Памятник архитектуры «Дом Демидова в Басманной слободе» – это непримечательное здание по Гороховскому переулку. По внешнему виду особняка трудно представить, что скрывает он так называемые «Золотые комнаты» — один из выдающихся образцов русского интерьера эпохи классицизма. На сегодняшний день столовая, Голубая, Малиновая и Изумрудная гостиные дома Демидова признаны наиболее сохранившимися классическими дворцовыми интерьерами, созданными М.Ф. Казаковым и не подверженными влиянию последующих стилей. Дом Демидова по историческому значению и декоративному убранству стоит в одном ряду с такими объектами культурного наследия, как Останкино и Кусково
Богатые уральские горнозаводчики Демидовы владели этой усадьбой со второй половины XVIII века. Дом Демидова, который дошел до наших дней, построен в конце XVIII века по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. Интересно, что когда Демидовы продавали дом в 1833 году, то из описания следовало, что в усадьбе были итальянский и английский сады, 4 оранжереи, в саду пруды, острова, беседки, а среди двух тысяч фруктовых деревьев — до 57 разных цитрусовых (померанцов, лимонов и апельсинов).
После Демидовых дом сменил несколько хозяев, а в 1858 году был продан Межевому ведомству. С тех пор здесь и располагаются землемеры и картографы, сейчас это Московский государственный университет геодезии и картографии. Забавно, что на главном фасаде размещена путающая информация: старое, советское, название вуза – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии — и не год постройки дома, как обычно, а год основания Межевого института – 1779
Дом Демидова можно рассматривать как типичную застройку Москвы конца 18 – начала 19 веков. Он мало перестраивался, из существенного стоит отметить перекрытие проездной арки и превращение её в вестибюль. Вот этот входной вестибюль был первоначально проездом, ведущим с улицы в усадьбу
Типичная планировка господского дома того времени предполагает три этажа. Нижний отводился под хозяйственные и служебные помещения и имел простую отделку. На верхнем, третьем этаже, располагались комнаты детей и их воспитателей, непарадные спальни хозяев. Второй этаж занимала анфилада парадных комнат. Вот парадные залы второго этажа и показывают ныне во время экскурсии в дом Демидова. Сначала с лестницы мы попадаем в Круглую столовую, ничем особо не примечательную небольшую комнату, расположенную в центре второго этажа
Столовая имеет одно окно и три двери. Одна из них ведёт в Большой парадный зал, предназначенный для торжественных приемов и балов, — туда мы отправимся позже. А сначала пройдем в Голубую гостиную – первую из анфилады парадных залов, получивших название «золотых комнат» за тончайшую золоченую резьбу.
Эта гостиная имеет три двери, выходящие на неглубокий балкон главного фасада здания. Сейчас эти двери фактически исполняют функцию окон, они даже отгорожены радиаторами отопления. Простенки между окон заполнены зеркалами
Каждое зеркало имеет мраморный подзеркальный столик. На фото ниже также видно лепное оформление проёма балконной двери
Мы вошли в Голубую гостиную из Круглой столовой, а по замыслу архитектора анфилада парадных залов открывалась из Большого парадного зала, но сейчас эта дверь закрыта и анфиладу комнат можно оценить только из Голубой гостиной, вот так
Все три дверных портала гостиной оформлены одинаково. И дверные обрамления, и сами двери украшены ювелирной деревянной резьбой, покрытой натуральным сусальным золотом разных оттенков
Резной декор комнат изображает всевозможные виньетки и ленты, кубки и вазы, венки и гирлянды, травы и цветы, розетки, факелы, драпировки
Резьба выполнялась по рисункам архитектора М.Казакова. На двери виден старинный замОк, который выдвигает засов-запор вверх и вниз на всю высоту двери
Богатый и изысканный лепной орнамент обрамляет потолок и переходит на карнизы. Стены всех гостиных затянуты натуральным шелком, восстановленным на ручных станках XIX века
Паркетный пол Голубой гостиной
Из Голубой проходим в самую большую из сохранившихся комнат — Малиновую гостиную, украшенную ещё более изысканно и богато. На фото видна угловая белая печь
Здесь также 3 окна, выходящие на главный фасад здания. Позолоченный резной декор надоконного пространства уже иной
Как во всех зданиях старой постройки, в доме Демидова толстые стены. Широкие скосы оконных проёмов оформлены филенками и лепниной
Межоконное пространство также заполнено зеркалами с подзеркальными мраморными столиками, но мрамор здесь уже иного цвета и другой мотив резьбы – она имитирует драпировки
В Малиновой гостиной ещё богаче декор дверных порталов и зеркал
Именно в Малиновой гостиной мне удались фотографии искусно исполненной резьбы. Вот посмотрите на следующих фотографиях: это не лепнина, а резьба, каждый шарик и бутончик выточены из дерева…
