Мимо этого здания в самом начале Воздвиженки проходили многие и множество раз. Однако мало кто обращал внимание на дом цементно-серого цвета, стоящий прямо по красной линии улицы и словно бы нависающий над тротуаром. Между тем демонстративно неприметный фасад скрывает чудом дошедшие до нас остатки былой красоты и роскоши
Понятно, что этот участок, столь близкий к Кремлю, застраивался издавна. В разное время здесь располагались Печерский монастырь, дворянские усадьбы, Аптекарский двор. Дошедшее до нас трёхэтажное здание было возведено к 1787 году при владельце усадьбы подпоручике Семёновского полка Александре Талызине. Автор проекта достоверно не известен, но предполагается, что это либо известный зодчий М. Ф. Казаков, либо его последователи, т.к. дом Талызиных включён в «Архитектурные альбомы», куда М. Ф. Казаков заносил только лучшие планы и фасады, достойные подражания:
По изображению из этого альбома видно, что первоначально постройка состояла из трехэтажного здания с двумя отдельными флигелями. В 1805 году Талызины продали дом купцам Устиновым, те в 1845 году продали его государству и в особняк въехали казённые учреждения. Следующие за Талызиными владельцы достраивали усадьбу, соединив отдельно стоящие здания и надстроив переходы. В целом главный дом усадьбы сохранил стиль московского классицизма: симметричность, плоский портик с шестью пилястрами, сдержанная лепнина капителей и фронтона, выделение первого этажа:
Интересно, что дворовый фасад в точности повторяет уличный за исключением фронтона, который здесь не имеет лепнины. Но зато со двора особняк имеет более привычный своему стилю цвет:
После революции в здании располагались Секретариат ЦК РКП (б) и рабочие кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева, а позже — разные госучреждения. В 1930-е годы усадьбу отдали под общежитие, а потом – под коммуналки, что нанесло непоправимый ущерб интерьерам. С 1945 года здесь расположен Государственный музей архитектуры, которому позднее было присвоено имя А. В. Щусева. Сейчас об этом гласит надпись под треугольным фронтоном
Итак, войдём внутрь. Здесь нас встречают артефакты прямо у входа
Во-первых, обратим внимание на пол – плиты подлинные, времен постройки дома. А вот парные скульптуры мраморных сфинксов попали в музей из дома Н.С. Гагарина на Новинском бульваре (сам дом был разрушен в 1941 году)
Парные парадные канделябры 19-го века:
Они вызывают у меня уважение и даже трепет тем, что не переделаны под электричество и в них всегда стоят реальные свечи. Навершие канделябров выполнено в форме ананаса, из которого вылетают драконы
Ещё в этих подсвечниках поражает фантазия автора: верхняя часть канделябра поддерживается изогнутыми контрфорсами, которые вверху оканчиваются орлиными головами с кольцами в клювах, а внизу – ногами с копытами (!)
