Наконец-то открыт для посещения очень интересный объект культурного наследия, одна из достопримечательностей Ново-Переделкина и одна из немногих сохранившихся деревянных построек архитектора Фёдора (Франца) Шехтеля — дача Левенсо́на. Этот дом-теремок считается родоначальником национально-романтической ветви модерна в русской архитектуре
Ко времени постройки этого дома Ф.Шехтель, пережив «готический» период модерна, пытался создать обновленный русский стиль на основе древнерусских архитектурных форм. В 1901 году для Международной выставке в Глазго архитектор спроектировал несколько павильонов в стиле русских теремков, подобных даче Левенсона. Кстати, после выставки англичане четыре года не разбирали эти временные павильоны, вели переговоры об их приобретении, но не удалось договориться
Наш же теремок построен в 1900 году по заказу книгоиздателя Александра Александровича Левенсона и был записан на его жену Софью. Место для дачи было выбрано в подмосковном дачном поселке Чоботы, на живописной возвышенности над речкой (сейчас это одноименный район Ново-Переделкина). На территории, прилегающей к даче, и поныне много зелени. Вот ели, растущие вдоль дорожки от входных ворот
Дом окружает обширный участок, где между деревьев проложены извилистые дорожки
Это просто кусочек парка, где растут сосны, липы, берёзы, рябины
За домом участок повышается. Вот вид обратного фасада дачи из глубины участка
Но все-таки главное здесь – деревянный домик-теремок. Рассмотрим его поподробнее. Состоит терем из разновеликих объёмов, самый высокий из которых подобен башне с высоким четырёхгранным шатром
Кстати, это единственный двухэтажный по фасаду объём постройки, все остальные помещения второго этажа скрыты в мансардах. Венчает башню изображение птицы-сирина (в описании объекта охраны памятника он назван флюгером; не знаю, сохранён ли этот функционал в наши дни)
Несомненным украшением рубленого бревенчатого дома служат расписные наличники. Вот на окне первого этажа двухэтажного объема изображены павлины
Как характерный признак модерна, оконные проёмы теремка имеют разную форму и размеры. Вот окна гостиной с камином. Здесь заслуживают внимания и многоцветная роспись с кругами-солнцеворотами, и вертикальные стойки со ступенчатыми наплывами, и своеобразный рисунок рам с частой расстекловкой вверху
А прямо над этой красотой располагаются три окна мансарды, подчеркнутые конструктивно объединяющим их наличником и цветом
Далее к гостиной примыкает веранда:
На стороне главного фасада глухая плоскость высокой двускатной крыши веранды оживляется ярким слуховым окном своеобразной формы
За счет декора веранды дача Левенсона с бокового фасада смотрится как совсем другой домик. Обратите внимание: крыша веранды представляет собой не единое целое, а два совершенно разных по форме и величине объёма
Веранда имеет уютный выход в парк, на сторону, противоположную главному фасаду:
На этом парковом фасаде оконные наличники остальных помещений сначала повторяют рисунком наличники главного фасада:
…а потом имеют роспись попроще:
Комната второго этажа со стороны парка имеет вот такое сдвоенное окно с большим расписным подоконным наличником
Также на парковом фасаде интересно оформление вытяжных труб вентиляции и чердачного окна
Окна с наличниками попроще продолжаются далее, на боковом левом фасаде, где расположено ещё вот такое вспомогательное крыльцо, похоже, оно выполняло служебную функцию
А далее мы выходим к главному фасаду, где расположен главный вход в дом вот с таким просторным крыльцом-террасой:
Мы обошли дом вокруг, рассмотрели его наружный декор и теперь входим внутрь. Тут надо сказать, что после революции дом был национализирован и превращен в коммуналку, где до 1980-х годов проживало с десяток семей. В середине 1990-х на даче Левенсона была произведена реставрация, после чего она уже не использовалась под жильё. Вроде как одно время здесь была резиденция посла Сирии, но лично могу засвидетельствовать, что вплоть до осени 2018 года попасть сюда было невозможно: ворота заперты, людей не видно, не то что внутрь — на территорию было не заглянуть; приходилось рассматривать теремок с крыльца соседнего Дома культуры и в прыжках над забором. Понятно, что при такой истории ничего из внутреннего убранства здания не сохранилось, почти все, что мы увидим внутри – восстановлено или реконструировано. Во входном фойе нас встречает вот такой потолок (светильник мысленно вычеркиваем)
