Особняк Смирнова

Особняк Смирнова, о котором сегодня пойдет речь, расположен на Тверском бульваре. Понятно, что такое место в центральной части города использовалось под застройку давно, но мы будем рассматривать интерьеры, созданные в самом начале ХХ века. В 1900 году эти владения приобрел Петр Петрович Смирнов – старший сын основателя династии, учредителя всемирно известного водочного бренда Петра Алексеевича Смирнова. Для перестройки особняка был приглашен известный и очень популярный в Москве архитектор Франц-Альберт Шехтель. Архитектор работал над домом дважды: в 1901-1903гг и по просьбе наследников в 1910-1913гг. Ф.Шехтель не стал кардинально перестраивать особняк, он лишь изменил планировку, объединил ряд построек под одним фасадом и оставил разноуровневое внутреннее устройство дома, обыграв его в интерьерных решениях. Здание получилось разноэтажным и протяженным, не помещающимся в объектив. Давайте рассмотрим фасад особняка. Вот вид с Тверского бульвара на левую часть здания. Обратите внимание на малозаметный эркер – выступающий, полностью застекленный балкон, потом мы увидим его изнутри

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Вот центральная часть особняка Смирнова, трехэтажная…

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

…вот правая часть

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

На самом деле в особняке больше этажей, чем кажется. Во-первых, первый этаж особняка Смирнова стал полуподвалом из-за поднятия культурного слоя Тверского бульвара на 70 см. Во-вторых, с бульвара, к счастью, не видна мансарда, надстроенная в 1990-х годах. Все залы, по которым мы с вами пройдем, расположены вдоль фасада и окнами выходят на Тверской бульвар. Запомните огромное трехчастное окно с витражами и мотив лепнины в верхней части окон и арки

%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%bd%d1%8f%d0%ba%d1%81%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d0%be%d0%ba%d0%bd%d0%be1

Особого упоминания заслуживает ажурный балкон. Он поднят на уровень гораздо выше пола комнаты, к которой относится. А вот причины такого решения называются разные: от ошибки архитектора, который был очень востребованным и одновременно вёл несколько объектов, до необходимости дать возможность прохода под ним по улице. Также противоречивы мнения о том, можно ли на него выйти: где-то балкон назван чисто декоративным, где-то говорят о возможности выхода на него. Кстати, я нигде не встречала таких рассуждений про эркер, хотя там то же самое решение, как мы потом увидим.

Балкон особняка Смирнова на Тверском бульваре

Сразу оговорюсь, что я не была в правой части здания, т.к. её занимает Пенсионный фонд РФ — не то ведомство, которое охотно демонстрирует свои интерьеры. В утешение можно сказать, что интересных объектов в части, занимаемой ПФ РФ, находится немного. Это парадная лестница из белоснежного итальянского мрамора (кстати, её первый пролёт можно увидеть с улицы через стекло двери), лепнина на потолке, барельефы на стенах, оформление дверных групп

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Именно по этой лестнице попадали в особняк Смирнова гости. Сейчас посетители проходят для осмотра залов через так называемый Северный вестибюль, небольшая входная дверь которого находится слева от арки под витражным окном. При входе надо спускаться по ступенькам, так как пол вестибюля ниже уровня бульвара – это тот культурный слой, о котором я упоминала выше. Пол Северного вестибюля имеет очень своеобразное покрытие

Особняк Смирнова на Тверском бульваре

Пол Северного вестибюля особняка Смирнова на Тверском бульваре

Своды вестибюля изначально были расписаны, но росписи не сохранились. В углу вестибюля ломаный дверной проём, в который видна мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где располагаются основные помещения

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

Вот вид на косой дверной проём сверху, с межлестничной площадки. Обратите внимание, что лестница здесь тоже не прямая, она ломано изгибается и ….

Ломаный дверной проем Северного вестибюля особняка Смирнова

…за поворотом открывает нам лестничный холл в классическом стиле, со строгими прямыми линиями…

Лестничный холл особняка Смирнова

…и таким же классическим оформлением

Лепные карнизы лестничного холла особняка Смирнова

Лепные карнизы лестничного холла особняка Смирнова

Лестница разделяется и ведёт в разные помещения. Одно из них – кабинет, его ещё называют готическим, но сейчас оснований для такого определения не осталось. Из подлинного тут потолочные балки из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски…

Потолок готического кабинета в особняке Смирнова

Потолок готического кабинета в особняке Смирнова

…и двери, также восстановленные. Обратите внимание, рисунок в верхней части двери повторяет рисунок лепнины на фасаде здания

