Гуляя по Леонтьевскому переулку, обратите внимание на особняк, расположенный торцом (дом №4). За оградой вы увидите просторный двор и светло-желтый особняк в стиле ампир, с белыми колоннами, лепными медальонами и барельефами. В основе дома — постройка начала XVIII века. Известно, что с 1737 по 1745 год усадьбой владел князь Мещерский, при нем особняк выглядел иначе — в стиле барокко, а сейчас вот так:
В 1812 году здание сильно пострадало от пожара. Новые хозяева — полковник (по другим данным – лейб-гвардии капитан) Н.А.Волков с супругой – восстановили особняк в классическом стиле. Тогда и появился портик со спаренными колоннами, за которым расположилась лоджия. Стену лоджии украшает лепной барельеф
В середине XIX века усадьбу приобрела А. Ф. Закревская, жена московского генерал-губернатора. Она кардинально отличалась от своего мужа, человека мелочного и вздорного, была дружна с поэтами А.С.Пушкиным, Е.А.Баратынским, П.А.Вяземским. После её смерти усадьбу продали купцу–меховщику П. П. Сорокоумовскому, который заново отделал интерьеры особняка – именно этот вариант мы и увидим сегодня. После революции в здании размещались Московский коммунальный музей, Дом работников просвещения, редакция «Учительской газеты» и т.д. На протяжении почти полувека особняк занимает посольство Греции и во дворе мы видим флаги Греции и Евросоюза
О Греции нам напоминает и фрагмент древнего барельефа, вмонтированного в стену при входе
В 2012-2015гг в особняке была проведена масштабная реставрация и по её результатам этот объект стал одним из лауреатов конкурса Правительства Москвы в области сохранения объектов культурного наследия. Так что давайте полюбуемся на восстановленный во всей красе и исторической достоверности особняк Мещерских-Волковых-Сорокоумовских. Во входном вестибюле мы видим такое оформление дверного портала
Наверх нас приглашает парадная лестница
По ней мы поднимаемся на межэтажную площадку и осматриваемся вокруг. Лестница расходится на два рукава вот с таким оформлением начала лестничных маршей
На межэтажной площадке лестницы мы стоим фактически под лоджией, которая представляет собой открытый участок коридора второго этажа
Полуциркульный свод лоджии оформлен лепными розетками
А вот основание парных светильников, фланкирующих проём лоджии. Смотрите, какие мощные когти вдруг появляются из вроде бы мирных листьев аканта
Напротив лоджии на втором этаже также проходит открытый участок коридора, но он оформлен высоким зеркалом в раме, имитирующей дверной портал, с маской льва на притолоке
Над зеркалом, на стене свода, ведущего выше, к световому фонарю в потолке, лепной горельеф с изображением орла, сражающегося со змеёй
На боковых сводах купола светового фонаря – в полукруглых нишах барельефы с изображением пары грифонов
Вот так, поднимая глаза всё выше и выше, мы подобрались к самому примечательному элементу парадной лестницы – световому фонарю над ней
Ну это я так долго подводила вас к световому фонарю, а на самом деле его замечаешь сразу, настолько он эффектен
Росписи купола выполнены в технике гризайль. Также, как и лепнина, росписи восстановлены в результате реставрационных работ
При реставрации особняка было снято от 10 до 17 (!) слоёв краски, а сопутствующие работам исследования помогли восстановить первоначальное цветовое решение интерьеров. Каждая комната имела свой цвет и палитра помещений менялась от холодных к теплым тонам. Вот и нас встречает на втором этаже (а в дворянских домах XVIII-XIX вв. жилыми были 2 и 3 этажи) маленькая проходная гостиная голубоватого цвета, с огромным, почти до потолка, зеркалом напротив входа
Помещение небольшое и никак не попадает целиком в узкий объектив, но вот на этом снимке видна сохранившаяся и восстановленная угловая печь под мрамор с ярко начищенной медной заслонкой
Декор карниза потолка, хоть и не сложен, но тщательно проработан в мелких деталях
Обращает на себя внимание длинный потолочный светильник. Вообще для этого особняка купец Сорокоумовский специально заказывал люстры в Венеции и в основном они сохранились (конкретно про этот светильник не могу утверждать)
Из проходной комнаты двери слева и справа ведут в гостиные и залы теплых тонов
Налево мы попадаем в большую, светлую угловую гостиную, ныне это зал приемов
Рассмотрим здесь дверные порталы – они строги и лаконичны:
Подоконники сделаны из мрамора, оконные откосы из искусственного мрамора отреставрированы
Вот общий вид потолка большого парадного зала
А вот детали:
Оформление угла:
Потолочные светильники:
