Сегодня посмотрим интерьеры дома генерал-майора князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского (ул.Мясницкая, дом 43, строение 1). Эта часть города была заселена издавна, но с конца 17 века она постепенно стала превращаться из ремесленной в аристократическую. Тогда на месте нынешней усадьбы и появились первые каменные постройки: купец Федор Козмин (Казьмин) возводит здесь палаты – мы ещё увидим кирпичные своды этих палат в конце нашей прогулки
Позже, в середине 18 века, здание было расширено и изменён его стиль. Нынешний вид дом обрел в конце 18 века при новом хозяине князе А. И. Лобанове-Ростовском и до сих пор достоверно неизвестно, кому принадлежит авторство этого облика. Путаницу здесь вносит тот факт, что известный московский архитектор Матвей Казаков включил фасад особняка в свои знаменитые «Архитектурные альбомы». Т.к. других документальных доказательств авторства М.Казакова нет, а в альбомы Казакова вошли не только его собственные, но и понравившиеся ему здания, то наиболее вероятным архитектором постройки называют зодчего Франческо (Франца Ивановича) Кампорезе
Скорее всего, именно Ф. Кампорезе придал дому Лобанова-Ростовского тот неповторимый облик, который не спутаешь ни с каким другим московским особняком: центральная часть главного фасада выделена колонным портиком без традиционного фронтона, но с полукруглым окном мезонина, утопленном в массивном аттике — всё это создаёт впечатление громадной триумфальной арки. Ещё обратим внимание на сохранившуюся ограду
Очень насыщена была жизнь этого здания в 19 веке: именно здесь находилась первая школа Строгановского училища; здесь, в доме историка А.Ф. Малиновского бывал Александр Сергеевич Пушкин, а жена хозяина во многом способствовала сватовству поэта на Наталье Гончаровой. Потом усадьба использовалась под производственные цели известными фирмами Бутенопов (производство сельскохозяйственной техники и башенных часов) и Липгартов, позже здесь размещалось реальное училище. Если войти внутрь ограды, то видно, насколько уровень проезжей части улицы выше уровня дома
В советское время усадьбу занимали различные учреждения. К концу 20 века здание сильно обветшало и только в середине 2000-х годов было полностью восстановлено. Сейчас в усадьбе располагается частная некоммерческая организация, силами которой и была проведена полная комплексная реставрация. Чтобы увидеть воссозданные интерьеры, мы с вами через вход под огромной аркой главного фасада проходим в фойе
В холле восстановлено всё достаточно просто и, что называется, по минимуму. Мебель и светильники в здании не сохранились, мы увидим только современные экземпляры, пусть даже и приближенные к стилистике прежних времён. На первом этаже интересных помещений нет, по главной лестнице поднимаемся на второй этаж
Здесь уже гораздо интереснее декор стен, потолка, сама планировка помещения. Красноватая плитка с узором на полу лестничного холла – фантазия реконструкторов, поэтому внимания на неё не акцентирую
Пышные коринфские капители колонн повторяют колонны главного фасада
В доме Лобанова-Ростовского сохранились родные печи, с подлинным кафелем и медными заслонками
Через проходную комнату попадаем в парадный зал
Судя по истории дома, этот зал мог использоваться и как бальный, и как конференц-зал. Напомню, предметы интерьера не сохранились, но, по моему мнению, здесь потолочные светильники и светильники-жирандоли на подставках-колоннах вдоль стен очень соответствуют общей стилистике эпохи
Пилястры (выступающие из стены полуколонны) и подпотолочная балка карниза расписаны под искусственный мрамор. В центре стены напротив окон — белая кафельная печь
Деревянные двери новые, но повторяют рисунок прежних
В полукруглых навершиях дверных проёмов и арок между пилястрами чередуются два мотива барельефов: на одном женские фигуры парят над сфинксами (существами с телом льва, торсом женщины, крыльями птицы)
Другой барельеф более загадочен для меня: крылатые существа с телом льва, но уже с головой не то дракона, не то козлёнка (?) берут виноград (?) из рук крылатых женщин-кентавров (?), над которыми среди прочего парит кадуцей – жезл, символ бога торговли Гермеса
Навершия пилястр — коринфского ордера, по периметру потолка проходит классическая полоса розеток с перемычками и листьями аканта
Из этого зала переходим в другой парадный зал, поменьше
Особенностью второго зала является полукруглая ниша во всю высоту помещения в передней части зала, похожая на абсиду – полукруглую пристройку к основному зданию
Полукруг ниши ещё более подчёркивается контрастными по цвету колоннами и балюстрадой хоров
Кафельная печь, обратную сторону которой мы видели в предыдущем зале
Сохранились чугунные дверцы топливной камеры и поддувала
Иных помещений, восстановленных на период 18-19 века, в доме Лобанова-Ростовского нет, но ещё интересно заглянуть в подвал, где видна кладка из белого камня и кирпичные своды палат конца 17 века