Когда вы идёте в музей А.С. Пушкина или в Дом учёных, то наверняка обратите внимание на аккуратный стильный особнячок на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка. Это бывший жилой дом А.И. Матвеевой. Про владелицу особняка известно лишь, что была она купчихой и потомственной гражданкой; даже имя её точно не установлено: по одним источникам она Анна Ивановна, по другим – Мария Ивановна. Зато абсолютно достоверно, что ныне стоящее здание возведено в 1875-1880 годах архитектором А.С. Каминским
Дом был построен на основе палат VII века – ведь здесь, недалеко от Кремля и Москвы-реки, селились издавна. В войну 1812 года усадьба сильно пострадала от пожара, потом сменила несколько владельцев княжеского рода, пока в 1860 году не перешла к А.И. Матвеевой, которая вместе с сыном владела ею вплоть до революции. Сейчас здесь располагается Управа района, совет депутатов, избирательная комиссия и прочие подобные учреждения по району Хамовники. Нас больше интересует архитектура здания, которое представляет собой прекрасный образец эклектики
Здание асимметрично, главный вход расположен не по центру особняка, а слева и выделен угловым ризалитом (выступающей частью) с треугольным фронтоном, балконом с эффектным оформлением пилястрами и барельефами. Замковые камни окон второго этажа украшены изображениями лиц – так называемыми маскаронами
Декор бокового фасада дома А.И. Матвеевой, выходящего в Хрущёвский переулок, скромнее. Здесь нет маскарон на окнах, взгляд притягивает только угловой ризалит со сдвоенными окнами по типу венецианских на втором этаже
На главном фасаде входная группа под балконом имеет полуциркульный фронтон, дверь фланкирована полукруглыми пилястрами
Моё внимание привлекла дверная ручка — уж не знаю, подлинная ли, но выглядит аутентично
Не спешите входить: в тамбуре в основном сохранилась старинная метлахская плитка конца XIX века с приветственной надписью на латыни
Также неплохо сохранился рисунок в центре пола входного фойе
Ещё один артефакт в фойе главного входа – мраморный резной камин
Вот такая арка ведёт нас далее, на парадную лестницу и в коридор вдоль всего первого этажа
Проигнорируем пока парадную лестницу и посмотрим сохранившиеся интерьеры первого этажа. Наиболее полно сохранилось (или было восстановлено) помещение, ныне столь активно включенное в производственный процесс, что показывают его в режиме проходного осмотра. Фотографии, соответственно, получаются проходного качества. Словами могу описать прямоугольные кессоны различных пропорций на потолке, с перекладинами под дерево, а также карнизы под такое же тёмного дерева
Внутри узких кессонов выполнена тонированная лепнина (или резьба)
В другом зале первого этажа сохранился высокий камин с зеркалом
Вообще-то материал камина производит столь полное впечатление тёмного мрамора, что я даже не усомнилась и не прикасалась к камину, чтоб убедиться. Лишь потом я разглядела щербинки, которые открывают вроде как и не мраморную сущность очага. Так что, пребывая сама в недоумении, не буду ратовать ни за натуральную, ни за искусственную мраморность объекта
Потолок здесь в основном гладкий, лишь по его периметру проходит вот такая лепнина
Так как на первом этаже исторических интерьеров больше не сохранилось, вернёмся к входному фойе и обратим наконец свой взгляд на парадную лестницу, ведущую на второй этаж
Посмотрим на рисунок лестничного ограждения
Обратим внимание на высокий потолок просторного лестничного холла
На межлестничной площадке наше внимание непременно привлечет зеркало в богато украшенном обрамлении
Поднимаемся на верхнюю площадку лестницы и оглядываемся назад
Лестница расположена в углу здания. Поэтому на верхней площадке с одной стороны окно бокового дворового фасада…
…с другой стороны входная арка коридора второго этажа, оформленная вот таким порталом
На втором этаже находятся самые интересные залы жилого дома Матвееевой. Вот самый большой, гостиная или бальный зал, с богатым лепным декором потолка
Можно долго рассматривать объёмные орнаменты большой круглой розетки под потолочный светильник в центре потолка, но и сама люстра заслуживает внимания: по утверждению экскурсовода это светильник из первого, XIX века постройки, Храма Христа Спасителя. Все остальные светильники в здании современные
По углам потолка в медальонах изображены профили, напоминающие древнегреческие
По всему периметру зала в верхней части стен проходит лепной фриз
Поверхность стен зала декорирована глухими полуциркульными арками, перемежающимися с пилястрами
Верхняя полукруглая часть арок оформлена вот таким образом, с замковым камнем и маскароном
Таким же образом оформлены и все наддверные порталы в зале. Одна из дверей ведет в смежную с бальным залом маленькую угловую гостиную. В ней примечателен альков с четырьмя колоннами ионического ордера
Эта гостиная выходит на балкон над входом в особняк. Ёлку, которую вы видите выше на снимке, на новогодние праздники выставляют на балкон и украшают светящимися гирляндами. Мы же смотрим на потолок — лаконичный, но изящный
Следующее помещение с восстановленными интерьерами на втором этаже небольшое, типа кабинета
Здесь сразу обращает на себя внимание роскошный потолок
Самая сдержанная в кабинете, пожалуй, центральная часть потолка
Угловые потолочные панно оформлены с большой фантазией: тут вьющиеся листья аканта и прочие растительные узоры, вазы с розами, узелки, розетки, перевязь и иные декоративные приёмы
Такое же разнообразие мотивов и орнаментов по бокам квадрата, тут ещё встречаются раковины
Отдельного внимания заслуживают дверные порталы: в верхней части это не барельефы, а полноценные скульптурные миниатюры. Ангелочки поддерживают некое подобие геральдического щита, у них в руках лавровые ветви; ниже лавровые гирлянды и венок с факелом и ликторским пучком, по бокам — завитки-волюты
Сами дверные полотна украшены резьбой. Причём декор на противоположных дверях различается, во-первых, по рисунку и, во-вторых, как мне показалось, по времени и методам исполнения. Вот одна дверная группа, резьба здесь, на мой взгляд, более старая и больше похожа на ручную работу. Это верхняя половина дверей, посмотрите, какая объёмная и тонкая резьба, даже сквозь слои краски видна мелкофигурность композиции и подробность исполнения
Это средняя часть тех же дверей:
Двери на противоположной стене производят впечатление более современной работы и иной инструментальной обработки. Верхняя часть дверных полотен:
Вторая половина дверей:
Вот, к сожалению, и всё, что дошло до наших дней в этом уютном особнячке. Из милых мелочей, оставшихся с прошлых времен, хочется показать медную заслонку (или вытяжку) в коридоре у лестницы
Экскурсантов ещё водят во двор усадьбы, но там примечателен разве что периметр двора, больше ничего с прошлых времен не сохранилось.