Особняк Носова на ул.Электрозаводской, д.12, стр.1 – это крайне редкий для Москвы образец деревянного модерна. Дом был построен известным архитектором Львом Кекушевым для купца Василия Дмитриевича Носова. Строить в дереве заказчик пожелал для ускорения работ, а также считая, что деревянный дом теплее и более здоров по воздуху. Вот и появился в 1903 году на тогдашней окраине Москвы особняк в стиле франко-бельгийского ар нуво, напоминающий загородную виллу
Особняк имел вполне передовой уровень комфорта: водяное отопление, горячую и холодную воду. Основание дома каменное, а два этажа полностью деревянные, оштукатуренные по поверхностям стен и открытые в венчающих частях, верандах и крыльцах. Вид загородного дома особняку придают обширные террасы с деревянными резными обрамлениями
При хозяевах главный вход в особняк осуществлялся вот через это крыльцо (справа на снимке) и террасу. Первоначально, по замыслу архитектора, все террасы были открыты, не застеклены. Нынешнее остекление террасы главного входа произвели при последней реставрации
Также, судя по исполнению, в ходе реставрации были восстановлены резные деревянные украшения на верандах. Тем не менее интересно разглядывать деревянные конструкции террас: потолочные балки напоминают ребра каких-то чудовищ
О модерне нам напоминает рисунок резных деревянных консолей и перил, металлических решеток на окнах полуподвального этажа
Как и положено модерну, окна особняка абсолютно разные. Вот, например, окна с одного бокового фасада
Вот противоположный боковой фасад. Здесь хорошо видна и разновеликость окон, и их ассиметричное расположение
Не повторяется также и оформление крылец. Крыльцо главного входы вы уже видели, а вот боковое крыльцо, ведущее к хозяйственным постройкам
Вот другое боковое крыльцо. Обратите внимание, как хозяйственно устроена решетка для сбора грязи: не просто на ровной поверхности, а в углублении, чтоб грязь не разносилась и не растекалась
Но особенно здесь впечатляет конструкция и дизайн козырька:
Через это крыльцо и осуществляется ныне вход в здание. Занимает его сейчас вот такое учреждение
Через этот вход мы попадаем в ту часть дома, где ранее располагались кухонные и прочие вспомогательные помещения. Здесь ещё сохранилась напольная метлахская плитка немецкого производства
Из коридорчика мы попадаем в бывшую столовую или гостиную, которая освещается эркерным окном
Главная достопримечательность здесь – камин, выложенный абрамцевской керамической плиткой, с деревянной верхней частью-сервантом. Проектировал его, скорее всего, сам Л. Н. Кекушев
Подлинные бра на стенах
Вообще в особняке Носова сохранилось много подлинных светильников, как например, этот потолочный в столовой
В гостиной надо также обратить внимание на дверные заполнения. Из коридорчика сюда ведёт сохранившаяся деревянная дверь с простой витражной вставкой
Сохранилась спроектированная архитектором дверная ручка
Другой дверной проём по этой же стене ведёт в холл к основанию парадной лестницы. Он выполнен в виде арки без дверного заполнения, возможно, предполагалась портьера. Как и положено модерну, линии плавные, текучие
Мы пока не пойдем на парадную лестницу, а через столовую пройдём далее по первому этажу в малую гостиную. Она занимает закругленный выступ особняка с большим трёхчастным окном и имеет ещё окно по боковой стене, что, впрочем, не способствовало съёмке: снимки тут вообще не получились. Здесь также сохранился потолочный светильник
Вот вид на малую гостиную уже из следующих дверей:
Пройденные нами две гостиные составляют всю парадную часть дома. Остальные помещения первого и второго этажей носили предназначались для проживания и обслуживания хозяев. Из малой гостиной попадаем в холл главного входа. Деревянная входная группа очень солидная, основательная
Как я уже говорила снаружи, изначально вход в особняк был с парадного крыльца. Вот вид на него изнутри
