Лепёшкины относятся к одной из старейших купеческих династий Москвы. До наших дней в столице сохранилось несколько зданий, принадлежавших представителям этого рода. Сегодня мы прогуляемся по усадьбе Лепёшкиных, расположенной на Пятницкой, 48.
Усадьба Лепёшкиных расположена прямо напротив церкви Троицы Живоначальной в Вишняках. Вот как этот недавно отреставрированный храм выглядит со двора усадьбы
Близость усадьбы к храму не случайна: купец I гильдии, впоследствии потомственный почетный гражданин и городской голова Москвы Семен Лонгинович Лепёшкин пожертвовал немало средств на строительство Троицкой церкви и стремился обосноваться рядом. Главный дом усадьбы был построен ещё в конце XVIII века, в войну 1812 года сильно выгорел и долго не восстанавливался. Этим воспользовался Семен Логинович и сумел приобрести владения. Сначала Лепёшкины отстроили главный дом в более строгом стиле, а после перестройки в конце XIX века особняк получил нынешнее, более пышное, оформление.
К сожалению, фасад главного здания усадьбы Лепёшкиных абсолютно не просматривается за вечнозелеными елями и его невозможно показать на мало-мальски широкоугольном снимке. От ворот открывается вот такой вид
Если войти в ворота и подойти поближе, то открывается фасад с шестиколонным портиком, кариатидами и богатой лепниной
Лучше всего убранство фасада рассматривать из-под близко растущих елей
Отдельный элемент оформления фасада
Стоя на углу, надо обратить ещё внимание на разницу этажности по фасаду и по торцу здания
Классические дворянские особняки имели, как правило, три этажа: первый – бытовой, второй – парадный, третий – жилой. На первом этаже находились служебные помещения и жила прислуга. На втором этаже располагались парадные помещения: гостиные и залы. Этот этаж был самым высоким в доме. Третий этаж имел низкие потолки, иногда вообще был представлен полуэтажом, антресолью, выходившими во внутренний двор. Здесь размещались детские и комнаты для гувернеров и горничных. Вот такой полуэтаж, за счет которого увеличена высота парадных комнат, мы видим и здесь.
Вообще-то Лепёшкины не были дворянами, как купцы они занимались торговлей бумажной пряжей и коленкором, владели пятью фабриками. Но дворянский уклад служил стремительно богатеющему купечеству примером для подражания.
На фасаде обратим ещё внимание на входную группу. Она состоит из центральной двери и двух дверей по бокам. При внимательном рассмотрении видно, что двери по бокам декоративные, служат для зрительного уравновешивания фасада: за дверями нет входа, только узкое окно
Сейчас в этом здании располагается Институт астрономии РАН. На проходной об этом сообщает вот такая вывеска
Во многом благодаря усилиям сотрудников института и в особенности его директора усадьба Лепёшкиных сохранилась до наших дней. Мы же через центральный вход особняка проходим внутрь и попадаем в вестибюль первого этажа
Вся незаполненная поверхность стен изначально была расписана под искусственный мрамор. По бокам от лестницы на второй этаж находятся узкие проходы
Если пройти в эту узкую дверь, то увидим вот такой коридор, в который выходят двери комнат первого этажа: слева – в рабочие кабинеты, справа – в подсобные помещения
В рабочих кабинетах первого этажа низкие сводчатые потолки и чуть ли не метровой толщины стены, оставшиеся ещё с купеческих времён
На первом этаже экскурсантам демонстрируют сейф XIX века – вмонтированный в стену шкаф. По виду он не очень отличается от обычного шкафа, только обратите внимание: имеет 6 (шесть!) замочных скважин, так как открывался шестью ключами
Если же открыть тяжеленные металлические двери сейфа, то видна их толщина
В вестибюле привлекает внимание деревянная входная группа замечательной плавности линий в стиле модерна
По мраморной лестнице мы поднимаемся на второй этаж, где расположены залы с сохранившимися интерьерами
Как я поняла из рассказа экскурсовода, планировка здания в целом сохранилась, то есть коридоры были такие же неширокие, как и сейчас. Поэтому для визуального расширения пространства использовались зеркала
Даже стена над первым маршем лестницы, фактически за спиной входящего, оформлена таким же по расстекловке зеркалом
На этой лестнице сохранились родные латунные балясины
Из коридора проходим в музыкальный зал или гостиную
Это одно из наиболее сохранившихся помещений особняка. Здесь восстановлены лепнина и росписи потолка
В лепнине по периметру потолка можно рассмотреть фигуры орлов или соколов, а из завитков аканта вдруг вырастают крылатые огнедышащие драконы
Похожие драконы украшают капители пилястр
Сейчас бывшая музыкальная гостиная служит конференц-залом Института астрономии, поэтому на стенах висят и в кадр попадают портреты членов Астрономического совета
Из наследия XIX века в гостиной привлекают внимание резные порталы дверей, ведущих в следующую комнату
Гостиная имеет очень хорошую акустику. В подтверждение музыкально-вокального назначения зала при реставрации были обнаружены стенные росписи с портретами композиторов. Нам показывали фотографии фрагментов росписей, раскрытых реставраторами вот в этом простенке между зеркалом и правой дверью
Обнаруженные росписи при последней реставрации не восстанавливали.
