Дом Лобковой А.И. в Козицком переулке, о котором пойдет сегодня речь, поражает не разнообразием стилей, наоборот, он выступает как образец дворянского особняка ранней александровской эпохи и интересен именно своей целостностью и единством стиля, отображением одного художественного периода в архитектуре. Ценен дом и как пример качественной реставрации, выполненной на высокопрофессиональном уровне.
Владения на этом месте генерал-майор Федор Матвеевич Шестаков начал скупать с 1777 года. Тогда здесь стояли деревянные строения, а новый хозяин заказал построить каменный дом архитектору Матвею Казакову. Первоначально была возведена правая часть дома, ее фасад зрительно легко определить до сих пор — он выделен вертикальными нишами серого цвета с оконными проёмами. Над окнами второго этажа изящная, лёгкая лепнина в виде орнаментов и женских головок.
Изначально вход в особняк производился с торцевого фасада со стороны Тверской улицы. После смерти генерала в 1787 году, особняк переходит по наследству его родственникам, сначала провиантмейстеру Василию Дмитриевичу Лобкову, потом его вдове Анна Ивановна Лобковой, женщине весьма богатой. При них сначала был выстроен флигель в три оконных проема, отдельно стоящий слева от дома. Потом проезд во двор между флигелем и главным домом перекрыли и застроили двухэтажным корпусом. Этот свод позволил устроить вестибюль и гардеробную для гостей. Прежние флигель и перекрытый проезд угадываются ныне в левой части дома и в арочном входе в здание.
Дом благополучно пережил пожар 1812 года.
В историю вошел внебрачный сын хозяйки — Сергей Александрович Соболевский, библиофил и библиограф, близкий друг Александра Сергеевича Пушкина и Адама Мицкевича. В.А. Соллогуб считал, что если бы Соболевский в 1837 году был в Петербурге, то роковая дуэль не состоялась бы. Существует легенда, что при отъезде А.Мицкевича из России, его проводы состоялись именно в этом доме Лобковой.
После смерти А.И.Лобковой дом сменил несколько хозяев. В разное время здесь снимали квартиры известный историк В. Ключевский, артист И.В. Самарин. В годы советской власти у друга здесь часто бывал поэт А.Т.Твардовский.
С 1960 года в этом здании находится Институт Искусствознания Академии Наук.
Экскурсии проводятся по второму этажу – там находятся все заслуживающие внимания помещения. Достоинством реставрации особняка являются аутентичные светильники – они взяты из запасников Эрмитажа и соответствуют эпохе (понятно, что они адаптированы под электрическое освещение). Вот такая люстра висит на лестничном марше второго этажа
С лестничной площадки второго этажа попадаем в гостиную или зеленый зал.
Она использовалась и как бальный зал, о чем свидетельствует балкончик для музыкантов
Напротив окон расположена печь, превращенная в камин, украшенная зеркалом и лепной декорацией
Потолок гостиной украшен изящной, я бы даже сказала, изысканной лепниной разнообразных форм и тонкого исполнения
Двери в смежные помещения также украшены лепными обрамлениями
Эти двери ведут, в том числе, и в соседнюю, музыкальную комнату
Для зрительного увеличения объема помещения здесь использованы зеркала в оформлении ложных окон, по размеру и форме совпадающих с настоящими окнами.
Навершия всех окон и дверей, периметр потолка и потолочные карнизы украшены лепниной, изящество которой ещё более подчеркивается цветовыми решениями
Обратите внимание, серые простенки между фальшивыми окнами – это затянутые тканью пространства для обеспечения хорошей акустики, ведь зал предназначен для музыкальных мероприятий
Вот люстра музыкального зала Дома Лобковой
Следующую комнату нам представили как игральную, а в других источниках её предназначение определяли как гостиная. Она поделена на две части – общую, продолжающую анфиладу залов, и обособленную, выполненную в глубине зала в виде купольной овальной колонной беседки.
Все замечательные поверхности полированного камня, которые вы видите здесь, – это искусственный мрамор (!!!). Посмотрите, насколько искусно он выполнен…
… как живописен и выразителен в пластике полукруглых ниш обособленной части гостиной
Искусственный мрамор широко применялся в архитектуре того времени, он был моден. Здесь можно увидеть и ещё один приём того времени – роспись гризайль, имитирующая объемные скульптурные формы
Как и во всем особняке, здесь великолепная лепнина. Вот группа муз над дверью
Обратите внимание на мраморное обрамление барельефов и тонкую, прямо-таки кружевную, лепнину потолка
Лепными рельефами украшена арка над колоннадой, отделяющей обособленную часть гостиной. Любопытно, что в этой комнате на барельефах изображены только женские персонажи (музы, нимфы) и амуры
В этом зале всего два окна. В простенке между ними устроен камин, а над ним высокое зеркало, усиливающее освещенность зала
Зеркало обрамлено колоннами, а по потолку выделено изгибом карниза и ленты лепного орнамента
Кстати, одно из окон в этом зале и не окно вовсе, а балконная дверь, причем за ней нет и никогда не было балкона. Дело в том, что изначально напротив дома располагался парк Салтыковской усадьбы, и в распахнутые балконные двери открывался вид на парк. Таким образом, внешний парк служил как бы продолжением садово-парковой темы, порождаемой овальной беседкой в глубине гостиной.
Люстра в гостиной (или игральной)
Последнее помещение, которое нам показали, — библиотека.
Раньше здесь были другие помещения, за столетия эксплуатации планировка менялась. При реставрации была восстановлена отделка потолка
На последнем снимке в правой части видна отделка оконных откосов под искусственный мрамор. Вот как в библиотеке выполнены подоконник и оконные откосы
А вот так реставраторы обыграли изменение планировки – снос стены и ликвидацию камина (не помню уже настоящего или декоративного)
Вот люстра, тоже из серии аутентичных
В этом особняке есть ещё ряд заслуживающих внимания помещений. К сожалению, при моем посещении их не демонстрировали. Но не могу удержаться, чтобы не привлечь к ним внимания. Вот бывшая парадная спальня, ныне вроде бы кабинет директора
Видите, какая красота скрывается за фасадом вроде бы ничем не примечательного дома на улицах столицы!