Дом Пашкова

Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Величественный белоснежный дворец возвышается на Ваганьковском холме напротив Московского Кремля. До сих пор достоверно не установлено, кто является архитектором этого здания, но чаще всего автором называют великого русского зодчего В.И. Баженова. Дом Пашкова был построен в 1784-1786 годах и явился первым не церковным зданием в Москве, из окон которого открывается прямой, не снизу вверх, вид на Кремль, а также видны Ивановская и Соборная площади

Вид на дом Пашкова от Кремля

Вид на дом Пашкова от Кремля

Считается, что именно дом Пашкова имел в виду М.С.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», когда описывал прощание Воланда со столицей: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев». Наверно, автор видел эту сцену вот на такой террасе

Балкон-терраса дома Пашкова

Балкон-терраса дома Пашкова

История дома Пашкова

Владения на Ваганьковском холме за свою долгую историю принадлежали и государеву двору, и частным лицам, пока в конце XVIII века их не выкупил Петр Егорович Пашков. Его отец, денщик Петра I, обогатился при расследованиях казнокрадства. Сын же оказался ещё более предприимчивым и преумножил состояние на винных откупах. Не имея знатной родословной, но будучи человеком тщеславным, П.Е.Пашков мечтал возвести дом, который поразил бы столицу.

Фронтон флигеля дома Пашкова

Фронтон флигеля дома Пашкова

Первоначальный облик Дома Пашкова отличался от того, что мы видим сейчас. Сад перед зданием был гораздо больше и занимал не только склон. Вот старинное изображение

Сад поражал современников своим великолепием: красивой чугунной оградой, каменными бассейнами с фонтанами, редкими птицами — павлинами, попугаями, китайскими гусями — разгуливавшими по дорожкам сада или сидящими в дорогих клетках. Во время наполеоновского нашествия дом Пашкова очень сильно пострадал, однако в силу особой значимости здания для столицы его восстановили за государственный счет. В 1839 году здание было приобретено казной для Московского университета. С 1861 года здесь размещался Румянцевский музей —  первое художественно-просветительское учреждение в Москве. В начале 1920-х годов на базе Румянцевского музея и библиотеки была создана Государственная библиотека имени В.И.Ленина.

В 1930-х годах в связи с расширением Моховой улицы была убрана садовая ограда, выровнены склоны холма, а перед центральным корпусом устроена полукруглая терраса, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Тем самым существенно изменилось зрительское восприятие ансамбля. Новым испытаниям дом Пашкова подвергся в конце ХХ века: в 1986 году из-за строительства станции метро «Боровицкая» фундамент здания просел, в перекрытиях появились трещины. В 1990-х годах аварийное здание стояло абсолютно заброшенным: текла крыша, сквозь разбитые окна проникали дождь и холод. Реконструкция продолжалась почти 20 лет и вновь дом открылся в 2007 году.

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Скульптура на фасаде дома Пашкова

Сейчас в доме Пашкова размещаются культурно-выставочный центр и самые сложные отделы, фонды которых требуют особого режима хранения: отдел рукописей, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей.

Скульптура на парадном фасаде дома Пашкова

Экскурсия по дому Пашкова

Дом Пашкова построен по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми флигелями. Ваганьковский холм служит словно бы постаментом всему ансамблю подножием зданию. Пашков дом имеет два главных фасада: один смотрит на Кремль и имеет торжественный дворцовый вид, другой обращён во двор, в сторону Староваганьковского переулка, и имеет более компактный усадебный вид:

Вид на дом Пашкова со стороны Староваганьковского переулка

Именно со стороны Староваганьковского переулка и предусмотрен парадный подъезд к дому. Въезд в большой двор с переулка оформлен воротами, украшенными колоннами и гирляндами. Обратите внимание как вычурны ордера колонн — вроде ионический ордер, но ему добавляют оригинальности подвесные кисти и акцентированные свободные завершения

Великолепны гирлянды, висящие в воздухе

Вот вид на парадный двор с разворотным кругом для карет из окон третьего этажа дома Пашкова

Здание подвергалось неоднократным и значительным перестройкам, что было вызвано приспособлением его под нужды музея и библиотеки. Сейчас внутри это заметно по некоторым словно бы ошибочным или незавершенным инженерным решениям

В целом же коридоры дома Пашкова выглядят примерно так

Император Александр II при посещении Румянцевского музея преподнес ему в дар картину А.Иванова «Явление Христа народу». Для экспонирования огромной картины, над которой художник работал 20 лет, рядом с домом Пашкова был выстроен отдельный специальный зал — длинный, со световыми окнами в потолке. Это давало тот эффект, к которому так долго стремился художник: когда зритель шёл к картине, Иисус как будто шёл ему навстречу, а когда зритель совсем приближался к полотну, Иисус словно бы возносился. Сейчас картина А.Иванова экспонируется в Третьяковке. Во время моего посещения дома Пашкова, несколько лет назад, в Ивановский зал экскурсии не водили. Но буквально недавно, в декабре 2016 года, открыли Ивановский зал как новое выставочное пространство Российской государственной библиотеки. В коридорах дома Пашкова выставлена чаша из черной яшмы, также подаренная Александром II при визите

