Государственный исторический музей является крупнейшим историческим музеем России и одним из крупнейших в Европе, его фонды насчитывают несколько миллионов единиц хранения. Мой рассказ будет об одном единственном объекте — о самом здании музея, чей величественный вид украшает ансамбль Красной площади и где каждый зал представляет из себя маленький архитектурный шедевр и произведение декоративно-прикладного искусства
Основание Исторического музея
Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея
Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет
Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады
Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.
В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов
Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов
В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли
С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.
Здание Исторического музея
Авторами проекта Исторического музея являются архитектор Владимир Осипович Шервуд и инженер Анатолий Александрович Семенов. Их проект под девизом «Отечество» победил на конкурсе проектов здания. Сами авторы в пояснениях указывали, что для оформления фасадов использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкино, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, храмов Вологды и Ярославля.
Первые эскизы фасадов Шервуд выполнил в 1873 году, вплоть до конкурса в 1875 году шла доработка проекта, но и после его утверждения фасады перечерчивались четыре раза. В итоге здание Исторического музея представляет собой прекрасный образец псевдорусского стиля, популярного в России во второй половине XIX – начале XX века. Здание композиционно удачно вписано в ансамбль Красной площади, оно уравновешивает храм Василия Блаженного, как бы рифмуясь и перекликаясь с ним
Именно как часть ансамбля Красной площади здание Исторического музея входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Ещё до окончания строительства у организаторов возникли разногласия с В.Шервудом и в 1879 году архитектор был отстранен от строительства, последующее проектирование перешло к А.Семенову. Для оформления внутреннего убранства Исторического музея был приглашен архитектор А.П.Попов. Он начал с разработки типовых чертежей дубовых рам для нескольких сотен музейных окон. Разнообразный рисунок оконных переплетов напоминает узорные древнерусские «слюдяные окончины»
По эскизам Попова были выполнены позолоченные металлические скульптуры, украшающие крышу здания. Шатры четырех высоких башен музея венчают двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и башен Кремля. Сейчас мы видим восстановленные в 1997 году копии, оригиналы были сняты в 1935 году и переплавлены. Установлены фигуры на высоте 57-62 метра (разница в высоте т.к. здание стоит на склоне холма). У этих скульптур необычная конструкция — они разворачиваются к ветру широкой лицевой стороной, а не боком, как обычный флюгер, потому что иначе они чаще всего были бы ребром к главным точкам обозрения — Красной и Манежной площадям
Пониже, на малых шатрах размещена геральдические символы – борющиеся лев и единорог под имперской короной, изображение которых скопировано с древней печати московского Печатного двора
Установлены скульптуры на уровне 27-32 метра, имеют в высоту 166 см, вес около 500 кг. Они намертво закреплены на конструкциях башен. Скульптуры также были сняты в 1935 году, а вернулись на башни в декабре 2003 года
На кровлях западного и восточного фасадов, т.е. на фасадах к Кремлю и к Вознесенским воротам, помещены одиночные скульптуры двух львов и единорога. После снятия в 1935 году сотрудники музея сумели спрятать фигуры льва и единорога, которые при реставрации в конце ХХ века послужили образцами для воссоздания шатровых завершений
Согласно замыслу авторов, главный вход в Исторический музей располагается со стороны Красной площади. Шатры над парадным входом украшают флажки (они называются прапоры) с датами закладки здания и открытия музея – 1875 и 1883
В наше время главный вход не используется, но 1 июня 2017 года, в честь празднования 145-летия музея, впервые за 30 лет он был открыт
Сейчас главный вход в Государственный исторический музей устроен со стороны Воскресенского проезда на месте перекрытого малого двора. Сделано это ради сохранности уникальных интерьеров Парадных сеней, чтобы избежать прохода через сени непосредственно с улицы.
