Сегодня рассказ о спектакле «Сестра Надежда» театра-студии под руководством О.П.Табакова. Сразу признаюсь, что одним из критериев выбора куда пойти была дата. А уж из всех постановок в нужные выходные остановилась на театре-студии под руководством О.П.Табакова, в просторечии Табакерке. Люблю этот театр за сильный актерский коллектив, за непредсказуемую смесь примелькавшихся экранных лиц и талантливых новичков. К тому же этот спектакль идет в подвале на ул.Чаплыгина, где очень камерная, душевная атмосфера.
Вообще, по своему личному делению я отношу Табакерку к типу театр-дом. В отличие от театра-храма у театра-дома нет убранного золотом и бархатом зала, царских лож, сияющего паркета, люстр в два этажа и прочих помпезных атрибутов. Как правило, такой театр имеет небольшой зрительный зал, зачастую в приспособленном помещении. Актеры играют буквально на расстоянии вытянутой руки или даже задевая краем одежды колени первого ряда. В этой магии перевоплощения, таинстве лицедейства, свершающихся в обыденной близости и прямо на твоих глазах, кроется особая притягательность и неповторимость таких маленьких сценических площадок. Зритель буквально слышит дыхание актеров, видит малейшие нюансы их мимики и взглядов, чувствует все оттенки интонаций.
Например, самая первая сцена театра-студии О.П.Табакова — это приспособленный подвал жилого дома на улице Чаплыгина. До сих пор здесь шло большинство спектаклей Табакерки. Буквально недавно, в сентябре 2016 года, открыли долгожданную, заново построенную, сцену на Сухаревской (Малая Сухаревская пл., д.5, вход с ул. Гиляровского). Я там ещё не была, оценить пока не могу. Судя по предлагаемой ныне афише, на новую сцену перенесли спектакли театра, ранее шедшие на сценах МХТ им.Чехова, центра на Страстном и других временных площадках. Спектакль «Сестра Надежда» идет на родной сцене, в подвале на Чаплыгина, – так называемой сцене на Чистых прудах.
Как добраться до сцены на Чистых прудах
Официальный адрес — ул.Чаплыгина, 1а, стр.1. Это снаружи от Чистопрудного бульвара. Лучше всего воспользоваться метро, т.к. в округе трудно найти парковочное место, да и на бульварах в вечернее время движение затруднено. От метро же идти недолго, минут 10. Со станции Чистые пруды выход к Чистопрудному бульвару и памятнику А.С.Грибоедову. Выйдя таким образом, можно прогуляться по красиво оформленному в любое время года Чистопрудному бульвару.
Со станций Тургеневская и Сретенский бульвар выход совмещённый, надо выходить к Мясницкой улице и в сторону, противоположную почтамту, т.е. к центральному офису ВТБ24 и Макдональдсу
С улицы Чаплыгина вы входите под арку и попадаете вот в этот дворик жилого дома, где стоит памятник трем драматургам
Подвал на Чаплыгина имеет небольшой зал, всего 12 рядов и примерно 120 зрителей. Здесь нет сцены, поднятой над залом, наоборот, зал спускается к сцене. Вот как выглядит сцена из седьмого ряда зрительного зала в антракте описываемого спектакля
На этом спектакле впервые в этом театре довелось сидеть так далеко от сцены. Хотя все хорошо слышно и неплохо видно (кроме моментов, когда актриса лежит на кровати), все-таки при возможности лучше брать места ближе. Ещё обращаю внимание, что в зале на Чистых прудах нет лож, балконов и бельэтажа, только партер.
Спектакль «Сестра Надежда»
Теперь о самом спектакле «Сестра Надежда». Он поставлен по пьесе Александра Володина, по которой в 1966 году был снят фильм с Татьяной Дорониной и Натальей Теняковой в главных ролях. Фильм полностью я не видела и опасалась, что спектакль по пьесе советских времен будет неактуален, что-то типа хроник прошедших времён. Но вот она, великая сила если не классики, то просто хорошей прозы – со временем в ней открывается всё больше смыслов. Вот и в этой пьесе на второй план уходят признаки эпохи и остаются вечные вопросы – где границы нашей ответственности перед теми и за тех, кто зависит от нас? Как определить грань, за которой любовь не спасает, а губит? Насколько человек свободен в выборе своей судьбы?
Кстати, изначально автором не предполагался счастливый финал, он был специально дописан для фильма под давлением цензуры. А вот в постановке Табакерки режиссер Александр Марин предлагает зрителям фактически открытый финал, показывает оба варианта: и успешную театральную карьеру, и взгляд на сцену из последнего ряда. Постановка даже имеет подзаголовок «Спектакль в двух частях и двух снах». Решение финальной сцены как бы подчеркивает и отсутствие окончательных решений, и неизбежность вовлечения зрителя в поиск ответа. И наверно не случайно театр в названии спектакля «Сестра Надежда» обыгрывает метафоричность имени главной героини, не давая готовый ответ, а лишь намекая на возможность его обретения, на путь, который каждый должен пройти сам.
Очень интересны актерские работы. Для тех, кто видел советский фильм, наверно будет неожиданен образ героинь: здесь они не плакатно правильные умницы, а обычные девушки со своими слабостями и ошибками. Главную роль, сестры Надежды, играет Алена Лаптева, младшую сестру Лиду – Яна Сексте. Они получились и разные, и в чем-то похожие. В спектакле также заняты Павел Ильин, Денис Никифоров, Анна Чиповская, Алексей Усольцев и другие.