Сегодня посмотрим внутреннее убранство дома, внешне практически полностью копирующего палаццо Тьене, возведенное в XVI веке в городе Виченце великим итальянским архитектором Андреа Палладио. Московский же особняк стоит на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка и создан в 1909-1912 годах по проекту одного из крупнейших русских архитекторов Ивана Жолтовского. По имени заказчика особняк называется дом Тарасова
Жолтовский изменил пропорции итальянского прототипа, увеличив высоту первого этажа, — за счёт этого верхний этаж воспринимается более лёгким относительно массивного, шершавого рустованного первого этажа. А в остальном декор фасада московского особняка полностью повторяет итальянский дворец. Главный парадный фасад дома Тарасова выходит на Спиридоновку
На этом фасаде примечательна латинская надпись между этажами «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…» («Габриэль Тарасов сделал лета Господня…»). Далее должны следовать цифры с годом постройки дома, но они то ли были утрачены, то ли не выполнены, т.к. заказчик умер до окончания строительства
Заказчик Гавриил Асланович Тарасов — московский купец первой гильдии армянского происхождения из династии Тарасовых (Торос или Торосян до русификации), владевших мануфактурами. Дом строился как бы на две семьи – для самого Гавриила и одного из его сыновей, поэтому первоначально представлял собой два независимых корпуса, соединенных через второй этаж террасой и крытым залом. Впоследствии этот проезд во внутренний дворик был заложен, но по фасаду вдоль Большого Патриаршего переулка можно увидеть следы въездной арки в виде такой вот большой неиспользуемой двери. Над ней находится бывшая открытая терраса, ныне ставшая двумя верхними этажами
Как по замыслу архитектора выглядел этот въезд во двор можно увидеть на старой фотографии. Арка закрывалась воротами, которые на фото распахнуты, и далее проезд расширяется, образуя крытое пространство с колоннами. При этом во внутренний дворик выходит уже три сквозные арки:
Сейчас единственный вход в здание расположен в дальнем от перекрёстка углу по Большому Патриаршему переулку. Над ним также перестроена в двухэтажный объём изначально открытая небольшая угловая веранда
В плане дом Тарасова представляет собой замкнутое каре и имеет внутренний дворик по типу итальянских
Во внутреннем дворике есть фонтан, который сейчас не действует. Отдельно стоящие скульптуры появились во дворике позднее и не являют собой замысел архитектора
Прежде чем идти внутрь, надо рассказать о судьбе здания. Наследники Г. Тарасова владели им вплоть до 1917 года. После революции и до 1937 года в доме Тарасова размещался Верховный суд, потом последовательно — посольства Германии и Польши, а с 1960-х или с 1970-х годов здание занимает Институт Африки Российской Академии наук. Библиотека института расположена на первом этаже как раз в объёме перекрытого въезда во внутренний двор, который мы видели на старой фотографии. Вот изнутри, из библиотеки, вид на арочный проём, который мы видели с улицы
На полках библиотеки я успела разглядеть многотомные собрания сочинений В.И.Ленина на русском и английском языках, но всё-таки интереснее здесь своды помещения – они, как и колонны, остались от проездной арки. Сохранился также большой уличный фонарь
От крытого дворика-проезда сохранились ещё полукруглые ниши, фланкированные полуколоннами ионического ордера, — наверно, в этих нишах размещались скульптуры
Мебели и почти ничего из предметов интерьера дома Тарасова до наших дней не сохранилось. Тем ценнее то немногое, что ещё можно увидеть. Вот, например, ключ от двери, которая раньше была входной, а сейчас просто дверь библиотеки. Ключ и замок используются более ста лет, но прекрасно функционируют