В фойе также надо обратить внимание на парные мраморные скульптуры юношей древнеегипетского облика. Они относятся к XIX веку, были найдены в Екатерининском пруду, а в Музей архитектуры были переданы из театра Российской армии
Из вестибюля, где сейчас расположены обслуживающие помещения — касса, гардероб, магазин, кафе — надо подняться на второй этаж, где, собственно, и располагается экспозиция и проходят выставки. Туда ведёт парадная лестница. Стены просторного лестничного холла облицованы искусственным мрамором, а украшением служат копии барельефов Парфенона
Но вид лестничного холла в наши дни кардинально отличается от первоначального, ныне утраченного. Стены здесь были украшены огромными живописными панно в расписном же или лепном обрамлении. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас чёрно-белые фотографии (у экскурсовода я их видела, в интернете найти не смогла). Так же расписан был и потолок, который сейчас очень прост и строг
С верхней площадки лестницы нам открывается анфилада залов, расположенных вдоль главного фасада здания. К сожалению, здесь сохранились только потолки и угловые печи, да и то не во всех помещениях. Так, в первом же зале достойна внимания только люстра
В следующем зале росписи потолка выполнены в стиле гризайль, т.е. впечатление объёмного лепного изображения создаётся за счёт оттенков одного цвета. Вот общий вид потолка
Вот росписи поближе
В этом же зале восстановлены угловые печи. Судя по их типу, топились они не из парадных залов, а из задних комнат или из помещений первого этажа. Изначально печи были украшены изразцами, но сейчас вот в таком виде
Вот как оформлен здесь потолочный карниз и скруглённый печами угол зала:
В следующем зале нас встречает вот такой потолок со следами былого великолепия
Тут надо пояснить, что по генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года усадьба Талызина подлежала сносу и поэтому когда прокладывали метро – а оно прошло прямо под зданием — то фактически разрушили фундамент здания. Поэтому теперь строение постоянно деформируется и нет смысла проводить полноценную реставрацию, ибо трещины появятся вновь. В том числе и по указанной причине интерьеры усадьбы находятся в таком плачевном состоянии. Но вы только всмотритесь в эту изящную, тонкую роспись
Какие тут крылатые звери, небесные девы или богини, пышные венки!
Присмотритесь, девы парящие тут все разные:
Такая многоцветная роспись идет по окружности, а в центре, если всмотреться, то можно рассмотреть на голубом фоне выполненные в стиле гризайль фигуры крылатых дев с венками и изображения гирлянд, лент, медальонов и венков
Здесь очень изящно и оригинально исполнен карниз потолка: тонкая лепнина с изображениями ракушек
В этом зале также есть угловые печи, но их восстановили не под керамическую плитку, а в искусственном мраморе, как и стены. Надо ещё показать люстру – она хоть и не родная этому залу, но аутентична по стилю и достаточно заслуженного возраста
Следующий зал – большой, просторный, скорее всего был танцевальным или музыкальным. Над дверными проёмами здесь располагаются горельефы. На одном изображена Афина, восседающая на троне
Зеркально на противоположной стене изображён Аполлон (здесь и кое-где далее красноватый цвет освещения обусловлен экспонирующейся во время съёмки выставкой. Я осознанно выбрала именно такие фотографии, потому что подсветка хоть и меняет оттенок, но позволяет лучше рассмотреть стеновые панно, которые чаще всего притенены: основной свет направляется, как правило, на экспонаты в зале)
Здесь сохранились также круглые барельефы на тему любви земной и любви небесной
На снимках хорошо видна сеть трещин, особенно заметных на стенах под искусственный мрамор
В этом зале хочется обратить внимание на рисунок лепного карниза: среди листьев аканта мы видим лица или маски (!)
Благодаря старым фотографиям, мы можем проследить, как менялся этот зал со временем. Вот на этом снимке год не указан, но подпись гласит: «Главный зал в здании Казенной Палаты на Воздвиженке в Москве». Значит, это после 1845 года. Обратите внимание на паркет замысловатого рисунка, на богатую и многоцветную, судя по всему, роспись потолка:
Следующий снимок в том же направлении, но уже советского периода, 1947 год, т.е. вскоре после открытия Музея архитектуры в этих стенах. Здесь мы уже видим простой паркет ёлочкой, отсутствует потолочная роспись. Хочу ещё обратить ваше внимание на большое количество экспонатов – сейчас в музее практически отсутствует постоянная экспозиция и проводятся лишь временные выставки