Двухэтажный объём строения скрывает внутри себя лестницу, ведущую под самую крышу. Лестницы – это конёк Шефтеля, его любовь и муза, непременный элемент почти всех его проектов. Архитектор и здесь остался верен себе: даже в дачной постройке он создаёт не просто лестницу, а акцентирует вход на неё двумя утрированно утолщёнными столбами
Лестничный холл на первом этаже обшит вот такими стеновыми панелями
А сама лестница — узкая и очень крутая
Мы же пока не будем подниматься выше, а пройдем далее, в просторную гостиную или столовую
В гостиной сразу привлекает внимание печь-камин, сохранившаяся со времен постройки дачи. Она облицована так называемой абрамцевской плиткой, получившей название по экспериментальной гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево. Там был разработан способ изготовления керамики с глазурью, в которой таинственно переливались и мерцали оттенки драгоценных металлов — золота, серебра, меди и платины. Впоследствии производство было перенесено в Москву и расширено до объёмов завода, но название осталось
Подобную абрамцевскую плитку мы можем встретить в Москве как элемент украшения фасадов некоторых зданий, а на даче Левенсона для камина использована не только плоская плитка, но и фигурная объёмная керамика этого же производства
В следующем кадре помимо плитки хорошо видна резьба на рёбрах потолочных балок:
Раз уж подняли взор на потолок, давайте его рассмотрим. В гостиной он деревянный, по его периметру устроены кессоны с резными розетками и резным растительным узором на рёбрах балок, образующих кессоны
Центральная же часть потолка оставлена ровной, без балок и углублений. Декор здесь образует разное направление рисунка дерева и резной плафон под центральный светильник
Полы в гостиной, как и во всем доме, не сохранились; сейчас здесь присутствует паркет с простым рисунком. Стены в нижней части оформлены вертикально вытянутыми деревянными резными панелями, а в верхней — затянуты малиновой тканью
Из гостиной широкие распашные двери ведут на веранду, ещё одно просторное помещение дачи
Потолок подшит деревом, украшением служат поперечные плоские балки с резным орнаментом
Здесь, как и во всем доме, восстановлены не только рамы, но и фурнитура окон
Таким образом, мы прошли вдоль всего лицевого, главного фасада дачи. С веранды вот через эту дверь можно выйти в парк, окружающий дом, но уже с обратной стороны дачи
Из гостиной же другая дверь ведёт в комнаты, расположенные вдоль паркового фасада дачи. Скорее всего, это были более приватные помещения: спальни, детские, кабинеты. Не знаю, как они выглядели первоначально по замыслу архитектора, но их нынешний вид как-то не очень соответствует величайшему мастерству и тонкому вкусу Ф. Шехтеля. Возможно, причина в исполнении. Как бы то ни было, показываю то, что есть на данный момент на даче Левенсона. Первая комната — проходная, об одном окне, из неё двери ведут в комнаты направо и налево
Декор её в зеленоватых тонах, ненавязчивый, лёгкий, похоже на женскую гостиную или детскую. Гладкая поверхность стены оформлена рамкой с виньетками по углам
Гораздо интереснее здесь потолок. Вот его общий вид:
Переход от стен к потолку оформлен профильным карнизом, в котором пропущена узкая полоса лепного декора с полихромной росписью. По периметру потолка идет полоса расписного орнамента с характерным для модерна рисунком, а углы подчеркнуты секторами с изображениями букетов
Плафон для центрального потолочного светильника образуют два скрещенных рога изобилия, из которых извергаются плоды, переходящие в гирлянды цветов
Ещё в этом помещении хорошо получилась на снимке дверь: обратите внимание на свойственный модерну рисунок дверного полотна и на то, что конфигурация рам дверных перекликается с оконными рамами