Каждая веточка, каждый цветочек и листочек на дверях, зеркалах, филенках обоев – это всё резное. У корзиночек с цветами объемные ручки выступают из плоскости стены
В Малиновой гостиной расположен белый мраморный камин с надкаминным зеркалом в роскошном позолоченном декоре до потолка, с позолоченными же тонкими резными колонками
Экран камина стоит на мощных когтистых лапах
Мебель тоже резная, с позолотой. Кресла обтянуты таким же штофным шёлком, что и стены. Резная часть подлокотников кресел выполнена в виде лап какого-то зверя
Люстра изначально была газовой и на ней сохранились вентили для регулировки газа
По периметру потолка идет великолепная лепнина с колеровкой в общий тон гостиной
Лепной фриз потолка по-разному обыгрывает прямые углы у окна и скругленные из-за печей углы в глубине гостиной
Особого внимания заслуживает наборный паркет из мореного дуба, серого дуба и берёзы. По легенде, граф Шереметьев, увидев его на балу в доме Демидова , обратился к хозяину с просьбой разрешить использовать этот паркет как образец для своей усадьбы. В итоге в Останкинском дворце те же самые краснодеревщики создали паркет, похожий по рисунку и измененный под размеры останкинского зала
Филенка двери с позолоченной резьбой
Из Малиновой гостиной дверь ведет в третью, последнюю, комнату анфилады – Изумрудную гостиную
Это самая маленькая из гостиных и предназначалась она для женщин. Тут всего два окна, между которыми расположено зеркало. Надоконное пространство заполнено резными изображениями облаков и объёмных, прямо-таки скульптурных, птиц
Подзеркальный столик светлого мрамора
Оформление стены напротив словно бы повторяет окна и зеркало между ними
Резное обрамление стенного зеркала совпадает с межоконным. И там, и там под аркой с драпировками, над рогами изобилия (или факелами?) словно бы парит венок, полностью объёмный, только прикреплённый к стене
Вот резной декор верхней части стены Изумрудной гостиной
Все наддверное пространство до потолка украшено позолоченной резьбой разных оттенков
Сами двери тоже украшены резными изображениями фонтанов, кубков, огней на ростральных колоннах, ваз
Вот резьба Изумрудной гостиной поближе
Скосы оконных проемов оформлены изящной лепниной
В связи с этой гостиной хочу упомянуть одно имя, потому что, по моему глубокому убеждению, страна должна знать своих героев). Реставрацию золотых комнат университет осуществлял в основном на свои деньги, не получая из бюджета дополнительного финансирования, поэтому шла она медленно, а в перестройку вообще прекратилась. Даже и не полностью восстановленные комнаты были обязательным пунктом посещения высоких гостей, коих было немало, ведь на протяжении многих лет ректором, а потом президентом вуза, был известный космонавт Савиных В.П. (три космических полета!). Посетители неизменно выражали восхищение увиденным и сожаление по поводу состояния объекта, а также обещание помочь. Но настолько часто на этом всё заканчивалось, что сотрудники музея уже не обращали внимание на посулы. Так же они отнеслись и к словам Виктора Степановича Черномырдина во время его визита. Каково же было их удивление, когда вскоре раздался звонок с вопросом куда перечислить деньги, а потом действительно пришли деньги! И почти всё что вы видите в Изумрудной гостиной, восстановлено на личные деньги Черномырдина. Почти – потому что великолепный живописный плафон потолка никогда не требовал реставрации, с него только сметали пыль (!)
Восхитителен сложный лепной карниз по периметру потолка
Этим краскам более двухсот лет, но они поражают свежестью и сочностью. Мастерство и тонкость исполнения запредельны
Из Изумрудной гостиной открывается вид на анфиладу пройденных нами комнат
Вот и все дошедшие до нас «золотые комнаты» дома Демидова. Экскурсантам обычно показывают ещё Большой парадный зал. Первоначальная отделка там не сохранилась. Сейчас Большой парадный зал и смежные помещения занимает учебно-геодезический музей, который является преемником музея Константиновского межевого института царских времен. Музей включает в себя коллекцию астрономических и геодезических инструментов от XVII до XX веков, картографическую коллекцию и библиотеку. Среди инструментов 90% экспонатов являются памятниками науки и техники I категории, они представляют собой национальное достояние и настолько уникальны, что в музее фотографировать запрещено. Коллекция карт и атласов содержит библиографические редкости с XVIII по XX век. Моё внимание привлёк резной дверной портал – скорее всего, он остался от первоначальной отделки помещений – и дубовые шкафы, в верхней части которых хорошо просматриваются резные буквы КМИ как след от Константиновского межевого института
В комнатах современной техники выставлен огромный глобус ещё советских времен
Он достаточно подробный, на нем нанесены ещё советские названия городов. Вот хорошо видны Горький, Калинин, Загорск
Экспонируется множество макетов космической техники