Форма здания в виде замкнутого каре обуславливает наличие длинных коридоров, периодически расширяющихся с образованием холлов. В одном из таких холлов со времен постройки дома сохранилось огромное зеркало — настоящее венецианское. Уцелело оно во многом потому, что намертво вмонтировано в стену. Качество и чистоту изображения столетнего зеркала нельзя не отметить
Этот холл оформлен каннелюрованными (т.е. с вертикальными желобками) пилястрами композитного ордера. По паре таких пилястр обрамляет зеркало и расположенный напротив зеркала вход в зал:
В холле надо обратить внимание на потолок: он здесь крайне оригинален, как, впрочем, и остальные потолки дома Тарасова
На потолке выполнена имитация частых поперечных балок, выделенных ещё и за счёт цвета. Узкий фриз (лента с орнаментом) под потолком с золотым барельефом растительного рисунка на насыщенно-синем фоне выглядит благородно и элегантно
Через уже виденные нами двери мы попадаем в зал, который представляет собой объединение двух прежде отдельных помещений — сейчас хорошо заметен выступ стены, разделяющий их. Объединили залы в эпоху пребывания здесь Верховного суда, и считается, что именно в этом большом зале проходили судебные заседания мрачных времён массовых репрессий. Мы же сначала рассмотрим ту часть зала, что поменьше. Потолок тут с кессонами разной формы – квадратными, прямоугольными
Внутри кессонов – росписи, своей сумрачной гаммой и персонажами напоминающие картины итальянских мастеров Ренессанса
По всему периметру под потолком проходит широкий живописный фриз
Изумительно тонка ажурная, прямо-таки кружевная лепнина на карнизах под потолком и внутри кессонов. Балки кессонов расписаны в стиле гризайль – т.е. создают видимость объемной резьбы или лепнины
Также тщательно выполнен мелкий декор портала входной двери
Мы же проходим в другую часть зала, побольше, – прежде она была столовой. Потолки во всём доме бетонные, они только расписаны под тот или иной материал, в этом зале – под дерево. Поверхность потолка разделена большими поперечными балками, перпендикулярно к которым идут балки поменьше (светильники здесь современные)
Крупные балки имеют сложный уступчатый профиль, лепные полихромные карнизы с росписью. Причём обратите далее внимание: миниатюрные рисунки на внутренних откосах кессонов очень разнообразны и трудно найти повторяющиеся
По ребрам балок идет полихромный орнамент, а по боковинам балок – непрерывный фриз с изображениями сценок сельскохозяйственных работ, домашних и диких животных
Заказчик просил оформить внутреннее убранство дома побогаче и не стесняемый в средствах архитектор пригласил для росписей известных художников – И. И. Нивинского, Е. Е. Лансере. В оформлении, например, этого зала помимо профессиональных художников принимали участие студенты Строгановского училища. По всему периметру потолка в верхней части стен проходит широкий живописный фриз
На фризе полихромная живопись перемежается однотонными росписями в стиле гризайль
В столовой сохранился камин – один из трёх каминов дома Тарасова. Причём камин действующий, хоть и не используемый
Выполнен он из искусственного камня
С этой сдвоенной комнатой, называемой Большим залом, соседствует Малый зал — посетителям его представляют как читальный зал библиотеки. Здесь кессоны потолка разделены акцентированно выделенными балками, а внутри кессонов – насыщенные по краскам живописные работы кисти художника Е.Е. Лансере
Всё оформление потолка посвящено древнегреческому мифу о Персее. Мы видим тут отца Персея — Зевса
Видим, как на Данаю проливается золотой дождь – это Зевс проник к ней в виде дождя, оплодотворил её, после чего она родила Персея
Вот сам Персей — герой древнегреческой мифологии
Первый подвиг Персея – победа над Медузой Горгоной
В своих странствиях Персей прибывает в царство Атланта. Вот Атлант держит на плечах небесный свод со звёздами
Вот Персей убивает морское чудовище и освобождает прекрасную Андромеду
Даная в уже более солидном возрасте
Центральное место на потолке занимает панно, где Персей получает от Гермеса шлем – так боги помогали герою в его подвигах