Парадные сени
Внутренние помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал. Вот какой вид открывается при входе в Парадные сени через главный вход, как то и задумывалось архитекторами
Все красочное убранство Парадных сеней, которое мы видим сейчас, в 1936 году было плотно забелено известью как идеологически не выдержанное и было недоступно для просмотра вплоть до реставрации 1986-1990 гг. Главный свод украшает «Родословное древо Государей Российских». Роспись площадью 220 кв. метров включает 68 портретов князей и царей. У основания древа изображены креститель Руси князь Владимир и княгиня Ольга
Как показала реставрация, овальные портреты – это отдельные холсты, наклеенные на свод. Часть из них была утрачена и реконструирована, но в основном сейчас мы видим подлинники. Петр I изображен в рыцарских доспехах и красной мантии, подбитой горностаем (в центре снимка). Венчают древо Александр III и его супруга Мария Федоровна – царствующие особы на момент открытия музея
Про все интерьеры Исторического музея можно сказать, что они оформлены по исконно русским мотивам, а уж в Парадных сенях буквально каждая деталь представляет собой архитектурную цитату главных российских памятников. Прототипом для создания родословного древа послужила стенопись Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы. Столбы, стены и арки галерей украшает пышный растительный орнамент, повторяющий роспись моленного места Ивана Грозного в Софийском соборе Новгорода
Пол Парадных сеней и лестница выполнены из каррарского мрамора. Перила боковых галерей повторяют рисунком царское моленное место Успенского собора Кремля (розочки в квадратных углублениях в верхней части снимка ниже). По бокам лестницы установлены фигуры львов по образцу тех, что стоят на Красном крыльце Грановитой палаты Кремля. В лапах львы держат геральдические щиты с монограммами императоров Александра II и Александра III
На сводах боковых галерей Парадных сеней помещены изображения гербов земель, входивших в состав Российской империи
Тамбур главного входа оформлен резным деревянным порталом
В арочном своде над тамбуром написаны геральдические изображения льва и единорога под императорской короной, а далее – герб Москвы, утвержденный в год открытия музея – в 1883
Невозможно не обратить внимание на красочный портал дверей, ведущих из Парадных сеней в Византийский зал. На его арке – дата открытия музея по древнеславянскому календарю – 7391 год от сотворения мира
Образцом для него послужили порталы церкви Никиты Мученика за Яузой и собора Васильевского монастыря в Суздале (XVI-XVII век)
Дубовые двустворчатые двери, обитые снаружи металлическими пластинами с резьбой, сквозь которую просвечивает цветная фольга, выполнены по образцу Благовещенского собора в г.Гороховце (самое начало XVIII века). Через них мы проходим в зал, который сейчас называется литерный зал «А» и в последнее время используется для временных выставок. Одна из таких экспозиций, посвященная золоту, имела большой успех и наверно поэтому стала постоянной
Залы Исторического музея
По замыслу основателей Исторического музея оформление каждого зала должно было архитектурно продолжать экспозицию, для чего использовались цитаты и повторения декоративных элементов, характерных для представляемой эпохи. Так, зал «А», историческое название которого Византийский, должен был знакомить посетителей с наследием раннехристианского и византийского искусства. Зал является уменьшенной копией центральной части храма Святой Софии в Константинополе, созданного в 500-е годы. Купол зала украшен копиями фресок из римских катакомб, в которых первые христиане совершали тайные религиозные обряды. На своде купола – живописное изображение Орфея с арфой в руках
Над входом в зал помещена живописная копия мозаики из мавзолея в г.Равенна «Добрый пастырь». Орнаментальная живопись на темно-синем фоне, покрывающая различные плоскости стен зала, также создана по мотивам мозаик Равенны
При выходе из Византийского зала — живописная копия мозаики из Святой Софии в Константинополе «Христос на троне и припадающий к его ногам византийский император Лев»
Полихромный мозаичный пол из натурального камня – копия пола катакомбы святой Елены в Риме
В центре сложной мозаичной композиции изображен голубь с масличной ветвью