На втором этаже сохранился колотый вручную паркет XIX века, его подновляли при реставрации, но всё же он родной
Обратим внимание на мебель и предметы интерьера: здесь есть пусть и не родные дому, но антикварные вещи. Вот узкий пристенный столик с мраморной столешницей. И присмотритесь: между подсвечником и вазой лежит свечегаситель – колпачок на ручке; не знаю, насколько он историчен, но необычен для нашего времени уж точно
Ещё здесь стоит вот такое бюро из дерева, с бронзовыми накладками. Смотрите какие у него ножки в виде лап диковинного зверя:
В простенке между окнами висит вот такое зеркало; стекло у него с фаской по краям, что свидетельствует о его возрасте
А это зеркало примечательно своей деревянной, объёмной резьбы рамой
В помещении зала приёмов можно заметить ещё одну особенность. Дворянские особняки XVIII-XIX вв имели по главному, уличному, фасаду 2 этажа – первый служебный и второй с парадными залами и гостиными с высокими потолками. Во двор же выходило 3 этажа: высокий второй этаж делился на два – на втором находились жилые комнаты взрослых хозяев, а на третьем этаже с низенькими потолками располагались комнаты детей и прислуги. Очевидно позднее в особняке Мещерских в этом большом зале была убрана стена, отделяющая парадные помещения от жилых комнат и получилось, что в задней части зала два ряда окон:
На фото выше тонким белым карнизом подчеркнуто место, где проходили потолочные перекрытия. А на следующем снимке видно, что реставраторы выделили цветом потолок арки как место, где ранее была стена
Посмотрим другую гостиную, поменьше, решённую в розовых тонах
Рассмотрим все мелочи. Отреставрированный паркетный пол:
Восстановленные оконные откосы из искусственного мрамора и мраморные подоконники:
Кстати, в ходе реставрации были воссозданы подлинные запорные механизмы, сохранившиеся лишь на одном окне в холле второго этажа. Венецианская люстра:
Вот общий вид стены с окнами, выходящими на лоджию. Обратите внимание – в межоконных простенках расположены зеркала, зрительно увеличивающие пространство и словно бы добавляющие света в помещении
И если окна без декора, то зеркала обрамляют порталы с богатым лепным навершием: тут и картуш, и медальон с женским профилем, и маска льва
На снимке выше виден фрагмент объёмной, прямо-таки скульптурной лепнины под потолком – рука не поднимается вырезать из кадра такую красоту. Этот растительный орнамент проходит по всему периметру потолка гостиной словно пышный венок
Считается, что последнее оформление интерьеров (при купце Сорокоумовском) выполнено известным в Москве архитектором А. С. Каминским в стиле эклектики, здесь сохранены прежние элементы, более простые, и созданы новые, более сложные и барочные. Вот оформление угловых карнизов:
С таким же пышным великолепием выполнены дверные порталы
Одной из главных достопримечательностей розовой гостиной является резной камин белого мрамора
Сам камин украшен фигурками играющих пухлых младенцев (путти) и гирляндами цветов
Над каминной полкой возвышается высокое узкое зеркало в роскошном скульптурном оформлении
Здесь и ангелочки-путти держат маску льва, и девы с обнаженной грудью в обрамлении гирлянд
Белоснежные фигурки контрастно выделяются на монохромной поверхности стен
Кстати, окна этой гостиной выходят на лоджию портика, который мы видели по главному фасаду, и мы можем вблизи увидеть результаты восстановительных и реставрационных работ: так, например, желобки (каннелюры) на колоннах были утрачены частично, а парапет – почти полностью, до арматуры
В особняке Мещерских гостям показывают ещё голубую гостиную
В светлой, воздушной гостиной черным пятном выделяется мраморный камин
Над камином – зеркало, обрамленное вычурным лепным порталом: тут и пилястры, и многопрофильные карнизы, и медальон, и сложное объёмное навершие с маской, складывающейся из листьев
Вот оформление дверной группы этой гостиной
Лепнина потолка тонкая и сложная
Вот общий вид потолка и люстры голубой гостиной
При последнем владельце — купце Сорокоумовском — в залах особняка висели полотна Айвазовского, Тропинина, Левитана. Сейчас, конечно, здесь не столь почитаемые образцы живописи, но всё-таки подлинники
В особняке Мещерских был также восстановлен очень интересный артефакт – потолок из расписного шёлка, прикреплённого на специальную поверхность в кессонах. Но посетителей в это помещение второго этажа не водят, поэтому могу показать только вот такой кадр из телерепортажа
На этом заканчивается наша прогулка по бывшему особняку князей Мещерских, графини А. Ф. Закревской, купца Сорокоумовского, а ныне – зданию посольства Греции в Москве.