Петровский дворец был построен в 1776-1780-х годах архитектором Матвеем Казаковым по приказу Екатерины II в честь успешного завершения Русско-турецкой войны, одним из результатов которой был переход Крыма под протекторат России. Именно здесь
«…напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.»
Петровский путевой дворец расположился на землях, принадлежащих Высоко-Петровскому монастырю, отсюда и его имя. Путевым же он называется потому, что предназначался для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Путь из новой столицы в старую пролегал как раз по Тверскому тракту, на котором и был возведен дворец (ныне это Ленинградский проспект). Расстояние от Петербурга до Москвы царские особы преодолевали за две-три недели, после чего несколько дней отдыхали и готовились к торжественным церемониям, ради которых они и прибывали в Москву.
Война 1812 года нанесла дворцу очень значительный урон. Восстановление же началось спустя много лет, при Николае I, и длилось 10 лет. Во время празднования коронации Николая II на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, произошла сильная давка, погибло много людей. С 1920 года в Петровском дворце размещалась Военно-воздушная инженерная академия им.Жуковского, где учился Ю.А.Гагарин и многие другие наши летчики и космонавты.
В конце 1990-х годов здание передали администрации Москвы. На протяжении долгого времени здесь велись работы с целью приспособить здание под современные нужды и вернуть его исторический облик. То, что первая задача преобладала, видно было даже мне, неспециалисту: слишком сильно впечатление новодела и современных материалов. Сейчас, насколько мне известно, дворец является Домом приёмов правительства Москвы, здесь расположена элитная гостиница, ресторан, иногда проводятся концерты. С высоты птичьего полёта видно, что Петровский путевой дворец представляет собой целый комплекс сооружений
Для экскурсии доступны помещения непосредственно самогО дворца, на фотографии это большое здание в центре, с куполом. Боковые флигели носили вспомогательный и обслуживающий характер. Они формируют так называемый курдонёр – тот парадный двор, который хорошо обозревается на фотографии. Он необходим для комфортного подъезда конных экипажей, ведь лошади с каретой, особенно при упряжке цугом, требовали много места для разворота.
А.С.Пушкин не случайно назвал дворец Петровским замком: он действительно похож на сказочную крепость. Такое облик придаёт ему и общее планировочное решение, и множество мелких деталей. Посмотрите, как разнообразны по форме и декору башни дворца. Вот круглые высокие, со стрельчатыми сдвоенными окнами,…
…украшенные зубцами, похожими на зубцы кремлёвской стены
Другие башни поменьше, круглым куполом похожие на ротонду, увенчанные многоконечной звездой, со стенами, прорезанными вертикальными узкими нишами
Такими же башнями оформлен парадный въезд во двор замка
А вот ворота на хозяйственный двор обрамляют другие башенки, больше похожие на восточные минареты, но с готическими стрельчатыми дверями и аркой
В оформлении дворца причудливо сочетаются элементы различных эпох и архитектурных стилей. Дымоходы на крышах флигелей не простые, а винтообразные. Форма окон отсылает нас к готике, а пирамиды, увенчанные шарами, — к эпохе барокко
О барокко напоминают также цветные лепные рога изобилия над окнами второго этажа
Элементы древнерусского стиля можно увидеть в боярском теремном крыльце, где арки с гирьками опираются на бочкообразные колонны
Фото Петровского путевого дворца
Предлагаем вашему вниманию фотографии интерьеров Петровского путевого дворца, сделанные во время экскурсии. На первом этаже дворца сейчас располагается музейная экспозиция, рассказывающая о самом здании и о его истории. Здесь можно увидеть бюсты Наполеона и Юрия Гагарина, картины и гравюры с изображениями Москвы, войны 1812 года, различные вещицы, как подлинные, так и имитацию. Вот эти часы, например, вызвали у меня уважение
А этот светильник смутил незамутнённой восторженностью своей позолоты
Вообще надо отметить, что светильники дворца, в основном люстры, обращают на себя внимание индивидуальностью и разнообразием. Я не специалист по VIII-XIX векам, но насколько я могу судить по научно воссозданным интерьерам того времени, которые довелось видеть, люстры дворца если не соответствуют, то пытаются соответствовать эпохе. Светильники очень любопытны по декору. У этого подвесного светильника с первого этажа каждая подставка свечи продолжается изображением бородатого лица
А у этого между попарными свечами…
… расположены маски девушек (нимф? богинь? ундин?)
Вот ещё два светильника, и у последнего группу из трех свечей…
…поддерживают крылатые собаки с птичьими клювами
В музее выставлен макет Петровского дворца в масштабе 1:100
Также на первом этаже в проходном зале с колоннами уставлены бюсты российских императоров, вот, например, Екатерина II
Со старинными часами перекликается пара подсвечников у входа на лестницу
Эта парадная лестница ведет на второй этаж
Стены и свод потолка лестницы украшены пышной лепниной с характерными для барокко изображениями плодов изобилия — цветов, фруктов, гроздей винограда, символизирующих, по замыслу М.Казакова, процветание России при правлении императрицы Екатерины II
Вот вид на лестницу сверху. Посмотрите, как оригинально акцентирован раковиной свод ниши под светильник, а сам светильник выполнен в духе XVIII века
На втором этаже находятся главные достопримечательности Петровского дворца — Круглый или Купольный зал и примыкающие к нему четыре гостиные. Самое примечательное в Круглом зале – купол высотой 16 метров
Именно этот купол виден при взгляде на дворец снаружи. В центре купола до пожара 1812 года была лепнина, а при восстановлении дворца после наполеоновского нашествия художники братья Артари расписали свод в технике гризайль, имитирующей объем
По периметру Круглого зала лепниной украшены карнизы, капители пилястр, верхняя часть стены
Пространства между пилястрами и над дверями украшены лепными панно с военной атрибутикой и барельефами с портретами полководцев и государственных деятелей. Напольные светильники, которые вы видите, при приближении становятся откровенным пластмассовым новоделом
Из Круглого зала двери ведут в парадные гостиные. Все они одинаковы по площади и планировке. Вот общий вид Кавалерской гостиной или Кавалерского зала. Мебель, зеркала, портьеры здесь и далее – все это новодел, не берусь судить насколько соответствует стилю, но свидетельствую, что всё по-магазинному новое
Вот надкаминное зеркало и резное обрамление камина под ним
Лепные барельефы на стенных панно гостиной изображают атрибуты славного ратного дела…
…и портреты полководцев
К Кавалерскому залу примыкает балкон, расположенный над крыльцом дворца
Следующая гостиная – Дворцовая. Лепной декор на стенах похож на предыдущий зал, но цветовое решение иное
Вид в обратную сторону
Обратите внимание, во всех залах зеркала висят друг против друга, что даёт эффект бесконечной глубины
Петровская гостиная решена в теплых желто-коричневых тонах…
…соответственно, встречает нас мебелью под карельскую березу
На стенах барельефы с портретами Петра I
Четвертая гостиная носит название Парковой
Она, пожалуй, самая сдержанная по декору
На втором этаже находится ещё приёмная – помещение административного дизайна, но вот с такой люстрой
Вот и всё, экскурсия окончена. Гости покидают Петровский путевой дворец.