Под потолком по стенам по всему периметру зала проходит очень интересный живописный фриз: могучие атланты держат потолок и в то же время у них на плечах тяжёлые драпировки, словно театральный занавес. Эта деталь напоминает нам, что Лансере много работал как театральный художник. Кроме того, между атлантами в виде табличек-вывесок изображены подписи к расположенным над ними потолочным панно. Вот здесь написано, что Персей победил Медузу Горгону
Здесь, что Даная от дождя золотого зачала
А здесь, что образовались Атласские горы (в них превратился окаменевший Атлант)
В этом зале надо ещё обратить внимание на потолочный светильник – он, если и не родной, то точно антикварный
На первом этаже в доме Тарасова есть ещё одно замечательное помещение – так называемый Синий зал, хотя по преобладающей гамме его следовало бы назвать золотым. Потолок небольшого, квадратного в плане зала разделён на 9 одинаковых квадратных кессонов, и весь декор – балок, внутреннего пространства кессонов – решен в золоте на ярко-синем
К сожалению, в маленьком помещении при искусственном освещении на фотографиях золотые блики гасят насыщенный синий цвет и снимки не передают во всей полноте византийского величия этого цветового контраста
Сейчас это зал отдан под библиографический отдел
По всему периметру под потолком идёт широкий фриз, где живописные изображения перемежаются с золочёными барельефами танцующих путти – пухлых младенцев
Здесь ещё хочу показать сохранившийся декор дверных порталов. Вот дверь, которой пользуются сейчас
Вот декор большой и похоже, что распашной, двери, которая сейчас заставлена шкафом и не используется
На первом этаже дома Тарасова, но в другой его части, есть ещё одна комната, которую тоже можно назвать золотой
Свод потолка здесь полукруглый, в центре его квадратный живописный плафон со сценой какого-то пира
Остальная поверхность свода разбита на квадраты, в которых на золотом фоне изображены то гирлянды и венки, то музыкальные инструменты, то театральные маски, то мечи и колчан со стрелами. А по краю, в основании свода, идёт широкая, многокрасочная полоса, в которую введены различные жанровые сценки – охоты, занятий бытовыми делами, игры на музыкальных инструментах
В этой комнате сохранился камин, правда, герб на него привнёс уже в наше время кто-то из арендаторов (это помещение сдаётся в аренду, что затрудняет его осмотр и съёмку, а также порождает те предметы интерьера и живопись, которые попали в кадр)
Пришла пора подняться на второй этаж, а пройти туда в доме Тарасова можно по двум лестницам. Одна из них, парадная, имеет вот такой потолок
Изображения орлов и дубов, да ещё в чёрно-золотой гамме, навевают образы замков Германии
Это впечатление ещё более подчёркивается потолочным светильников в таком же рыцарском стиле
Ну и, что называется, дьявол в деталях: посмотрите, какая тонкая роспись на откосах между балок! А переход от стены к потолку оформлен не только многопрофильным карнизом с полихромной лепниной, но и живописным монохромным фризом с изображениями львов или гепардов
Сама же парадная лестница выполнена из камня искусственного, но очень прочного: ступени не истираются и не сбиваются
Лестница двухмаршевая, с поворотной межэтажной площадкой, на стене которой изображено мозаичное панно более поздней эпохи – на тему борьбы за свободу Африки. Но я вам его показывать не буду, а предлагаю ещё раз бросить взгляд на потолок
Поднявшись на верхнюю площадку лестницы, мы увидим вот такой входной портал второго этажа
На втором этаже нас встречает проходной холл, в котором, с одной стороны, камин, достаточно минималистичный по декору
С другой стороны холла — две колонны искусственного мрамора отделяют проход в длинный коридор
Колонны эффектно смотрятся за счёт выделения пышных коринфских капителей тёмным цветом
Наш взор плавно перетекает на потолочные карнизы и мы опять-таки видим тщательную проработку мельчайших деталей лепнины и росписей