Далее проходим в литерный зал «Б», где ныне продолжение золотой экспозиции, а при создании музея он предназначался для демонстрации памятников греческих поселений Южной России на берегах Черного моря. Рисунок мозаичных полов скопирован с мозаик храмов Равенны V века
Зал украшен четырьмя двухколонными портиками. Колонны темно-красного цвета из искусственного мрамора поддерживают гипсовый архитрав (перекладину), выполненный по образцу храмов древнего греческого города Пантикапей, располагавшегося на месте современной Керчи
Над входом в следующий зал помещено панно И.К.Айвазовского «Керченский пролив», изображающее как раз местность, где ранее был город Пантикапей. Историческое название этого литерного зала «В» — «Памятники Крыма и Кавказа до XI века». Здесь надо обязательно обратить внимание на великолепный расписной потолок, имитирующий деревянные перекрытия с открытыми балками. Прообразом для его оформления послужили орнаментальные росписи нескольких римских базилик IV-VII веков
Рисунок мозаичного пола повторяет орнамент пола церкви Спаса в Константинополе XI века
Теперь давайте рассмотрим музейные залы с постоянной экспозицией. Они располагаются вокруг литерных залов, вход в них с паперти Парадных сеней. Первый зал посвящен памятникам каменного века, здесь полумрак и мало что из декора интерьера можно рассмотреть, поэтому начну рассказ со второго зала, продолжающего показ каменного века. Он занимает круглую юго-восточную башню. Мозаика пола, как и в первом зале, повторяет гребенчатый орнамент памятников Волосовской стоянки
Главное украшение зала – живописный фриз «Каменный век», выполненный В.М.Васнецовым по заказу Исторического музея. Эта работа художника была высоко оценена соратниками по цеху: М.Нестеров, например, считал её лучшей работой живописца
Фриз обрамляет гипсовая рама, декорированная гребенчато-ямочным узором, заимствованным с гончарных изделий стоянок эпохи неолита в деревне Волосово и урочище Плеханов Бор (Владимирская обл.). Обрамления дверных проемов выполнены по мотивам орнамента керамических изделий, найденных в пещерах Келецкой губернии царства Польского
Дверной проем ведет нас в следующий зал №3, изначально посвященный бронзовому веку. В сегодняшней экспозиции тематика залов несколько смещена по сравнению с замыслом создателей музея и здесь, например, ещё продолжается первобытная община. Далее в своем рассказе я буду приводить номер зала сегодняшний, но назначение зала — первоначальное, чтобы был понятен замысел оформителей. Итак, в целях показать широчайшее распространение бронзы в оформлении зала использовались наиболее характерные образы и декор археологических памятников Западной Европы, Сибири, Индии и Кавказа. Например, в мозаике пола мы видим кружки, городки, ромбы, типичные для культур бронзового века
Типичные для той эпохи орнаментальные мотивы присутствуют в тонированном под бронзу лепном карнизе
Следующий зал №4 – «Конец бронзового века». Со временем обработка металла совершенствуется и вместо простых геометрических узоров изделия украшаются более сложными орнаментами, в которые входят изображения птиц, животных и человека. Вот рисунок высоких арочных проемов в следующий зал повторяет рисунки с серебряной оправы турьих рогов из кургана в Чернигове, а орлы в вершине арки взяты с украшений из курганов Суздальского уезда
Декор широких карнизов по верху стен и мозаика пола используют мотивы с найденных в Сибири кинжалов и бронзовых изделий из мерянских и муромских курганов
В архитектурно-художественном оформлении следующего зала, №5, «Памятники железного века», нашла отражение тема звериного стиля, характерного для всего металлического периода, бронзового и железного. Входные арочные проемы обрамлены изображениями крылатых коньков со змеиными хвостами и увенчаны медальонами с грифонами. Потолочный карниз дополнен рельефами в виде голов зверей и птиц, повторяющих изображения с предметов из курганов Екатеринославской губернии
Рельефная композиция над другим арочным проходом – фантастическая птица, держащая в когтях дикую козу — повторяет рисунок золотого украшения из собрания сибирских древностей Эрмитажа, а изображения львов по бокам от птицы скопированы с предметов из скифских захоронений
Наличники окон украшены орнаментов с бронзовых пряжек из курганов Владимирской и Ярославской губерний, а рисунок мозаики пола взят с гончарных изделий из тех же курганов