Не знаю, был ли при Носовых такой вход в подвал на парадном крыльце, но покрытие было явно другое – либо деревянный пол, либо уже знакомая нам немецкая метлахская плитка. Последнюю мы можем рассмотреть в тамбуре главного входа
Ещё здесь сохранился потолочный светильник. На фото также виден декор потолка
Распашные двери из фойе главного входа ведут в гостиную. Обстановка же самого фойе минимальна и состоит из диванов, совмещённых с вешалками – вещь простая, но удобная и стильная: одни крючки для одежды чего стоят! Кстати, в доме было заведено, что гости раздевались-одевались сами, без помощи слуг
Двигаясь далее по кругу помещений первого этажа из фойе проходим в кабинет хозяина. Смотрите, как удобно решена планировка: деловые посетители не мешают другим жильцам, сразу попадают в рабочую часть дома, а сам хозяин может видеть, кто к нему идёт, потому что окна кабинета выходят на крыльцо:
В кабинете Носова сохранился камин с большим, под потолок, зеркалом над ним. Первоначально на месте зеркала находился старинный гобелен, но при попытке реставрации ткань сильно уменьшилась в размерах, отчего её заменили на зеркало, а сам гобелен мы ещё увидим далее
Камин также выложен керамической плиткой, изготовленной в абрамцевских мастерских. На полке камина видим предметы того времени – часы, парные подсвечники, все они, кстати, составляют единый набор. Рядом с камином – пальто, в котором В.Д.Носов ходил последние годы жизни
В кабинете надо отметить также светильники, ибо все металлические элементы у них подлинные, а вот плафоны поставлены современные. Вот потолочный светильник:
А вот настенные бра:
Как мне кажется, эта рамка из кабинета очень перекликается с дизайном светильников и стилем абрамцевских мастерских
Потолки кабинета простые, лаконичные, но выдержаны в общем стиле модерна:
Здесь находится бюст первого хозяина и заказчика дома, купца Василия Дмитриевича Носова. Он владел ткацкими фабриками, которые располагались рядом, в районе нынешней Малой Семёновской улицы. Из этого кабинета он и управлял своими текстильными мануфактурами. После национализации В.Д.Носов какое-то время входил в состав комиссии по текстильному производству. Умер он в 1920 году
При хозяевах дом был поделён на мужскую и женскую половины. На первом этаже жили В.Д.Носов и мужская прислуга, на втором этаже – младшая дочь и женская прислуга (остальные дети к тому времени жили своими домами). Из кабинета хозяина дверь ведёт в его бывшую спальню, в которой ничего не сохранилось…
…кроме потолочного светильника изумительного изящества линий:
К хозяйской спальне примыкает комната, скорее всего, мужской прислуги (предмет в углу отношения к истории дома не имеет)
Потолки здесь заметно ниже, имеют даже мансардный вид, потому что расположены под лестницей. Но все углы, косяки, арки оформлены деревом, а по потолку проходят деревянные балки-рёбра с несложным узором
В доме во многом сохранились деревянные рамы и оконная фурнитура. Вот, например, характерное для того времени запорное устройство для окон
Межкомнатные двери первого этажа, за исключением распашных из фойе главного входа в гостиную-столовую, имеют почти одинаковую форму и вот такое стеклянное заполнение, имитирующее изморось
Через такую дверь из комнаты прислуги мы выходим в холл парадной лестницы особняка – то есть мы обошли по кругу первый этаж здания. Помните, мы начинали осмотр с гостиной, арка из которой вела на парадную лестницу? Вот на стене вдоль лестницы огромное зеркало и в нём отражается как раз эта арка с красной портьерой
Стены лестничного холла покрыты деревянными панелями и сама лестница выполнена из дерева по рисункам архитектора
На потолке первого этажа лестничного холла живописное изображение Змея Горыныча и сирен. Обратите также внимание на светильник – в плафонах не уверена, а вот металлические части явно подлинные
Верх стен оформлен несплошным живописным фризом, на котором изображены ладьи под парусами