А вот снимок примерно того же времени в другую сторону, на горельеф с Аполлоном
Мне при подготовке этого материала попались воспоминания, в которых говорится, что в 1960-е годы музей был полон различными экспонатами, широко представлял классическую, академическую архитектуру и «до наступления лихих 90-х годов представлял собой настоящий дворец». Сейчас, к сожалению, музей представляет собой совсем иную картину. Об этом я ещё скажу позже, сейчас давайте пройдем дальше по анфиладе комнат. Нам попадается небольшой зальчик вот с такой центральной частью потолка (в центре цветочком – люстра тёмного стекла)
Вот вид немного сбоку
А по периметру потолка этого зала нас сопровождают в обрамлении гирлянд из цветущей сирени балующиеся ангелочки или, на итальянский манер, путти:
В углах изображены ещё какие-то крылатые персонажи, в шлемах с крылышками (или ушами?), с не то трубами, не то факелами в руках
Далее по периметру потолка путти верхом на дельфинах везут по волнам деву морскую, тут же и русалки с рыбьими хвостами
На противоположной стороне в повозку впряжены уже птицы (голуби? горлицы?), но двигаются всё равно по воде
Ещё здесь есть танцующие путти
Но всё это на потолке, а по самому верху стен проходит живописный фриз тёмного гризайля с изображениями всё тех же пухлых ангелочков, занятых хозяйственными делами
На просторах Интернета я обнаружила ещё один старый снимок, подпись под которым гласит: «Парадный кабинет управляющего Московской казённой палатой. 1887г». Судя по горельефу с Афиной, видимому на заднем плане, это как раз то помещение, потолок которого мы рассматривали (да и роспись потолка похожа). Сейчас люстра скромнее, стены сменили цвет и фактуру
Далее нас ждёт ещё одна комната, но сначала посмотрим её изображение на снимке второй половины XIX века. Подпись под снимком – «Столовая в здании Казённой Палаты на Воздвиженке в Москве»
Сейчас это помещение можно идентифицировать только по потолочной росписи и алькову с колоннами: уже нет ни паркета ромбического рисунка, ни затянутых тканью стен, ни свисающей над столом лампы
В центре потолка изображены парящие в небесах мифологические персонажи в окружении орлов и павлинов
По краям потолочного плафона в круглых медальонах пухленькие ангелочки играют с полотнами тканей насыщенных цветов. Живописные панно отделены друг от друга росписями в технике гризайль с изображениями крылатых фигур, венков, гирлянд, лент, ваз, музыкальных инструментов и диковинных животных
Сохранились колонны коринфского ордера (красный декор колонн относится к временной выставке)
Это всё, что сохранилось в анфиладе залов вдоль уличного фасада особняка Талызина, но есть ещё залы, выходящие окнами во двор усадьбы. В одном их них сохранился прекрасный потолок
Здесь примерно тот же принцип оформления: в центре живописный плафон, остальное пространство занято росписями гризайль. В восьмиугольном плафоне изображен кто-то из небожителей, восседающий на облаках, около рога изобилия, из которого извергаются розы. Вокруг парят пухлые ангелочки с крылышками
Но не менее интересны и монохромные росписи. В торцах прямоугольного зала изображены веселящиеся путти, танцующие и играющие на различных музыкальных инструментах, а в углах – блюда с фруктами
Всё остальное пространство заполнено очень искусно выполненными и создающими полное впечатление объёма изображениями венков, кубков, гирлянд, растений, плодов, масок, диковинных животных
Особенно меня впечатлило человекоподобное существо, вырастающее из корнеплода наряду с листьями аканта – нигде не встречала подобное
Из этого зала двери ведут нас в следующий, просторный и светлый, который по своим размерам вполне мог быть бальным. Здесь не сохранился декор потолка, но зато стена напротив окон украшена пилястрами (выступ стены, условно изображающий колонну) розового мрамора с пышным коринфским ордером наверху, а над ними проходит лепной фриз из крылатых львов или пантер, чередующихся с пышными акантовыми кустами
Здесь ещё достойна внимания сохранившаяся топка угловой печи