Уступчатый свод следующего зала, №6, «Памятники эллино-скифские», повторяет форму перекрытия склепа кургана Куль-Оба близ Керчи, IV век до н.э. Роспись свода и стен имитирует кладку древней гробницы, а фриз над входом представляет собой копию композиции «Укрощение коня» с вазы IV века до н.э. из большого скифского кургана юга Украины, хранящейся ныне в Эрмитаже
Живописные фризы на боковых стенах копируют рисунки из каменных склепов Пантикапея (близ Керчи), относящихся к периоду от I века до нашей эры до II века нашей эры
Копии росписей были сделаны вскоре после обнаружения склепов в 1872 и 1877 годах. В начале ХХ века эти памятники были утрачены, что придает особую ценность росписям зала
Орнамент мозаики пола также создан на основе росписей одного из склепов Пантикапея
Оформление следующего зала №7, посвященного памятникам Киева до 1054г, показывает нам детали убранства собора Святой Софии в Киеве. Так, мозаика пола повторяет сложный орнамент архиерейского места в большом алтаре собора
Следующий зал, №8, изначально рассказывал об истории древнего Киева от 1054 до 1125 гг. Две группы тройных окон с полукруглыми завершениями повторяют окна центрального нефа киевского собора Святой Софии
Все ранее просмотренные нами залы более-менее сохранили своё первоначальное оформление, выполненное в конце XIX века к открытию музея. А вот начиная с этого зала, по идеологическим соображениям в советское время облик ряда залов был изменен: чаще всего была забелена живопись, повторяющая фрески храмов. При реставрации конца ХХ – начала ХХI века закрытая живопись была восстановлена. В этом же зале, №8, в 1930 году убрали часть мозаик, по-новому оформили дверные порталы, перенесли сюда огромные живописные полотна кисти Г.И.Семирадского на древнерусские темы и копии фресок, а в конце ХХ века устроили проход в Воскресенские ворота. Первоначальный рисунок мозаичного пола содержит орнаменты, скопированные из древних памятников книжного искусства XI века – «Остромирова Евангелия» и «Изборника Святослава»
Оформление следующего зала №9 (Новгородский зал) копирует элементы выдающихся памятников Великого Новгорода. Так, фрески в полукруглых люнетах (полукруглых участках стены, огибаемых сводом) повторяют росписи конца XII века из церкви Спаса на Нередице – шедевра монументальной живописи раннего средневековья
В этом храме фрески покрывали стены и купол сплошным ковром от пола до сводов. Самое печальное, что церковь Спаса на Нередице погибла во время фашистского нашествия. Теперь мы можем увидеть росписи утраченного храма только в этих копиях, выполненных при создании Исторического музея. Вот в центре свода композиция «Вознесение». На дальнем своде, за потолочным светильником, виден план Софийской стороны Великого Новгорода, скопированный с иконы XVII века
Декор дверных порталов повторяет оформление входов одного из древнейших храмов России — Софийского собора, созданного в Великом Новгороде в 1045-1050 годах
Орнамент мозаичного пола повторяет фрески XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге
В круглой угловой башне располагается Владимирский зал (№10), оформление которого вдохновлено древними памятниками Владимира. Все рельефы в зале представляют собой слепки с белокаменной резьбы Дмитриевского собора, а живопись повторяет фрески Успенского собора. Обращают на себя внимание великолепные дверные порталы. Над одним из них расположена композиция «Царь Давид на троне»
Над вторым порталом — рельеф «Вознесение Александра Македонского»
Межоконные и междверные простенки по кругу декорированы аркатурным поясом (аркатуры – декоративные ложные арки), созданным на основе фриза по фасаду Дмитриевского собора. Здесь можно разглядеть изображения святых, птиц, мифических существ, деревьев
Купольный свод зала украшен насыщенным растительным узором. Расписывался он в 1890 году мастерами из Палеха на основе цветных калек-копий, снятых в Успенском соборе г.Владимира
Успенский же собор цитирует и мозаика пола
Роспись свода следующего зала №11, называемого Суздальским, также копирует Успенский собор Владимира
Оттуда же орнамент мозаичного пола
В целом же основой декоративного убранства Суздальского зала послужил облик Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (XIII век). Этот собор уникален тем, что его фасады заполнены множеством (более 400!) резных белокаменных рельефов. Вот с этих-то рельефов и были сделаны в 1890 году слепки, сплошным ковром покрывающие стены Суздальского зала