По лестнице поднимаемся сначала на промежуточную площадку. Здесь тоже резные деревянные стенные панели, огромное сдвоенное окно, скамья с элегантной резной боковиной
На просвет хорошо просматриваются изогнутые линии рамы двухсветного окна
Если же с промежуточной площадки посмотреть на второй этаж, то мы увидим великолепное резное ограждение верхней лестничной площадки
Над площадкой второго этажа и над промежуточной располагаются вот такие потолочные светильники. В утверждении об их подлинности меня смущает, что такие светильники почти во всех помещениях второго этажа, так что возможно, это просто вынужденная мера в ходе восстановления интерьеров
Здесь же, на площадке лестницы второго этажа, можно увидеть и тот гобелен, который изначально располагался над камином в кабинете хозяина
Сразу при входе на второй этаж мы видим, что здесь уже иное оформление дверных полотен и обрамлений
Иная и планировка второго этажа: через всё здание проходит коридор, по обе стороны которого располагаются комнаты. В конце коридора большое окно и дверь на балкон
Через балконную дверь мы видим просторный балкон с резным деревянным ограждением, который можно назвать и открытой верандой. Занимает он крышу крыльца главного входа в особняк и выглядит в наше время вот так (вид через балконную дверь):
Но мне, честно говоря, больше понравился вид сбоку, из соседней комнаты – не так бросаются в глаза современные добавления
На втором этаже располагались комнаты младшей дочери Носова Августы. Это просторный кабинет с большим окном по главному фасаду и с ещё одним окном по боковому фасаду особняка
В кабинете сохранился камин, также оформленный керамикой производства абрамцевских мастерских
У камина медный кованый козырёк с рельефным узором и медное же ограждение
Потолок здесь простой, но стиль модерн угадывается сразу
Как и во всём доме, здесь хорошо сохранилось столярное заполнение окон. Вот в кабинете, например, оконные рамы составляют практически единое целое с карнизами для штор
Сейчас в кабинете Августы создано нечто вроде мемориальной комнаты семьи Носовых: здесь представлены фотографии и генеалогическое древо рода Носовых, в витрине выставлены подлинные вещи, принадлежащие членам семьи. В бывшей спальне дочери сейчас устроен кинозал: здесь затемнены окна и стоит проектор. Нам при посещении показывали фильм о творчестве архитектора Льва Кекушева. Для осмотра экскурсантам предлагают ещё одну комнату второго этажа, где представлены старинные вещи, фотографии, мебель
Большие окна по плавно закругляющейся стене впускают много света, но фотографировать их трудно
Остальные комнаты второго этажа используются под административные нужды, в них не сохранилось ничего от прежних интерьеров, разве что в линиях потолочных карнизов угадывается влияние модерна. Интересно ещё показать чёрную лестницу особняка, расположенную в районе бывшей кухни
Ещё на первом этаже увидела вот такую дверную ручку, подлинную, кекушевскую
Это всё, что мне удалось сфотографировать внутри особняка Носова, но хотела бы ещё показать дворовые постройки. За домом частично сохранился вот такой скорее всего гараж, вряд ли каретный сарай
Вроде бы что тут найдёшь, но какая дверь у простого сарая!
Как попасть в особняк Носова
Как следует из таблички на здании, здесь расположен Молодежный историко-культурный комплекс Российской государственной библиотеки для молодёжи. Регулярных экскурсий сайт этого учреждения не предлагает, но можно пройти в особняк на какое-либо проводимое в его стенах мероприятие. А здесь проходят литературно-музыкальные вечера, различные концерты, художественные выставки, кинопоказы, творческие встречи и разнообразные другие мероприятия. Как следует из вывешенного в доме расписания, имеет место быть до 5 творческих событий в неделю.
Особняк расположен по адресу ул. Электрозаводская, 12, стр. 1. От станции метро Электрозаводская идти меньше 10 минут: