Впервые посетила новую площадку студии Табакова – сцену на Сухаревской. Впечатлений много и от спектакля, и от нового помещения студии Табакова, которое открылось в конце 2016 года. Напомним, старая теперь уже театр-студия под руководством Олега Павловича Табакова открылась 1 марта 1987 года в подвале на улице Чаплыгина (станция метро «Чистые пруды»).
Новая Студия Табакова радует техническими новшествами: трансформируемая сцена легко вращается вокруг своей оси. При этом одновременно могут работать все три подъемных механизма, что помогает реализовать эффект неожиданного появления актеров на сцене.
Но не будем забегать вперед, наш сегодняшний театр, как и положено, начинается с фойе:
Спектакль «Матросская тишина»
Поставлен спектакль «Матросская тишина» по одноименной пьесе Александра Галича. Для театра-студии Табакова «Матросская тишина» не рядовая постановка: театр уже ставил эту пьесу более четверти века назад с потрясающим составом актёров. Так, центральные роли отца и сына, играли Владимир Машков и Евгений Миронов. Ещё задолго до Табакерки пьесу А.Галича хотел поставить Олег Ефремов и открыть ею театр «Современник», но цензура запретила спектакль, а потом и саму пьесу на многие годы. Сейчас спектакль возобновлен в прежних декорациях, с тем же текстом и музыкальным сопровождением, но с новым составом актеров. Именно этим спектаклем театр под руководством О.Табакова открыл свою новую сцену на Сухаревской. Театр хочет сделать «Матросскую тишину» своим символом, визитной карточкой, знАковым спектаклем, ассоциирующимся с именем Табакерки.
Роль Шварца-отца, одну из главных, играет Федор Лавров. По другим спектаклям он мне не знаком, а в «Матросской тишине» понравился искренностью, убедительностью игры, при том что роль его, пожалуй, самая сложная. В роли его сына Давида, сначала школьника, потом известного музыканта, потом раненого на фронте лейтенанта – Павел Табаков. Вообще в спектакле большинство ролей отдано молодым актёрам, которые играют старательно, другого слова не подберу. Но мощной и запредельной и их игру, и младшего Табакова я бы не назвала; по-моему, на талисман Табакерки спектакль не тянет. Тем не менее постановка вызывает слёзы, в конце истории зал хлюпал носами, а потом бешено аплодировал. Вот актеры спектакля на поклонах
Пьеса не только печальна, она трогательна, она с юмором и она обо всем: о детях и родителях, о любви и смерти, о подлости и чести, о сбывшихся и не сбывшихся мечтах и ещё о многом-многом, что есть в этой жизни. Мне очень понравилась многогранность, многомерность буквально каждого действующего лица: здесь нет однозначно положительных персонажей, все в чем-то оступаются и в чем-то неправы, в чем-то кристально честны. Безоговорочна и абсолютна только одна родительская любовь, она главная героиня, цель и смысл спектакля, главный движущий мотив. Вот только бы успеть это осознать и оценить в жизни. Так что чаще говорите родителям спасибо, пока есть возможность.
Не знаю, было ли это в исходном тексте, написанном в эпоху соцреализма, или это привнесено режиссёром, но меня поразила всеохватность постановки. По ходу пьесы открывались новые и новые темы: родительская любовь, гражданская смелость, бессмысленность войны, уникальность и ценность каждой человеческой личности — можно перечислять ещё и ещё.
Сцена на Сухаревской
Теперь о новой Табакерке — так привычно называют новое помещение театра. Расположена сцена на Сухаревской недалеко от станции метро Сухаревская, пешком 2-3 минуты. На м.Сухаревская один выход, прямо из метро по подземному переходу идём на другую, внешнюю, сторону Садового кольца и выходим налево (направо оставляем выход к пр.Мира). Официальный адрес – Малая Сухаревская площадь, дом 5. Табличка с таким номером дома висит на фасаде здания со стороны Садового кольца, но вход в театр не с Садового, а с улицы Гиляровского – это первый же переулок по внешней стороне Садового кольца. Заворачиваем в переулок и видим вот такой подъезд, он первый от угла
Поднимаемся по ступеням и входим в холл
Вообще, новое помещение театра Табакова разворачивается вертикально: на первом этаже только гардероб и холл с лестницей на второй этаж (на фото вверху). По такой вот футуристической лестнице проходим выше
Второй этаж – это фактически балкон, опоясывающий зрительный зал сцены на Сухаревской
Сбоку от зрительного зала расположен буфет
Со второго этажа можно подняться выше, на третий. Кстати, там тоже есть буфет, и народу в нем гораздо меньше, чем на втором этаже. Ценник в буфетах – средней гуманности. Чай, например, 100 руб, маффин – 60 руб. Самое же замечательное в буфете – то, что столики располагаются вдоль стеклянной стены, выходящей на самый угол Садового кольца, и можно любоваться вот такими панорамами со 2-го этажа (извините за качество — стекло бликует, но в реальности на это не обращаешь внимание)..
Новая Табакерка
Зрительный зал новой Табакерки на Сухаревской больше и удобнее, чем в подвале на ул.Чаплыгина. При увеличении количества мест стремились не упустить ту особую атмосферу театрального действа, которую порождает близость актера и зрителя. В этот раз я сидела близко к сцене, не могу сказать, как воспринимался спектакль с последних рядов. Может, с них ещё лучше видно, потому что передняя часть партера пологая, а во второй части ряды идут гораздо круче. Ещё порадовали удобные проходы между рядами и комфортные кресла.
Итожу. Театр под руководством О.П.Табакова получил прекрасную сценическую площадку — новую Табакерку, с чем можно поздравить и актеров, и зрителей. Спектакль «Матросская тишина» достоин зрительского внимания.
И … позвоните родителям!