Рельефы изображают святых, воинов, животных, птиц, различных мифических существ – драконов, грифонов
Должна признаться, что эти два зала – Владимирский и Суздальский – мои самые любимые. В залитых солнцем залах яркие, сочные краски росписей, белое кружево рельефной резьбы наполняют душу ликующим восторгом, отрывают от повседневной суеты и уносят в волшебный мир детских сказок и фантазий. А образы здесь воплощены самые невероятные
Посмотрите, как интересно и необычно оформлена полуколонка: объемные горельефные головы вкруговую подпирают капитель, а сама капитель украшена ликами, у которых можно рассмотреть прическу: прямой пробор в волосах и косы по бокам головы
Целая стена отведена под воспроизведение почти в натуральную величину южного портала Георгиевского храма
Следующий зал №12 изначально был посвящен памятникам Ростова Великого и Ярославля, поэтому входные проёмы здесь обрамляли копии порталов Успенского собора в Ростове и размещалась копия керамического фриза из дворца царевича Дмитрия в Угличе. Всё это было убрано при реконструкциях 1937 и 1950 годов. Осталась только роспись цилиндрического свода, повторяющая орнаменты XVII века из домового храма митрополита Ростовского и Ярославского в Ростове
В середине ХХ века дверные порталы и карнизы по верху стен были оформлены по исламским мотивам для экспозиции о Золотой Орде
Зал №13 рассказывал о памятниках Москвы до правления Ивана III. Здесь крестовый свод и оконные откосы украшены сверкающей золотом росписью, в основу которой легли орнаментальные мотивы шапки Мономаха – важной регалии русских великих князей и царей, символа самодержавия
Порталы дверных проёмов, тонкие высокие полуколонны и резной пояс посередине стены повторяют отдельные элементы оформления церкви Успения Богоматери в Звенигороде и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Даже небольшая металлическая дверь на служебную лестницу выполнена здесь по образцу одной из дверей Успенского собора Московского Кремля
Мозаика пола цитирует цветочный орнамент серебряного креста основателя одного из новгородских монастырей
Следующие залы с 14 по 16 до революции закончены не были, хотя проекты по их убранству и существовали. В зале №14, посвященному памятникам Западной Руси и Литвы, успели выполнить мозаичный пол
При последней реставрации в конце ХХ века частично реализовали первоначальный замысел архитекторов: дверные и оконные обрамления выполнили по орнаментам древнерусских рукописных книг XIV-XV веков, а стены украсили слепки с белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде
Также и в зале №15 («Правление великого князя Ивана III») до революции успели сделать мозаичный пол. Этот рисунок из цветных шестигранников выполнен по образцам полов в византийских храмах
Все остальное художественное убранство было спроектировано и выполнено после 1937 года. Гипсовый потолок имитирует деревянные балки, характерные для итальянской архитектуры
Арочные порталы копируют элементы отделки Архангельского собора Московского Кремля, для сооружения которого привлекались итальянские мастера. Отсылки к итальянской культуре в декоре этого зала не случайны: при Иване III на русскую службу активно привлекались итальянские архитекторы, инженеры, мастера прикладного искусства, да и сам Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, жившей до замужества в Риме
В зале №16, посвященном правлению великого князя Василия III, мозаичный пол, выполненный до революции, повторяет рисунок предыдущего зала — цветные шестигранники. Остальное оформление спроектировано и выполнено после 1937 года и в основу было положено убранство Теремного дворца Московского Кремля. Так, сложный растительный орнамент дверных порталов повторяет резное обрамление входов в царские покои Теремного дворца
Зал имеет сложный свод — крестовокупольный с пятью распалубками (т.е. сводчатыми врезками в основной свод). Ребра распалубок орнаментированы лепным декором в виде чешуи, а основания рёбер украшены декоративными щитами с рельефами различных животных – львов, орлов, голубей. Эти щиты скопированы с резных картушей из моленной палаты Теремного дворца