Эта дверь ведёт нас направо, в дальнюю, угловую комнату, всеми окнами выходящую в парк
Это помещение тоже решено как спальня или детская. По периметру потолка проходит карниз с подкрашенными профилями, по краю потолка – лёгкий орнамент с цветами в углах
Поверхность стены оформлена так же, как в предыдущей комнате, но только в иной цветовой гамме, голубовато-фиолетовой
Потолочный плафон под центральный светильник состоит из лепной розетки и расписного цветочного венка-гирлянды
Из предыдущей зеленой комнаты можно пойти налево, там через узкий коридор видны следующие помещения, располагающиеся вдоль паркового фасада дачи
Сейчас вдоль коридора в центральной части здания находятся служебные и вспомогательные помещения, а в конце коридора мы выходим в просторную угловую комнату, в которой имеется вот таким образом восстановленная печь
Облицована она современной плиткой, но, правда, несколько перекликающейся с абрамцевской. Деревянный потолок украшают поперечные, редко расставленные балки с резным рельефным орнаментом по ребру
В другом внутреннем помещении рисунок потолка образован перекрещивающимися балками
По рёбрам балки потолка украшены неглубокой резьбой с монохромной росписью, а у стен они опираются на консоли с рельефной резьбой
Мы обошли все помещения первого этажа, пришла пора подняться по деревянной лестнице, которую мы видели в самом начале. К сожалению, на втором этаже декор помещений не восстановлен даже частично. Здесь мы видим изнутри мансардную комнату с тремя окнами, объединенными снаружи красным фигурным наличником
Когда мы рассматривали дом снаружи, я обращала ваше внимание, что почти все помещения второго этажа убраны под крышу как мансарды. Это влечет вот такое усечение привычного нам пространства
При виде этой комнаты вообще вспоминаешь рисунки Эшера
А вот этим снимком коридора второго этажа хочу показать, как своеобразно подходил архитектор к планировке помещений: смело срезал углы, не боялся нестандартно узких коридоров, до сантиметра выверял и использовал пространство. К тому же это дача, тут можно расслабиться и отдохнуть от привычных условностей буден
Вот ещё милая мелочь, не знаю, придуманная архитектором или реставраторами: глухое внутреннее окно с зеркальным стеклом
Вот и всё, что удалось увидеть и запечатлеть в этом сказочном теремке, созданном светлым гением Франца-Альберта Шехтеля.
неплохо книгоиздатели жили при царе)
дом очень необычный, спасибо за рассказ! Будет теперь дополнительный интерес посетить Переделкино
Всем Здрасте! После революции до 1980-х годов на даче жили по 8—12 семей. В годы перестройки домик пустовал и нуждался в реставрации, которая была произведена Главным управлением охраны памятников в 1994—1997 годах.
В 1994-1997 г. фирмой «Ортон» для УгкОиП г.Москвы были выполнены научно-исследовательские, проектные и производственные работы по воссозданию «Дачи С.Я.Левенсон». В связи стем, что заброшенное здание Дачи к началу реставрационных работ находилось в аварийном состоянии, а деревянные конструкции были полностью поражены домовым грибом, поэтому после архитектурно-археологических обмеров постройка была полностью разобрана и воссоздана заново из сибирской сосны. При этом бревна только обтесывались, а не были отцилидрованны как в первоначальном здании. Фасады были воссозданы на основании архитектурно-археологических обмеров, как и декоративные детали, которые частично сохранили рисунок и первоначальные цвета, которые были определены в процессе химико-технологических исследований. Интерьеры на момент исследований были полностью утрачены и воссозданы на основании сохранившихся интерьеров .О.Шехтеля, в том числе и лестница. Камин был воссоздан на основании сохранившейся фотографии, а изразцы для нового камина были выполнены преподавателем Абрамцевского художественно-промышленного училища (ныне колледжа). Расписные плафоны и прочие новые «декоративные» элементы, как потолочные доски с непонятным орнаментом, были выполнены после того, как здание стало резиденцией сирийского посла и не соответствуют первоначальной научно-проектной документации.