В этом месте дома Тарасова меня всегда поражает резкий переход от воинственных чёрно-золотых орлов на потолке лестницы к таким дачным, по-детски наивным земляничкам на рёбрах балок в этом холле
Фотографии самих балок мне не удались, но могу показать общий вид потолка в этом холле. На заднем плане видна горизонтальная планка, которая ныне ограничивает стенное мозаичное панно. Сама мозаика на тему освобождённой Африки более позднего происхождения, а вот планка родная самому дому и в её орнаменте повторяются ягодки с потолочных балок
Если пройти по коридору за колоннами, то можно попасть в комнату, ныне приёмную, а ранее, скорее всего, кабинет. Как и во всём доме, мебель здесь не сохранилась, но остался потолок. Вот его общий вид
В центральном плафоне копия картины Тинторетто «Рождение млечного пути», выполненная художником И. Нивинским. Изображена богиня Гея
Здесь опять-таки, несмотря на кажущуюся простоту, мы видим тщательную проработку деталей и тонкую роспись
На втором этаже есть ещё один кабинет, также небольшой по площади, квадратный в плане и похожий по оформлению
Здесь на центральном плафоне потолка мы видим сцену похищения Европы Зевсом, превратившимся для этого в быка
Вокруг центрального панно расположены живописные вставки поменьше
Из доступного на втором этаже ещё представляет интерес лестница, ведущая на первый этаж. Вход на неё оформлен вот такой аркой
На потолке над первым пролётом лестницы изображены природные стихии. Изображения эти стилизованы под мозаику из золотистой смальты и помещены в богато декорированные кессоны со сложнопрофильными внутренними карнизами. Первыми из стихий идут воздух и вода
Потом земля
Потом огонь
Далее с поворотной площадки лестницы нам открывается такой вид на потолки лестничного холла
Но ещё более впечатляющий вид с нижней площадки лестницы вверх
Лестница выводит нас в холл первого этажа и, спускаясь по ней, мы видим своё отражение в огромном зеркале, также привезённом из Италии более ста лет назад
Самое потрясающее в этом холле опять-таки потолок
Потолок представляет собой крестовый свод и его полукруглому сечению вторит такой же контур окна
В центре потолка, там, где сходятся рёбра сводов, помещен живописный плафон, создающий впечатление проёма, в которое заглядывают девушки в цветочных венках
Остальное пространство четырёхгранных сводов заполнено росписями на фоне, имитирующем мозаичную золотистую смальту
Здесь среди растительных узоров расположились грифоны, рога изобилия, круглые медальоны, а отдельные фигурки ангелов вообще вырастают из листьев аканта
В медальонах изображены разнообразные сцены из жизни ангелов: они катаются верхом на крылатых рыбах или на повозке, запряженной гусями, куда-то дружно устремляются с инструментами на плечах и т.д.
Так как помещение прямоугольное, то в длинной его части своды образуют полукруглые перекрытия, на которых в прямоугольных плафонах изображены колесницы, а растительные узоры на золотом фоне содержат и многоярусные вазы с цветами- фруктами, и рога изобилия, и акант, и ещё какие-то объекты ботаники, рисунком листьев мне напоминающие полынь
Роскошный потолок холла надолго приковывает внимание, но тем не менее надо упомянуть, что здесь по-прежнему тщательно выполнены мелкие элементы декора. Под сводом по всему периметру холла проходит вот такой карниз. Вход на лестницу, по которой мы спустились, фланкирован угловыми пилястрами с классическими капителями
Вот как оформлен портал одной из дверей в холле
А вот портал двери, ведущей в прихожую, к выходу
Далее, за этой дверью, входной вестибюль особняка — и нам приходиться завершать прогулку по этому удивительному зданию, с запутанной и неожиданной планировкой, с роскошно и чрезвычайно фантазийно оформленными интерьерами.
Боже,какая невообразимая удача,найти такое подробное описание и фото этого дома-музея.По случайному совпадению сегодня была на экскурсии по ул.Сперидоновка.