Гостиница «Ленинградская» — одна из семи сталинских высоток, самая маленькая, но самая роскошная по интерьерам. Построена она на Комсомольской площади по проекту архитекторов Л. М. Полякова, А. Б. Борецкого и инженера Е. В. Метлюка в 1949—1955гг. Гостиница имеет 21 этаж и высоту 136 метров.
Здание гостиницы «Ленинградская» является памятником архитектуры федерального значения. В 2008 году закончилась масштабная реставрация, отмеченная позднее наградой конкурса «Московская реставрация», а гостиница вошла в сеть отелей брэнда Hilton и получила название «Хилтон Москва Ленинградская».
При проектировании московских высоток перед архитекторами была поставлена задача создать оригинальный, легко узнаваемый, силуэт советских небоскребов, отличный от нью-йоркских прототипов. Поэтому использовались уступчатая архитектурная композиция, шатровые завершения и цветовая гамма, напоминающие классические образцы московской архитектуры рубежа XVII и XVIII вв. – так называемого «московского барокко».
Отделка фасадов гостиницы «Ленинградская» выполнена с использованием белой керамической плитки и красной глазурованной керамики. Некоторые декоративные элементы выполнялись из блоков природного камня. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом.
Вот как оформлен центральный вход в гостиницу
Внутренний свод центрального крыльца расписан в стилистике теремного зодчества
Рассмотрим оформление входных дверей
В холл гостиницы мы попадаем через такие вот вращающиеся деревянные двери, украшенные тем же декором, что и наружные
Организация пространства и оформление интерьеров центральных холла и фойе гостиницы повторяет принципы храмовой архитектуры. При таком рассмотрении входной вестибюль гостиницы аналогичен первой части храма – притвору – и имеет богатую роспись золотом по синему фону в стилистике древнерусского зодчества
В потолке вестибюля устроено окно, которое дает дополнительный свет. Стекло в нем тоже расписное
В вестибюле стоят роскошные напольные светильники-торшеры
От входных дверей открывается вот такой вид на главный холл гостиницы
Вестибюль отделен от главного холла ажурной золочёной решеткой с такими же воротами. От разных экскурсоводов слышала разные описания этой решетки: и что она в точности повторяет решетку на станции метро Арбатская Арбатско-Покровской линии (т.к. автор один и тот же), и что она повторяет рисунок врат из теремных церквей московского Кремля.
И вот мы попадаем в главный холл. Это огромное по кубатуре помещение высотой в несколько этажей, с колоннами из искусственного мрамора. По бокам расположены симметричные лестницы
Лестницы украшены бронзовыми скульптурами не то львиц, не то гепардов со щитами
Над входом с ажурной золочёной решеткой находится окно с витражами
Исходя из идеологии храмового пространства, главный холл представляет собой аналог центральной части, собственно храма. По центру, прямо напротив входа, на месте алтаря расположен роскошно декорированный лифтовой холл, по стилистике оформления напоминающий барочные мотивы церковного убранства
Пышная резьба и позолота портала лифтового холла
Стена над входом на лифтовую площадку выложена красным шокшинским кварцитом, занесённым в Книгу рекордов Гиннеса, как самый дорогой отделочный материал. Этот кварцит добывается только в одном месте на Земле – в карьерах у села Шокша на Онежском озере
Ещё одна фишка главного холла, которая сразу обращает на себя внимание – это великолепный резной кессонированный потолок с позолотой
Под стать потолку шикарные бронзовые люстры
В главном холле расположен лобби-бар
Боковые мраморные лестницы (те, что у основания украшены львами-гепардами) ведут на второй этаж
Холлы второго этажа украшены напольными светильниками-торшерами, аналогичными тем, что в вестибюле, и резными мраморными барельефами. Примечательно, что здесь, буквально рядом с Казанским вокзалом, барельеф напоминает гостям о битве на Куликовом поле. В холле по симметричной лестнице гостей встречает барельеф с изображением и датой Ледового побоища – это, наверно, для гостей, прибывающих на Ленинградский вокзал))
Крестовые своды холлов расписаны в стиле русского теремного зодчества
Через холлы можно выйти на лестницу, где находится ещё одна достопримечательность гостиницы – бронзовая люстра высотой в четыре или пять этажей
Длина люстры – 15 с половиной метров, она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная бронзовая гирлянда-светильник
Если пройтись по коридорам и промежуточным холлам гостиницы Ленинградская, то можно увидеть, что отделка и второстепенных помещений отвечает общим принципам пышности и помпезности. Вот, например, потолок одного из коридоров
Вот потолки другого коридора, напоминающие русский терем или иллюстрации И.Билибина
Настенные коридорные светильники
В коридорах висят зеркала вот в таких вычурных рамах
В общем торжественно-грандиозном стиле сталинского ампира решено и помещение, предназначавшееся под ресторан
Сейчас это помещение используют под различные мероприятия: балы, конференции и т.п. Здесь также имеет место быть ажурная решетка, но попроще
В межоконных проёмах расположены зеркала
Эти зеркала в рамах с вычурной пышной лепниной
На потолке ресторана живописные панно в богатом лепном обрамлении. В стиле соцреализма они сцены отдыха советских людей. Вот какой-то праздник на полях
Вот занятия художественной самодеятельностью
В центре расположено огромное панно, создающее иллюзию отсутствия потолка и взгляда снизу вверх на парящие над зрителем сооружения. А изображена на нем другая сталинская высотка – здание МГУ на Воробьевых горах
На другом крае центрального панно изображение напоминает входную арку парка им.А.М.Горького
В ресторане или, как его ещё называют сейчас, бальном зале пышной лепниной украшены не только зеркала и потолочные панно, но и вытяжные решетки, порталы дверей и картуши
Тут надо упомянуть, что вскоре после постройки гостиницы такое богатое оформление интерьеров было расценено как излишнее украшательство, повлекшее за собой необоснованные затраты. К тому же в стране началась борьба с излишествами и украшательством в строительстве. И если вначале архитекторы получили Сталинскую премию за свою высотку, первую из восьми намеченных, то впоследствии были лишены звания лауреатов, отстранены от руководства своими мастерскими, были вынуждены вернуть денежную часть премии и вообще чуть не отданы под суд.
Непосредственно жилая площадь номеров в гостинице «Ленинградская» занимает всего 22% от общей площади здания. Все остальное отведено под общественные зоны (вспомните огромный объем центрального холла). Помимо вышеперечисленных материальных претензий в упрек архитекторам ставили и идеологические — подражание храмовым сооружениям.
Сейчас в гостинице 273 номера разных категорий, включая «Исторический люкс» в стиле сталинского классицизма 50-х годов и «Президентский люкс» в современном стиле.
А в заключение хочу показать вид, открывающийся с верхних этажей гостиницы «Ленинградская». Туда экскурсантов водят редко, мне ни разу не довелось, но счастливчики выложили в интернет такие вот потрясающие виды на площадь трёх вокзалов
А это вид в противоположную сторону, на проспект Сахарова
Хорошая статья и фотографии, спасибо автору! Можно добавить, что удивительной красоты кессонированный потолок вестибюля выполнен из бронзонированного папье-маше. Потрясающая работа мастеров!
Роспись интерьеров была сделана художником Марией Александровной Энгельке (1918—2011), автором интерьера метро Арбатская в Москве, живописного панно станции метро «Пушкинская» в Ленинграде.