Здание «Геликон-оперы» настолько своеобразно и примечательно, что сегодня речь пойдет только о нём, без рассказа о творческой деятельности этого музыкального театра. Комплекс «Геликон-оперы» расположен в усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской. Со стороны улицы здание театра выглядит как обычная рядовая застройка этой старой части города и не даёт представления об истинных размерах всего комплекса
Здание театра «Геликон-опера»
Такое длинное название этого памятника архитектуры — усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых – сложилось следующим образом. С 1768 года владения эти принадлежали сенатору Ф.И.Глебову, а после его смерти – его вдове, в девичестве Стрешневой. Она-то и добилась права для себя и потомков именоваться двойной фамилией — Глебовы-Стрешневы. Род Глебовых относился к самой высокопоставленной знати государства Российского: в этом доме бывали императрицы Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, митрополит Платон. Усадьба очень сильно пострадала от пожара 1812 года.
С 1864 года главной наследницей Глебовых-Стрешневых стала княгиня Евгения Федоровна Шаховская. По Высочайшему повелению ей и ее мужу было «дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми». Княгиня Е.Ф.Шаховская покупает соседнее владение и строит там здание частного театра, в котором ныне размещается театр им. Вл. Маяковского. В старом доме княгиня строит новый парадный зал, получивший впоследствии название Белоколонного. Сейчас в фойе театра висит портрет княгини Е.Ф.Шаховской, выполненный современным художником со старинной фотографии
В конце ХIХ века княгиня теряет интерес к своим владениям на Большой Никитской, покидает дом, а все помещения сдаются в аренду. В 1917-1918 годах на сцене Белоколонного зала работал Камерный театр под руководством Александра Таирова. После национализации в здании располагались разные общества и клубы. В 1990-х годах помещение передали театру «Геликон-опера», а в 2000-х годах московское правительство приняло решение провести «реставрацию с приспособлением» памятника архитектуры к нуждам театра. И вот тут-то развернулись просто шекспировские страсти: проект реставрации предполагал значительную перестройку двух памятников архитектуры, против чего категорически возражал «Архнадзор». Упреки в разрушении культурного наследия авторы проекта и руководство театра парируют аварийным состоянием объекта, высокой квалификацией привлеченных реставраторов и безупречной репутацией рецензентов проекта. После слов зам.мэра Москвы Марата Хуснуллина «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей», стройку назвали «ошибкой на миллиард». Давайте же посмотрим, что представляет из себя комплекс зданий музыкального театра «Геликон-опера».
Залы «Геликон-опера»
Ещё раз взглянем на здание с Большой Никитской и обратим внимание на его цвет и на арку с воротами
До реконструкции здание имело зеленоватый цвет, вот какое фото я нашла
Теперь про арку. Ранее это был въезд во внутренний двор, который сейчас перекрыт стеклянным потолком, и таким образом сформирован атриум
В здании «Геликон-оперы» почти все помещения носят чьи-либо имена, атриум назван именем Шаляпина. Вот вид из атриума через арку на улицу
Видно, что в центре атриума устроена инсталляция, закрытая прочным стеклом, по которому можно ходить. При моём посещении «Геликон-оперы» яркое солнце порождало блики на стеклянном полу, поэтому не получалось сфотографировать содержимое витрины в подробностях и четко. А там размещены различные значимые для театра и для истории культуры в целом вещицы. Нам показали молоток и подкову, которые нашли во время реконструкции, камень в форме сердца, привезенный с родины Моцарта из Зальцбурга. Ещё там есть камни из Греции с горы Олимп, из музея Чайковского в Клину, от Стены плача в Иерусалиме.