И ещё по одной причине запомните этот зал: здесь потрясающая акустика. Надо встать в центре зала под люстрой и несильно топнуть ногой – эхо начнёт дробиться, многократно умножая звук. Даже когда подходишь к центру зала, эхо уже начинает сопровождать каждый шаг
При создании Исторического музея следующие три зала – с 17 по 19 – задумывались как единый комплекс для экспозиции эпохи Ивана Грозного. В соответствии с древнерусской традицией к большому помещению (зал №18) примыкают с двух сторон малые – залы 17 и 19. При оформлении всех трех залов за основу копирования был взят храм Василия Блаженного – памятник победам Руси над Казанским и Астраханским царствами. Потолок зала №17 повторяет плоское перекрытие западной галереи собора: разделение на заглублённые квадраты, расписанные «под кирпич». Верхнюю часть стен по периметру украшает карниз, имитирующий изразцы XVI века
Главное украшение этого небольшого, неярко освещенного зала – цветной перспективный портал, повторяющий южный вход центральной церкви собора – Покрова Пресвятой Богородицы. Внутренняя часть арки не только раскрашена, но и вылеплена под чешую, а ближе к наружной границе проходит резной узор из крупных бусин
Центральный зал, посвященный эпохе Ивана Грозного, (№18) оформлен исключительно богато. Коробовый свод (т.е. свод с лежащим овалом в сечении) украшен тонким растительным орнаментом по золотому фону и напоминает скань русских ювелирных изделий
На стене напротив окон в люнетах изображена цветущая смоковница – библейское дерево, символизирующее мир и благосостояние. Лепной карниз под люнетами повторяет рисунок карниза одной из глав собора Василия Блаженного
Поистине великолепны здесь оформления входных проёмов: арки имеют прямоугольные обрамления с элементами, напоминающими бусины, и тонкие росписи разной цветовой гаммы и рисунка. Созданы они по мотивам порталов юго-западной части Покровского собора. Двуглавые орлы над входом выполнены по рисунку Малой государственной печати Ивана Грозного
По сторонам от входов росписью изображены сказочные птицы-девы Алконост и Сирин, восседающие на ветвях райского дерева. Эти персонажи часто использовались в русских народных картинках и для украшения предметов прикладного искусства
Почти вся эта красота, которую мы видим сейчас в залах с 17 по 19, была уничтожена в 1936 году при реконструкции – лепнина сбита, живопись забелена. При реставрации в конце ХХ века утраченное убранство восстанавливалось буквально по крупицам: по старым чертежам, фотографиям, описаниям и отчетам, по результатам изучения памятников, послуживших образцами для оформления зала. Подлинными сохранились полы, выполненные в 1890-х годах
В центре зала установлен один из интереснейших экспонатов Государственного исторического музея — копия царского моленного места, выполненная в конце XIX века специально для музея. Это так называемый Мономахов трон, установленный в 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля по указу Ивана Грозного, почти ежедневно посещавшего церковную службу в этом соборе.
Зал №19, завершающий рассказ об эпохе Ивана Грозного, перекрыт крестовым сводом с орнаментальной росписью
Как и в симметричном ему зале №17, главное украшение здесь – цветной перспективный портал, но повторяющий уже не южный, а северный вход центральной церкви собора – церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Декор здесь иной – с лепестками, раковинами, простой перевитой гирляндой
Зал №20 изначально отводился под экспозицию, посвященную правлению Бориса Годунова. Крестовый свод украшает яркая декоративная роспись, созданная по мотивам орнамента привозных восточных и итальянских тканей. Рисунок на каждой из четырёх граней свода одинаков и содержит стилизованные изображения цветов и плодов ананаса. Карниз по периметру зала выполнен по образцу фриза колокольни Ивана Великого в Кремле, которая надстраивалась по указу Бориса Годунова
В ходе «реконструкции» 1937 года этот зал также лишился росписей и лепнины, но последняя реставрация вернула ему первоначальный облик. В зале два вида дверных порталов. Один оформлен по образцу входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: крупный растительный орнамент по зеленому фону заглубленного арочного наличника. У стен этого собора находится гробница Бориса Годунова и членов его семьи
Другой входной проём как бы удваивается за счет несквозной арки рядом
