Итак, новое посещение театра МОСТ, на этот раз – спектакль «Чехов». Он поставлен сразу по трем пьесам А.П. Чехова: «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад». Погружение в атмосферу спектакля начинается ещё до зрительного зала, в фойе, где нас встречает гора чемоданов, баулов и шляпных коробок с небрежно брошенной офицерской шинелью
Пространство сцены оформлено легкой металлической конструкцией, а полощущиеся от малейшего движения ослепительно белые шторы создают и радостное, и тревожное впечатление чего-то неустойчивого, чуткого и подвижного
В этом спектакле все три пьесы Чехова идут не последовательно, а параллельно, в одном пространстве времени и места: к трём сестрам приезжает Раневская и заходят гости на спектакль Нины Заречной. От этого ещё заметнее, что герои пьес сидят и ждут, пока всё как-нибудь само собой в их жизни образуется, кто-то решит за них все вопросы и проблемы. Вокруг всё движется и даже рушится, а они делают вид, что ничего не происходит, потому что жить с тревогами неудобно, легче отодвигать от себя ответственность и протянуть ещё какое-то время.
Меня поразило, как неуловимо спектакль сумел передать предчувствие перемен, которое носится в воздухе, эту назревающую катастрофу, которая в конце концов разразилась и в жизни героев, и в жизни огромной страны. В конце спектакля рухнет зыбкая конструкция, символизировавшая дом (или клетку?), погребая под собой в общем-то неплохих людей, не захотевших вовремя взять управление жизнью в свои руки.
При этом спектакль отнюдь не мрачный, наоборот, я никогда не видела такого комедийного Чехова. Ведь две из трёх использованных пьес самим автором были определены по жанру как комедии. В постановке немало комических сцен и реплик, но они не превращают пьесу в фарс, а работают на образы героев, формируя и раскрывая их для зрителей. Так, Аркадина получилась нелепой, но деловой и целеустремленной, в ней очень наглядна параллель с Натальей Ивановной Прозоровой, пусть и на ином уровне.
Рыдания Аркадиной после самоубийства сына, которыми заканчивается спектакль, порождают новую волну мыслей о разграничении нашей свободы и нашей ответственности, о цене счастья за счет близких, об быстротечности и необратимости жизни.
Достоинство спектакля в том, что он предлагает новый взгляд на затертые до дыр произведения Чехова, открывает новые слои и смыслы текста, при этом ничуть не осовременивая героев и реплики. Из современного здесь разве что рэп и песня Гребенщикова «Древнерусская тоска», которые, однако, очень гармонично звучат в общей симфонии спектакля. Да ещё фриковый образ Шарлотты Ивановны наверняка не так представлялся автору
В общем, как вы поняли, спектакль мне однозначно понравился. Спасибо за это надо сказать режиссеру постановки Георгию Долмазяну и труппе, с безоглядной энергией молодости воплощающей замысел на сцене:
Как попасть в театр МОСТ
Об этом я подробно говорила в своём предыдущем рассказе про этот театр на нашем сайте.