В последних двух залах в качестве постоянной экспозиции представлены наиболее сохранившиеся фрагменты модели Большого Кремлёвского дворца проекта великого русского архитектора Василия Баженова. Сам дворец так и не был построен из-за высокой стоимости, проблем при строительстве и охлаждении царствующих особ к проекту. Модель дворца в масштабе 1: 48 создавалась в 70-е годы XVIII века под руководством самого В.Баженова. Изначально этот макет в длину превышал 17 метров, его высота составляла 1,3 метра, ширина — около 6 метров
Модель предполагала круговое обозрение и была выполнена разборной, чтоб можно было увидеть интерьеры парадных залов. Вот пример вынутой части фасада, в левой части снимка стоит белая фигурка человека для определения масштаба сооружения
В предыдущем зале, с восьмиугольным потолочным плафоном, выставлен макет центральной части дворца
В остальных залах ни росписей потолков, ни декора стен не сохранилось, разве что кое-где классический лепной карниз растительного узора. Как сказано на официальном сайте Музея архитектуры, в начале 1990-х годов из-за дефицита пространства постоянная музейная экспозиция была закрыта. Сейчас в качестве постоянной экспозиции размещены объёмные экспонаты во внутреннем дворике музея
Дело в том, что на протяжении более полувека Музею архитектуры была придана территория Донского монастыря, где и располагалась коллекция в части крупных экспонатов. После возвращения в 1991 году Донского монастыря Русской Православной Церкви музейные экспонаты в срочном порядке были перевезены на Воздвиженку, где и до того уже было тесно и требовался ремонт. Так вот до сих пор музей и выживает как может. Сейчас во дворике музея представлена садово-парковая скульптура XVIII-XIX веков, выставлены подлинные фрагменты Триумфальной арки Осипа Бове (слава богу, что ныне они в основном под навесом, раньше всё лежало под открытым небом)
Так как мы вышли во внутренний дворик музея, то давайте осмотримся вокруг. К Музею архитектуры также относятся трапезные палаты Аптекарского двора – самого главного медицинского учреждения в России XVII — начала XVIII века. Эти палаты расположены вдоль Староваганьковского переулка и ограничивают двор музея с одной стороны. Период их постройки — XVII век, второй этаж надстроен позднее. Сейчас они используются как выставочное пространство для временных экспозиций
С другой стороны дворик обрамляет так называемый флигель «Руина» — название не случайное, постройка долго пребывала в самом плачевном состоянии. Это бывший каретный сарай усадьбы Талызиных, надстроенный в XIX веке двумя этажами
При реконструкции в 2014 году было принято неординарное архитектурное решение: оставили открытыми для обозрения сверху (!) своды первого этажа, т.е. каретного сарая XVIII века. Для этого на втором этаже не стали укладывать пол, а сделали только специальные дорожки. Получилось вот так
К сожалению, почему-то на две последние выставки в «Руине» эти своды полностью закрыли временным полом и будут ли открывать далее – неизвестно, ответа я получить не смогла. При реконструкции также не стали восстанавливать полностью перекрытия между вторым и третьим этажами, оставили только деревянные балки
То есть вы можете подняться на третий этаж, где по периметру организовано прогулочное и выставочное пространство
Убрав поздние наслоения, здесь сохранили аутентичные материалы, оставили открытой штукатурку и кладку проёмов и стен, показав тем самым разные периоды застройки: на первом этаже можно рассматривать своды XVIII века…
…по старой деревянной лестнице подниматься на второй этаж (начало XIX века) или на третий (вторая половина XIX века)
Кстати, о лестницах. Во флигеле «Руина» вы можете увидеть прекрасные образцы чугунных лестниц. Первая встречает вас у входа, прямо на улице
Точно такого же рисунка и такая же короткая лестница есть внутри, у запасного выхода на первом этаже. А у деревянной лестницы на второй этаж первый марш выполнен тоже из чугуна, но иного орнамента
Как попасть в Музей архитектуры
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева расположен по адресу ул. Воздвиженка, д. 5/25. Это совсем рядом с выходом из станций метро Библиотека им.Ленина, Арбатская Арбатско-Покровской линии и Александровский сад Филёвской линии. Вход в музей либо с Воздвиженки (двери прямо с улицы во второй половине здания далее по Возвиженке), либо со Староваганьковского переулка через внутренний двор музея:
Открыт музей с 11 до 20 часов, во вторник и четверг — с 13 до 21 часа, понедельник выходной день. Во дворик музея можно зайти бесплатно в часы работы музея.