Орнаменты этих арок скопированы с Царь-пушки, идея создать которую принадлежала Борис Годунову
Мозаичный пол и в этом, и в следующем зале №21 задуман и выполнен одинаково: четкий геометрический красно-белый рисунок, окаймленный по периметру черной полосой
Зал №21 отводился под эпоху Смутного времени. Потолочные светильники зала изготовлены по образцу паникадила из храма в селе Пурех – вотчины князя Д.М.Пожарского. Свод потолка здесь цилиндрический, но в него врезаны полукруглые сводики, а выделяющиеся ленты орнамента визуально ещё более усложняют геометрию свода
Поверхность свода покрывает растительный орнамент золотистого цвета, напоминающий восточную парчу и итальянские бархаты. Как и в зале №20, карниз в верхней части стены повторяет рисунок карниза колокольни Ивана Великого
В этом зале очень разные и очень красивые обрамления дверей. Вот, например, рельефный рисунок этой прямоугольной рамы скопирован с резного деревянного подсвечника 1604 года из Дмитриевского собора г.Владимира
Вот этот портал с аркой, расписанной травами-цветами и опирающейся на столбы с «бочками», повторяет северный вход в Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры
И даже кованую железную дверь из села Пурех, выставленную здесь как экспонат, обрамляет небольшой наличник
На стенах зала размещены пять живописных полотен начала XVII века, рассказывающих о Смутном времени: портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек, сцены венчания и коронования. Они были подарены Историческому музею будущим императором Александром III и при оформлении зала под них специально сделали ниши. В 1936 году холсты были убраны, порталы и карнизы сбиты, росписи забелены, но последняя реставрация вернула залу первоначальный облик
Зал №21 – заключительный в анфиладе залов первого этажа музея. В залах второго этажа первоначально планировалось представить историю России в период царствования дома Романовых, были разработаны проекты интерьеров некоторых залов, но ни один из них не был реализован. Только к 1937 году, специально для Всесоюзной Пушкинской выставки, проходившей в стенах Исторического музея, залы второго этажа получили отделку в стиле пушкинского времени – позднего классицизма. Это оформление сохранилось до наших дней. В основном убранство залов второго этажа выражается в дверных порталах и карнизах в верхней части стен. Вот, например, оформление дверного проема в одном из залов
Или вот такой лепной карниз над входным проемом
С 1957 года в залах второго этажа размещается постоянная экспозиция. Сегодня она охватывает период истории России от эпохи Петра Первого до начала ХХ века
Также на втором этаже в просторном помещении над Парадными сенями первоначально размещалась библиотека с тремя антресольными этажами. В 1914 году библиотеку перевели в так называемый поперечный корпус, а зал стал использоваться как выставочный (№36). Библиотека и по сей день занимает помещение, оформленное для неё в неоклассическом стиле: колонны, облицованные искусственным мрамором; цилиндрический свод, расписанный в технике гризайль
Как посетить Исторический музей
Государственный исторический музей имеет очень красивый адрес: Красная площадь, дом 1. Расположен он в северной части Красной площади. Со станций метро Площадь Революции, Театральная и Охотный ряд выходить надо по указателям «К Историческому музею». Обратите внимание: вход в музей для посетителей со стороны Воскресенского проезда и, если идёте со стороны Манежной площади (т.е. от станций метро Театральная и Охотный ряд), то надо пройти Воскресенские ворота.
Музей открыт с 10 до 18 часов, но летом, с июня по август, работает до 21 часа. Также летом нет выходного дня по вторникам. График работы музея может меняться в связи с проведением каких-либо мероприятий на Красной площади (парады, шествия и т.п.).
Билеты стоят: 400 рублей без льгот и 150 рублей – льготный. Есть билеты для семейного посещения (600 рублей на 2 взрослых и 1-2 детей), есть возможность бесплатного посещения для студентов и учащихся в определённые дни, а также для некоторых категорий экскурсантов – за подробностями адресую вас на официальный сайт музея. Обращаю ваше внимание, что Исторический музей относится к федеральным учреждениям, поэтому в нём не действует принцип бесплатного посещения в каждое третье воскресенье месяца.