу и Богу не только физически, но и духовно.
Шкафы вдоль лестницы, которые вы видите на фото, — это опять-таки дооборудование при А.М. Горьком. Изначально они не предусматривались и по факту утяжеляют интерьер, значительно искажая первоначальный замысел архитектора. Мысленно выкиньте их из вида и полУчите вздыбившуюся кипень пенного вала на фоне стен цвета зеленоватой морской воды.
В начале лестницы, на гребне волны, установлен светильник, который при взгляде снизу похож на осьминога, при движении по лестнице преображается в медузу, а сверху напоминает панцирь черепахи
Вообще, на лестницу можно смотреть с разных точек и она будет раскрываться каждый раз по-новому
На фото вверху обратите внимание на панно – помните, я просила запомнить его теплую осеннюю гамму — а здесь уже другие оттенки и другое впечатление от пейзажа. Также обратите внимание на мраморную лавочку в основании светильника – это не только милая вещица безупречных форм, но и повод для инженерных изобретений. Чтобы не замерзнуть на холодном мраморе, рядом с ней расположено окошко в виде раковины, сквозь решетку которого шел поток теплого воздуха по принципу камина.
С уважением посмотрите под ноги – паркету 100 (сто!!!) лет. И на паркете опять-таки волна, отсылающая нас к образам морской стихии
Мы не будем пока подниматься по лестнице, а пройдем по комнатам первого этажа. И первое, куда радушные хозяева приглашали гостей – это гостиная
Эта комната понесла значительные утраты: по просьбе А.Горького был разобран уникальный белоснежный камин знаменитого каррарского мрамора с изображением женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Вот на фотографии начала прошлого века можно увидеть как это выглядело первоначально. Ещё обратите внимание на вид из гостиной через арку на лестницу в холле – таков был замысел архитектора, а сейчас он искажен – арка закрыта дверями и портьерами
Мы же можем полюбоваться окном — рисунком рамы, свободой взгляда в сад …
…стильным оформлением дверей
А такие двери ведут из гостиной в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при А.Горьком, библиотеку
Они выполнены из грушевого дерева и замечательны изящной резьбой
Ручка этой двери соответственно элегантна
Вот так оформлено обрамление дверей со стороны мужской гостиной. Обратите внимание на лепнину потолка: тут и мелкие листья, похожие на ряску, и улиточки
Вообще, потолок мужской гостиной впечатляет оригинальностью и прихотливым декором. Изгибы лепнины вокруг живописного панно с желтыми хризантемами повторяют рисунок оконного переплета. Посмотрите также на карниз для оконных портьер – какая причудливая фантазия, какая изящность линий и безупречность воплощения!
Напомню, что мы на первом этаже особняка, то есть на нижнем, водном, уровне, и болотная ряска, улитки и хризантемы напоминают нам о прудах и речках, выступая как своеобразная интерпретация этой темы
Ручка двери из вестибюля в мужскую гостиную похожа на морского конька
На следующем фото справа видна вытяжка – след спланированной изначально системы обогрева и вентиляции дома. А мы через такую вот дверь идем далее, через входной вестибюль в парадный кабинет хозяина
Парадный кабинет, в отличие от ранее виденных помещений, решен в более брутальном стиле, чем-то напоминающим скандинавский. Это было рабочее место С.П.Рябушинского, где он работал и принимал деловых посетителей. По дошедшим до нас сведениям рабочий стол в кабинете имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна
Соответственно назначению здесь более лаконичное оформление потолка…
… мощные двери…
…с брутальными косяками и более строгой резьбой
В кабинете есть угловой камин (мебель инородная и появилась позднее, при А.Горьком)
Внимание привлекает вот такое окно с витражом. Окно декоративное, межкомнатное. Изображение на нем можно толковать по-разному: здесь вроде и горы, и человек, чьё лицо скрыто от нас, а сам он как будто сливается с природой. В шкафах расставлена коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, которую много лет собирал А.Горький
В кабинете есть ещё такое маленькое, словно игрушечное окно, на боковой стене здания
Здесь так же мастерски выполнены оконные рамы сложной формы
И своя форма дверных ручек, на этот раз с листами лавра
Следующее помещение – малый кабинет или приёмная, где посетители ожидали перед тем как пройти в парадный кабинет. При А.Горьком эта комната была превращена в его спальню, так как писателю тяжело было подниматься на второй этаж. Здесь ничего не осталось от первоначального оформления, даже шкаф стоит, загораживая витраж и искажая тем самым первоначальный замысел архитектора
Далее, совершив круг по первому этажу дома, мы выходим к лестнице-волне, обходим её и начинаем пониматься, любуясь дивным резным парапетом, уходящим в бездну лестничного витража
На площадке лестницы между этажами в небольшой нише у витражного окна устроены друг против друга такие диванчики для отдыха
Но нам некогда останавливаться, мы продолжаем движение и спираль лестницы остается за нами
Восхождение по лестнице – как путь из мира подводного в мир земной. А на земле нас ждет множество проблем, бесконечное противостояния добра и зла. И как предупреждение и олицетворение этого вечной борьбы на втором этаже встречают нас отвратительные саламандры – символ темных сил зла — и прекрасные лилии – символ чистоты и добра. Они переплетаются в композиции на капители одинокой колонны темно-красного мрамора при входе на второй этаж
По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар. Сейчас бОльшая часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни А.Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором…
…увидеть сохранившуюся ручку на межкомнатных дверях
На лестничной площадке второго этажа сохранилась оригинальная дверь
Здесь опять-таки свой, неповторимый, рисунок дверных ручек
В особняке есть ещё одно помещение, доступное для осмотра – это молельня. Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами, а до 1905 года старообрядцы подвергались гонениям, молится в открытую им было небезопасно, поэтому и была устроена в доме, построенном до 1904 года, старообрядческая молельня. Кстати, только готовя этот материал, я узнала, что хозяин дома, Степан Павлович Рябушинский, был видным деятелем и крупным жертвователем религиозной общины Рогожского кладбища, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей. На Рогожском кладбище были захоронены родоначальники клана Рябушинских, но их могилы не сохранились до наших дней.