Во время театральных представлений атриум используется как фойе для посетителей. При этом окна атриума подсвечиваются изнутри, создают иллюзию городских окон. Если приглядеться, то видна роспись на окнах – лёгкая имитация витражей. На фото также видно, что арка ворот во внутренний двор усадьбы сохранена и превращена в проход в зрительный зал
Из атриума через боковую дверь проходим в историческую часть здания, интерьеры которого воссоздавались на основе того, что было тут ранее, при княгине Е.Шаховской. Сначала попадаем в помещение, фактически нижнюю площадку главной лестницы
Потолок этого проходного в общем-то помещения имеет очень сложную форму и изящную, прямо-таки тончайшую, лепнину
К работам по восстановлению привлекались специалисты, реставрировавшие Кремль и Эрмитаж. Вот лепное оформление поперечной балки над входом на лестницу
Виды на лестницу, ведущую в историческое фойе, с нижней и верхней площадок
Насколько я поняла, именно эта лестница была сооружена по образу лестницы в итальянском имении княгини Е.Ф.Шаховской в Сан-Донато, которая (лестница) очень нравилась княгине. На потолке главной лестницы лепнина повторяет мотивы лепнины нижней площадки, но занимает гораздо меньшую площадь
По бокам лестницы зеркала, имитирующие окна, и светильники в нишах
Поднявшись по лестнице и повернув направо, попадаем в так называемое историческое фойе (картины на стенах современные)
Рассмотрим убранство потолка – восстановленную лепнину ХIХ века – и мраморные колонны с лепными капителями
Такая же тонкая, изящная лепнина на потолочных розетках для люстр
Заслуживает внимания и оформление дверей
По левой стороне фойе идут двери, ведущие в малые залы, расположенные вдоль главного фасада, т.е. вдоль Большой Никитской. Эти залы носят имена Покровского, Тихонова, Образцовой. В честь выдающегося оперного режиссёра, главного режиссёра Большого театра на протяжении десятков лет, основателя Московского камерного музыкального театра Бориса Александровича Покровского назвал вот этот зал
Зал предназначен для камерных постановок. Вот вид зала в другую сторону
Потолок, карнизы, пространство между парными пилястрами украшены утонченно-изящной лепниной, подчеркнутой цветовыми решениями
Вот общий вид потолка зала «Покровский»
Следующий зал, «Тихонов», назван в честь первого главного дирижёра и музыкального руководителя, одного из основателей «Геликон-оперы», Кирилла Клементьевича Тихонова
Окна всех этих залов выходят на Большую Никитскую
Зал значительно меньше по размерам, выдержан в строгом цветовом сочетании – темно-зеленого с белым. Под потолком проходит узкая лента лепнины
Лепная розетка для потолочного светильника
Обращает на себя внимание гобелен с изображением Аполлона и муз (он современного производства)
У противоположной стены расположен камин из белого мрамора и очень красивое зеркало под старину
На каминной полке стоят затейливые часы
А перед каминной решеткой примостились очень воинственные петухи
Следующий зал назван в честь Елены Васильевны Образцовой, которая работала и дружила с театром со времён его основания. На стене картина, изображающая Е.Образцову в роли Пиковой дамы, на полке камина её личные вещи
В этом зале стоит личный рояль певицы, подаренный театру дочерью Елены Образцовой. Его наличие могу проиллюстрировать лишь косвенно, отражением в огромном зеркале, т.к. в маленькое помещение набилось очень много экскурсантов и фотосъемка не удалась)). На соседнем фото сценическое платье певицы, выставленное в этом мемориальном зале
Декор интерьера аналогичен предыдущему залу, иное только цветовое решение – бело-красное
По другую сторону фойе расположен Белоколонный зал, носящий сейчас имя княгини Шаховской
Восстановление этого исторического зала потребовало немалых усилий и проведения уникальных работ. Деревянный купол зала был в аварийном состоянии и в силу возраста, и после пожара в конце 80-х. Выход был в бетонировании потолка, но это нарушило бы акустику и историческую достоверность здания. В ходе реставрации деревянный купол был все-таки сохранен и восстановлен, поэтому в Белоколонном зале великолепная акустика
Вообще, при реставрации здания за акустику отвечали специалисты, которые проводили реставрацию Большого зала консерватории. На хороший звук здесь работает всё, даже мебель. Так, в Белоколонном зале установлены кресла производства Италии, с фабрики, где делали мебель для Римской оперы и для «Ла Скала». Все кресла – из выдержанного акустического дерева, которое имеет свойства отражать звук
Значительных усилий потребовало восстановление колонн и лепнины – всё это, по воспоминаниям сотрудников, было разбито и находилось в ужасном состоянии
Под потолком – театральная люстра
После реконструкции Белоколонный зал стал фактически малой сценой театра
А главный зал театра построен заново, он раньше не существовал. Зрительный зал на 500 мест создан за счет внутреннего двора усадьбы. Стены зала повторяют стены прежних построек, на них воссозданы даже окна
Крыльцо внутреннего двора усадьбы превратилось в царскую ложу, вот сравните эту фотографию до реконструкции с нынешним видом зала
Здание на противоположной стороне двора превратилось в пространство сцены, воссоздан даже балкон-башенка над сценой
Уникальный по архитектурному решению зал назван в честь Игоря Стравинского. Для технического оснащения сцены здесь использовано самое передовое оборудование. Сцена может подниматься и опускаться частями, имеет поворотный круг и вторую сцену, которая может меняться местами с основной. Внизу сцены, над оркестровой ямой,–электронное табло для субтитров
Я видела фотографии из закулисья и под сценой – это просто космически-футуристические пространства, настолько они технологичны. Может подниматься и опускаться даже оркестровая яма зала «Стравинский»
Для улучшения акустики оркестровая яма обита массивом сосны, а в зале кирпичные стены облицованы натуральным дубом как самым лучшим акустическим материалом. Даже коробка сцены покрыта специальной штукатуркой, которая улучшает акустику. Полы выполнены по технологии итальянских театров XIX века, при которой между лагами и полом остаётся специальное расстояние для резонанса. Кресла для зала «Стравинский» изготовлены опять-таки из выдержанного акустического дерева, но уже на испанской фабрике, где делали мебель для Королевского оперного театра в Мадриде.
