Центральный Дом журналиста на Никитском бульваре расположен в старинном особняке, об интерьерах которого и будет наш сегодняшний рассказ. На месте нынешнего Дома журналиста в XVIII веке располагалась усадьба князей Гагариных, которая сгорела в пожаре 1812 года. Уцелел лишь один флигель, перестроенный позже в качестве главного дома усадьбы
Владельцами особняка были сначала дворяне – дочь Екатерины Дашковой, графы Головкины — а с 1872 года он перешел к купцам Прибыловым, потомки которых владели усадьбой вплоть до революции. Именно Прибыловы заказали архитектору Александру Вивьену перестройку дома и с 1877 года особняк приобретает внешний вид, дошедший до наших дней. В здании четко просматривается характерное для дворянских особняков деление: первый этаж (на фото его не видно за тентами уличных кафе) – вспомогательно-обслуживающий, второй этаж – парадный, для приёмов и жизни взрослых хозяев, третий – жилой, для прислуги и детей
Достойна нашего внимания литая чугунная ограда особняка – она подлинная, XIX века
Со стороны двора ограду подпирают вот такие контрфорсы
Створки ворот тоже подлинные
Входим с Никитского бульвара внутрь ограды и рассматриваем изящный декор фасада Дома журналистов. Окна второго, парадного, этажа особняка богато украшены лепным растительным узором
Окна на третьем этаже оформлены скромнее, но объёмная лепнина с рисунком, повторяющим декор окон второго этажа, разрывным фризом идет под крышей и перемежается затейливыми карнизами
Прежде чем пойдем внутрь, надо рассказать о судьбе особняка в советское время. Сначала здесь расположился Дом печати, в котором бывали Маяковский, Есенин, Блок, Брюсов, Мариенгоф. Именно в этих стенах в 1925 году происходило прощание с Сергеем Есениным. Позже здесь разместился Театр обозрений Дома печати, а с 1938 года особняк отдан журналистам и стал известен как Домжур. Исторических интерьеров в особняке сохранилось немного, так, например, входное фойе полностью перестроено и осовременено. Интересное начинается с парадной лестницы
Кстати, заход на неё не прямо от дверей главного входа, а сбоку. Стены лестничного холла выполнены под искусственный мрамор. Сама лестница простая (но натурально мраморная), а настоящий гений места здесь потолок с тонированной лепниной
Лепнина очень рельефная, объёмная
На потолке выполнено некое подобие гирек – так называются в архитектуре опрокинутые луковки. Розетки под потолочные светильники выпуклые, многоярусные, с наплывами и впадинами. А в углах прямоугольных панелей расположились маски бородатых существ, напоминающих сатиров. Раковины вокруг головы у них словно образуют нимб
Обернувшись на верхней площадки лестницы, мы увидим бюст В.И. Ленина — как привет из другой эпохи
На верхней площадке лестницы надо ещё обратить внимание на резные деревянные двери
Декор опять-таки выпуклый, объёмный
С лестницы можно пройти в каминный зал, который называют ещё Пушкинским. Дело в том, что именно в этом особняке состоялся первый после венчания совместный выход в свет А.С. Пушкина и Натальи Гончаровой. Хозяйкой усадьбы была в то время Анастасия Щербинина – дочь княгини Екатерины Дашковой, сподвижницы Екатерины II, бывшей первым председателем Императорской Российской академии (наук) и долгое время занимавшей пост директора Петербургской академии наук. Вот на балу у княгини Щербининой 20 февраля 1831 года и танцевали молодые супруги Пушкины. В память о визитах Пушкина в этот дом и назван зал. Правда, от прежнего убранства в нём остались разве что камин и декор потолка
Камин мраморный, резной
Вот таким лепным декором оформлен потолок Пушкинского зала
Посмотрите, какой необычной – овальной — формы розетка под потолочный светильник и как причудливо оформлен переход стен в потолок: многопрофильные карнизы, филенки различной формы и объёма, орнаменты с геометрическими и растительными мотивами
Пушкинский зал небольшой, а вот следующий, бывший бальный, гораздо вместительнее. Сейчас он считается концертным и предназначен для соответствующих мероприятий
Как и во всем здании, здесь привлекает внимание потолок
Вот так оформлены угловые потолочные панно
Посмотрите, как изысканно оформлен переход между стенами и потолком: многопрофильные карнизы, скругленный угол, изящная лепнина, раковина в точке схождения стен и потолка
Ещё хочется показать потолочную розетку под светильник, ну, и сам светильник – пусть не родной, но соответствующий эпохе
Достойно внимания оформление дверей. Декор самих дверных полотен аналогичен тому, что мы видели на лестнице, но вот портал гораздо богаче
Верхняя часть резного дверного портала:
Полы в Доме журналистов с дореволюционных времен не сохранились, они сейчас здесь обычные, в лучшем случае наборный паркет несложного рисунка, поэтому я их не показываю. Переходим в следующее помещение, сохранившее следы былого убранства – Розовую гостиную
По площади это также небольшое, приватное пространство, но лепнина подпотолочного карниза очень выразительна. На боковых стенах в центре ангелы с крылышками заняты игрой на лютне и чтением книг, а между ними, на завитках растительного узора, присели птички
Такими же группками оформлены углы гостиной
На более коротких торцовых стенах выполнен орнамент из скрещенных факелов и гирлянд из дубовых листьев
В Доме журналиста имеется ещё одна камерная гостиная, называемая по цвету стен Голубой. В оформлении здесь отсутствуют скульптурные барельефы, но тем не менее потолочные карнизы сложнопрофильные, уступчатые, орнамент разнообразный
Переходим в следующий зал, называемый Мраморным из-за стен, выполненных под искусственный мрамор
Искусственный мрамор, то есть имитация мраморной поверхности при оформлении стен и колонн, был очень моден в своё время и стоил порой дороже, чем натуральный мрамор. Если же присмотреться поближе к нынешнему состоянию стен Мраморного зала Дома журналиста, то видно, что требуется реставрация
Посмотрим лучше на потолок – он безоговорочно прекрасен
Интересно, что по углам квадрата со вписанным кругом выполнены барельефы с различными изображениями. Вот пухленькие кудрявые ангелочки занимаются сбором винограда
А вот они жнут зерновые: тут и серп, и снопы
Здесь путти среди цветущих ветвей роз
А вот тут то ли очаг, то ли жертвенный треножник
Лепнина объёмная, очень чёткая и выполнена из таких материалов, что кажется резьбой по мрамору
Очень эффектно смотрятся потолочные карнизы при подсветке
Вот мы с вами осмотрели все сохранившиеся с конца XIX века интерьеры Дома журналиста. Из современных помещений привлекает разве что двухуровневое кинокафе «Журналист»: тут нестандартны и пространственное решение, и декоративный приём — использование в качестве обоев старых советских газет. Я даже нашла там периодику постарше себя)
Как попасть в Дом журналиста
Вообще-то Центральный Дом журналиста не водит экскурсии по своим интерьерам и пройтись по всем интересным помещениям возможно, пожалуй, только на Дни культурного наследия, да и то, если Домжур попадёт в список объектов для посещений. Но можно посмотреть отдельные помещения, придя сюда на концерт или спектакль, которые проводятся чаще всего в концертном (бывшем бальном) зале. Ещё шанс дают проходящие здесь выставки — они могут размещаться, например, на парадной лестнице (но не обязательно, могут и в современном фойе).
Расположен Дом журналиста по адресу Никитский бульвар, 8а – буквально 5 минут от станций Арбатской голубой Филевской или синей Арбатско-Покровской линий.