После национализации особняка в разное время в нем располагались курсы командиров Красной Армии, общежитие, биологический институт. Понятно, что такое прошлое сказалось на сохранности особняка и интерьеров. Вот, например, в музыкальном зале на стене висит огромное венецианское зеркало
Его нижняя часть понесла утраты и была реставрирована двумя полотнами современного зеркала. Но патина наверху подлинная))
В зеркале отражается ещё одна достопримечательность музыкальной гостиной – огромная люстра
Люстра подлинная; если присмотреться, то даже видно, как электропровода по ней пущены сверху, просто намотаны среди завитков и листьев. Но главное всё-таки в ней – это фигуры нимф, гроздья винограда, вычурные завитушки, которые хочется рассматривать и рассматривать
Как нам рассказали, люстра очень тяжёлая, висит на якорной цепи на специальной балке, скрытой за потолком. Именно из-за большого веса и габаритов люстру ни разу не снимали, что и позволило ей дожить до наших дней. А вот полы в этом зале, как и в другом, были утрачены. Сейчас здесь паркет незамысловатого рисунка. Мы же через эту дверь переходим в следующий зал. Обратите внимание, что парадные залы особняка образуют анфиладу: двери расположены на одной линии
Следующий сохранившийся зал усадьбы Лепёшкиных – голубая комната. Название она получила по цвету декора
Самое впечатляющее здесь – это потолок
При искусственном освещении позолота начинает играть , становится более выпуклой и выразительной
По углам голубой комнаты расположены печи
Вот декор верха печей и потолка поближе
Орнамент печей совпадает с орнаментом стеновых панелей
Резьба дверного портала повторяет музыкальную гостиную, но здесь к порталу вплотную подходит лепнина и роспись на стенах
Здесь расположены уникальные двери, дошедшие до нас со времени последней перестройки особняка
Если сравнить с этими дверями двери в музыкальной гостиной (ниже слева) и в коридоре (ниже справа), то видно, что у них одинаковая резная основа…
…но двери голубой комнаты преображает тонкая, причудливая роспись: на ровной поверхности филёнок она многоцветная, с имитацией объема, на фасках и резных розетках – подчеркивающая форму и рельеф (на дверные ручки внимания не обращаем)
Как я поняла из объяснений экскурсовода, считается, что эти двери предназначались не для этой комнаты и располагались не здесь. Но тем не менее они дают представление о первоначальном внутреннем убранстве особняка.
Голубая комната имеет три окна и это как раз те окна фасада, около которых расположены кариатиды. Поэтому, выглянув в них, можно увидеть лики прекрасных дев, а если постараться, то между елями виден храм Троицы Живоначальной
Бросим ещё раз взгляд на потолок голубой комнаты…
…потому что больше в главном доме усадьбы Лепёшкиных практически ничего не сохранилось… Экскурсантам показывают ещё мраморный камин в одном из кабинетов второго этажа, но интерьеры утрачены. Камин действующий.
Ещё обращу ваше внимания на лестницу, ведущую на третий этаж. Именно такие лестницы, узкие и крутые, вели, как правило, на верхний антресольный этаж (помните, два этажа по фасаду и три с торца?)
Судя по форме и по балясинам, лестница сохранилась с последней перестройки усадьбы Лепёшкиными. Вот ещё лестница, ведущая на третий этаж, но в другой стороне коридора. Здесь, судя по форме, и перила сохранились родные, с XIX века.