Огромная чаша выполнена алтайскими мастерами и напоминает выставленные в Эрмитаже

Как дань памяти и уважения основателю музея на стене висит барельеф графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Этот барельеф представляет собой копию с надгробия генерала, похороненного в Киево-Печерской Лавре

Над входом в Румянцевский читальный зал выбита дарственная надпись, напоминающая об основателе музея

Этот читальный зал относится к отделу рукописей, выглядит он классически

По периметру читального зала проходит галерея, где также установлены шкафы с книгами

Книжные шкафы украшены изображениями оскаленных львиных морд

В другом зале, зале каталогов отдела рукописей, на стене висит портрет известного русского философа, футуролога и знатока библиотечного дела Н.Ф.Федорова, который на протяжении почти четверти века работал в музее и много сделал для развития библиотеки

Н.Ф.Федоров считается основоположником русского космизма, его идеями об открытии и покорении новых планет вдохновлялся К.Э.Циолковский. Об этом напоминает картина на галерее над входом в зал каталогов

Самым впечатляющим по отделке интерьеров в доме Пашкова в наши дни является Большой или Бальный зал. Этот двусветный (т.е. с окнами в два ряда) зал занимает все пространство второго и третьего этажей вдоль Моховой улицы

Изначально, при постройке дома Пашкова, здесь были отдельные помещения на двух этажах. При реконструкции в 1915 году были разобраны межэтажные перекрытия и стены комнат для создания читального зала. Этот зал на 300 мест в советское время стал главным читальным залом Ленинской библиотеки.

От второго этажа остались большие балконы по бокам зала, попасть на которые можно только поднявшись по лестницам в коридоре

Сейчас Большой зал является основной площадкой Культурно-выставочного комплекса, здесь проводятся художественные выставки, церемонии награждения и вручения различных премий, презентации, аукционы, другие подобные мероприятия

При последней реставрации была воссоздана лепнина потолка

Потолок с кессонами разной формы выполнен в стиле ампир

Красивая и очень объемная лепнина с достаточно непривычными для потолка изображениями – фигурами, напоминающими кариатиды

На стенах здесь вот такие светильники, с зеркальной стенкой для отражения и усиления источника света

Как с балконов, так и с первого этажа Большого зала открывается великолепный вид на Кремль. Экскурсантов просят не фотографировать из окон, ссылаясь на запрет ФСО, но удержаться невозможно. Сейчас уже это уже исторические виды, без памятника князю Владимиру

Напомню, что дом Пашкова был первым светским, не церковным зданием, которое позволяло смотреть на Кремль на одном уровне и даже чуть сверху. До его постройки сверху на Кремль можно было посмотреть лишь с колокольни Ивана Великого

Следующий отдел, расположившийся в доме Пашкова — отдел картографических изданий

Российская государственная библиотека располагает одним из крупнейших в мире собранием карт, атласов, планов, глобусов. Понятно, что самые старые экземпляры требуют особых условий хранения, но и в зале выставлено немало интересных артефактов

Помимо собственно карт и атласов здесь в витринах выставлены камни и минералы, различные сувениры и памятные знаки со всего мира с изображениями карт и глобусов

Непременное внимание посетителей привлекает «Глобус ацтеков», который стоит в центре читального зала отдела картографии. Он выполнен из дерева российским мастером-резчиком уже в нашем веке, но в его оформлении использованы мифологические образы индейцев Центральной Америки: оперенный змей и черепаха

В отделе нотных изданий и звукозаписей хранятся отечественные и иностранные ноты в бумажном виде (разнообразные издания, оригинальные и рукописные документы) и на электронных носителях, а также шеллаковые и виниловые грампластинки, кассеты (аудио, видео, VHS), CD (аудио, mp3), DVD (аудио, mp3, видео), магнитофонные ленты.  Понятно, что при такой номенклатуре хранения нотный отдел имеет свой зал каталогов

В читальном зале нотного отдела можно послушать произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы музыкального фольклора разных стран, спектакли, голоса птиц и даже выступления политиков и деятелей искусства

А в витринах здесь выставлены разнообразные нотные издания, грампластинки разных лет – от дореволюционных до советских, музыкальные инструменты, сувениры с музыкальной тематикой

Просто так, для радости глаз, стоит вот такая малахитовая ваза с бронзовым барельефом

Ещё внутри дома Пашкова сохранилась старинная винтовая чугунная лестница

Несмотря на возраст, лестница в прекрасном состоянии

Под конец прогулки надо упомянуть удивительное свойство дома Пашкова: изнутри он оказывается гораздо вместительнее, чем выглядит снаружи. Я рассказала вам про основные залы, а ведь есть ещё приятных размеров, отделанный деревом буфет, за солидными дверями с окошечком располагается касса, имеются другие помещения, которые не представляют интереса для экскурсантов. На прощание ещё один взгляд из окон Бального зала в сторону Кремля

Добавить комментарий