Зал «Стравинский» имеет подвесной потолок с эффектом звёздного неба. Кроме того, под потолком здесь смонтирована акустическая система в виде больших раструбов. Эти грибообразные элементы могут менять высоту и форму шляпок, тем самым настраивая акустику зала под определенный звук — симфонический, струнный и т.п.(!)
Сотрудники «Геликон-оперы» на экскурсии с гордостью говорили нам, что по своим техническим возможностям, по звуковому и световому оснащению зал «Стравинский» встал в один ряд с лучшими сценическими площадками мира. Сама я не видела ещё ни одну постановку в «Геликон-опере», но мне кажется, что такие интерьеры уже заменяют часть декораций
Кстати, в театре каждая постановка идёт строго в отведённом зале, на постановку работает и интерьер зала, и его конфигурация. Так, например, «Летучая мышь» идёт в Белоколонном зале — для сцены бал-маскарада у графа Орловского там используется выдвинутая в зал сцена и зрители становятся словно бы участниками маскарада. «Леди Макбет Мценского уезда», один из лучших спектаклей театра, идёт на сцене зала «Стравинский».
Напоследок я оставила интерьеры зрительского гардероба и нижнего фойе – уж больно контрастны они и сами по себе, и в сравнении с увиденным. Вот так выглядит фойе зрительского гардероба
(главное тут не ходить поодиночке, чтоб не потеряться в этом шахматном королевстве))
…а вот и сам гардероб для зрителей
Расположены они в подвальном помещении, из которого наверх ведёт лестница. На нижней площадке лестницы одна стена зеркальная …
…а всю торцевую стену, видимую при спуске по лестнице, занимает изображение, опровергающее законы стереометрии, гравитации и перспективы
Подсветка изображения периодически меняет свой цвет…
…и, кроме того, картина находится за струящейся сверху завесой воды, которая и зыбкостью изображения, и журчанием добавляет сюрреализма в этот сверкающий до головокружения хрустально-зеркальный мир
Вот вид на инсталляцию с верхней площадки лестницы, ведущей в зрительский гардероб (почему-то лучше всего получились фотографии инсталляции с синей подсветкой)
В заключение хочу сказать, что «Геликон-опера» проводит обзорные экскурсии по зданию театра. На сайте «Геликон-оперы» выложено расписание экскурсий на ближайшие полгода. Т.к.сама я посещала театр от проекта «Выход в город», то назвать цену экскурсии не могу.
Умница! И фотографически показала » с любовью» и рассказала ясно и тоже — » с любовью».
Спасибо. Узнал много нового и прекрасного. Член Союза Писателей и Союза Фотохудожников России.
Спасибо за внимание и за добрые слова! Заходите чаще на наш сайт, мы много ещё о чём постараемся рассказать — Москва ведь неповторима в пространстве и времени!
Спасибо большое, просто молодец !!!
Спасибо большое. Было очень интересно вашими глазами увидеть всю эту красоту.
Спасибо большое. Была в театре, а вот вашими глазами увидела всю красоту театра. Вы просто молодец.
Спасибо за прекрасную статью ! Вчера были в театре,не первый раз, но каждый раз для меня это впечатление ни с чем не сравнимое! Хожу в «Геликон-оперу» не только смотреть волшебные постановки, но и наслаждаться удивительными историческими интерьерами.Знала, что «Стравинский» зал образован из уличного пространства соединением стен исторических зданий, искала информацию как это выглядело раньше. Из всего, что нашла на просторах интернета Ваше описание самое лучшее!
Рада услышать единомышленника! Спасибо за внимание к нашим прогулкам!