Сам же Степан Павлович собрал самую большую в России коллекцию икон, художественно-историческую ценность которой специалисты оценивали очень высоко. Коллекция находилась в этом особняке, более того, здесь же была организована реставрационная мастерская, где шло восстановление икон.
Сейчас в молельню, расположенную в мансарде, фактически на третьем этаже, посетителей водят через отдельную узкую крутую лестницу
А по замыслу архитектора путь к ней был незаметен и вел со второго этажа вот через этот узкий проход по галерее (шкафов там не было). Исходя из общей идеи особняка, путь к высшим духовным ценностям труден и тернист – поэтому узка галерея. Дорога к нравственному совершенству пролегает из тьмы, из пучины мрака наверх, к свету, к солнцу – поэтому оттенок лестничных стен сменяется на более светлый и по стене горизонтально идет яркий орнамент как солнечный блик на воде
Далее дорога в моленную комнату пролегала вот за этим витражом. Это окно не ведет сразу на улицу, за витражом есть проход, незаметный для непосвященного – ведь молельня тайная. Кстати, обратите внимание на рисунок решетки балкончика – здесь уже можно увидеть некие мотивы МХАТовской чайки – ведь именно Ф.Шехтель придумал и предложил этот образ, ставший символом театра.
Ну а мы, совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню
Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола …
…и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства
Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым купольным сводом, и на образующихся четырех парусах свода священные христианские изображения
Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны
Достигнув высот, возвращаемся на землю. В заключение хочу обратить внимание, насколько с соблюдением общего стиля особняка выполнены даже двери черного хода: уличная, через которую сейчас осуществляется вход в музей, и внутренняя, тамбурная.
Как попасть в особняк С.П.Рябушинского
Официальный адрес особняка – ул.Малая Никитская, д.6. Пешком лучше идти от станций метро Тверская и Пушкинская, но можно также добраться от Баррикадной и Арбатской Филевской и Арбатско-Покровской линий
Обратите внимание: вход в музей со двора, заходить надо с ул.Спиридоновка через калитку, т.е. подойти к дому с обратной стороны.
Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.
На протяжении многих лет вход в музей был бесплатный, но, посетив его в 2016 году, узнала, что вход стал платным — 150 рублей, для студентов – 50 рублей. Фотосъемка стоит 100 рублей. Для сохранности интерьеров в обязательном порядке просят надеть: либо бесплатные войлочные огромные тапки шлепанцы, либо бахилы за 10 или 50 рублей, не могу вспомнить точно. Войлочные тапки очень неудобны, особенно на лестнице. На бахилах можно сэкономить, принеся их с собой, по крайней мере, при мне на это не ругались.
Очень важный момент – время года для посещения. Для данного объекта характерна общая для многих московских зданий болезнь – нерегулируемые зеленые насаждения. В период листвы они не позволяют в полной мере рассмотреть внешний облик особняка, особенно боковой фасад. С другой стороны, в пасмурные дни затруднена съемка интерьеров, потому что освещение в помещениях неяркое, щадящее. Так что выбирайте сами, вы все равно не пожалеете о своей встрече с такой изысканной красотой.
Благодарю за такой подробный рассказ, захотели посетить особняк. Экскурсию внутри можно заказать, не подскажете?
Добрый день! Экскурсию заказать можно, только я бы советовала уточнить, на что будет акцент: на жизнедеятельность Горького или на архитектуру. Телефоны есть на сайте http://museum.imli.ru/.
А ещё в этом году в рамках проекта «Университетские субботы» по особняку водил экскурсии преподаватель Строгановки и они были посвящены только архитектурно-изобразительным вопросам.
спасибо за ответ!
Действительно было бы неловко прийти посмотреть интерьеры и попасть на экскурсию по Горькому. Это важный нюанс!
Сайт с музеем еще дает информацию что там проводятся литературно-музыкальные вечера.
Это очень доброжелательный музей и вы можете ходить самостоятельно и смотреть что хочется (в рамках правил, разумеется))). Я, например, сначала прошла с экскурсоводом, а потом ещё сама ходила фотографировала. Конечно, с экскурсоводом гораздо информативнее, нам, например, она с гордостью рассказывала, что паркету особняка в соответствующем профильном журнале была посвящена статья, настолько он уникален.
Про литературно-музыкальные вечера — интересно, надо промониторить. В таких интерьерах и при камерной обстановке это должно быть впечатляюще. Спасибо за наводку!
Когда состоится лите75тратурно музыкальный вечер в особняке рябкшинского
Советую следить на сайте музея http://museum.imli.ru/
Надо реставрировать дом — шедевр Шехтеля. Убрать ненужные теперь шкафы, заслоняющие архитектурное убранство, восстановить белый мраморный камин и т.д. Достаточно упоминания, что здесь жил Горький.
Найти, воссоздать по старым фотографиям у установить мебель периода сдачи дома