Недалеко от Курского вокзала, на улице с необычным и даже немного загадочным названием Воронцово поле расположен особняк типичного для Москвы вида. В топонимике объектов культурного наследия столицы этот дом известен как усадьба Капцовых – по имени последних владельцев. Купеческий род Капцовых владел несколькими фабриками по производству шёлка и много жертвовал на благоустройство города и на благотворительность. В частности, именно на их деньги в Шведском тупике было выстроено здание училища, в котором сейчас располагается гимназия имени Капцовых (Школа № 1520 имени Капцовых)
На месте же усадьбы на Воронцовом поле постройки были давно, а где-то в середине XIX века усадьбу приобретает купец Сергей Капцов и записывает её, как было принято в те времена, на жену Ксению Васильевну. Позже, в 1888 году, уже сыновья первоначального владельца дома заказывают архитектору Д. Чичагову перестройку усадьбы. Именно этот зодчий сформировал тот вид особняка, который мы видим сейчас – эклектичный, с тремя ризалитами, центральный из которых выделен куполом и пирамидальными обелисками. Окна центрального ризалита (т.е. части здания, выступающей за основную линию фасада во всю высоту здания) выделены также полукруглыми фронтонами (т.н. сандриками) и украшены лепным декором
Главный вход в особняк располагается ассиметрично, в левом ризалите, и украшен торжественно и представительно
Правый ризалит является угловым: дом своим правым крылом продолжается по перпендикулярному переулку. Раньше это был отдельный флигель, позднее присоединенный к дому. Интересно, что в этом флигеле располагались автомастерская и гараж таксопарка, так как третье поколение семьи Капцовых всерьез увлекалось автомобилями и даже делало на этом бизнес. Например, внук первого владельца усадьбы был дилером завода «Опель», открыл представительство и фирменный магазин этого завода в Москве (на Большой Дмитровке)
Из трех внуков первого владельца усадьбы двое погибли в годы сталинских репрессий, судьба сберегла только старшего Николая – он стал физиком-электронщиком, профессором МГУ. После революции в национализированной усадьбе К.В.Капцовой располагались разные учреждения, а сейчас вот такое
Войдя в особняк через главный вход, мы увидим парадную мраморную лестницу, ведущую на второй этаж дома
Архитектор Д. Чичагов оформлял внутренние помещения в соответствии с пожеланиями заказчика. Получился купеческий стиль с присущей ему избыточностью убранства. В основном до наших дней дошли или были восстановлены потолки и декор верхней части стен. В вестибюле сохранилось ещё и мраморное ограждение верхней площадки лестницы – монолитное полотно ограждения сумело за себя постоять :-). Мебели, светильников и иных предметов интерьера не сохранилось — всё это современное
Ниже вид с верхней площадки лестницы на входную группу. Пространство от входной двери до лестницы отделено дополнительной горизонтальной балкой с карнизами и вертикальным лепным декором, что формирует самостоятельные, законченные рисунки и над лестницей…
…и над пространством у входной двери
Картуш над входной дверью изнутри словно бы перекликается с таким же снаружи, а вот колонны здесь построже, ионического ордера
Вот поближе лепной декор подпотолочных карнизов и оформления дверных проёмов, ведущих в залы
Эти двери ведут нас в первый зал. Он достаточно большой и использовался, скорее всего, как гостиная или танцевальный зал. Общий вид потолка в зале вот такой
В центре потолка большой лепной плафон под центральный светильник
Дверные проёмы оформлены вот такими лепными порталами
По периметру потолка и по верхней части стен лентой тянется лепной орнамент с растительными мотивами, гирляндой и мелким раппортом
На одной из стен выполнена глухая, несквозная арка вот с таким убранством
Декор стен зеленого зала поближе
Одна из угловых дверей ведет в следующий зал анфилады. Он поменьше, но убранство его попышнее
Скорее всего, этот зал использовался как музыкальная гостиная, о чём говорят использованные при оформлении элементы. Вот, например, в центральном плафоне потолка изображены лица девушек с развевающимися волосами, похожие на маски
Вот ангелочки с музыкальными инструментами – бубном и не то волынкой, не то трубами
Посмотрите, какой вычурной, фантазийной лепниной оформлены углы потолка и карнизов: тут и оскаленные морды львов, и крылатые драконы, и вазы с цветами, и гирлянды
Из предыдущего, зеленого, зала другая дверь ведет в следующее помещение, сохранившее остатки прежнего убранства. Судя по ним, это был кабинет хозяина или мужская гостиная
Это достаточно большое, вытянутое помещение, где сохранились деревянные панели стен вот с таким рисунком четырехлепестковых роз в верхней части, напоминающим рыцарские времена
Навершия дверных проёмов и формой, и щитами также отсылают нас к средневековым замкам
О замках напоминает и брутальный кессонированный потолок
Причем рисунок расположенных рядом кессонов потолка отличается и опять появляется мотив четырехлепестковой розы
В кабинете сохранился мраморный камин
Портал камина оформлен колоннами вот с такими капителями
А верхняя часть камина выполнена в виде черепичной крыши и укреплений средневекового города
В наши дни в этом зале проходит защита диссертаций и заседает аттестационная комиссия.
Вот и все помещения, которые показывают в бывшем купеческом особняке – главном доме усадьбы К.В.Капцовой. Первоначальные полы до наших дней не сохранились, везде сейчас простой советский паркет. Только при входе на первом этаже моё внимание привлёк вот такой пол; думаю, что он родной, с дореволюционных времен — вряд ли бы потом выкладывали шахматный пол из мрамора