Двери готического кабинета в особняке Смирнова

Двери готического кабинета в особняке Смирнова

Кабинет имеет выход в эркер, расположенный в левой части фасада. На последнем фото видно, что уровень пола эркера приподнят по отношению к кабинету и что выход в эркер был изначально предусмотрен

Эркер в кабинете в особняке Смирнова             Вход в эркер в кабинете особняка Смирнова

Помещения спланированы так, что в кабинет можно попасть сразу с лестницы, минуя прочие помещения: это удобно и для работы занятого бизнесмена, и для деловых встреч. Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная

Будуар в особняке Смирнова

Будуар в особняке Смирнова

Она примечательна своим потолком – парусными сводами с цветами и листьями розы…

Потолок будуара в особняке Смирнова

Потолок будуара в особняке Смирнова

…и угловым камином из розового мрамора, с густо-бирюзовой внутренней отделкой плиткой «кабанчик». Камин декоративный, так как в усадьбе было сделано центральное отопление с собственной котельной. Вообще особняк Смирнова был оборудован по последнему слову техники: полная электрификация, принудительная вентиляция, в зимнем саду рамы двойного остекления (по принципу нынешних стеклопакетов).

Камин в будуаре в особняке Смирнова

Камин в будуаре в особняке Смирнова

Из будуара и с лестницы можно пройти в так называемый Романский зал или Романскую гостиную, одно из самых впечатляющих помещений особняка. Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом из кедровых веток и медальонами с изображениями мифических зверей

Романский зал особняка Смирнова

У стены напротив окна стоят мощные колонны со стилизованными капителями

Капители колонн в Романском зале особняка Смирнова

Капители колонн в Романском зале

У боковой стены находится монументальный камин с барельефом, изображающим сражение средневековых рыцарей

Барельеф камина в Романском зале особняка Смирнова

Барельеф камина в Романском зале особняка Смирнова

Этот барельеф поддерживают две колонны, которые опираются на спины лежащих львов …

Лев у камина в Романском зале особняка Смирнова

Лев у камина в Романском зале

…а вверху оканчиваются капителями с витиеватым растительным узором, в котором обнаруживаются …какие-то демонические лица!

Капители колонн камина в Романском зале особняка Смирнова

Капители колонн камина в Романском зале

Возможно, в оформлении камина Ф.Шехтель зашифровал смысл, не очевидный при беглом осмотре. Дело в том, что на барельефе камина нельзя различить своих и врагов, победителей и побежденных, это просто битва всех со всеми. И это бессмысленное убийство людьми друг друга как апофеоз зла (дьявольские маски), опирающегося на власть (львы в основании). В гостиной есть ещё один барельеф, с более очевидно читаемыми символами – на противоположной стене, у окна, над проходом в аванзал

Проход в аванзал особняка Смирнова

Проход в аванзал особняка Смирнова

Здесь изображены дерущиеся дракон и собака – масонские символы. Эту сцену можно трактовать как вечную битву за душу человека

Барельеф в Романском зале особняка Смирнова

Барельеф в Романском зале

Ещё хочу обратить внимание на тщательную проработку мельчайших деталей. Вот как оформлена площадка перед камином. На этом фото также видно, что внутренняя часть камина выполнена из плитки «кабанчик» коричневого цвета

Площадка перед камином в Романском зале особняка Смирнова

Площадка перед камином в Романском зале

Романский зал выдержан в коричневых и зеленых тонах. Стены обшиты мореным дубом, оконные рамы так же выполнены из того материала, а подоконники – из мрамора

Подоконник в Романском зале особняка Смирнова

Подоконник в Романском зале

Романская гостиная занимает в высоту два этажа и именно её высокие тройные окна мы видели с бульвара. Витраж изображает виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором

Витражное окно Романского зала особняка Смирнова

Витражное окно Романского зала

Потолок Романского зала полуцилиндрический, с выделенными ребрами и крупным орнаментом из неровных спиралей на светлом поле

Потолок Романского зала особняка Смирнова

Потолок Романского зала

Переход потолка в стену оформлен широкой темно-зеленой полосой с изображениями зверей и птиц. К потолку на цепях подвешена люстра, которая очень удачно вписалась с интерьер, хотя появилась здесь гораздо позднее

Люстра Романского зала особняка Смирнова

Люстра Романского зала

Дело в том, что после революции в особняке разместились сначала Революционный военный трибунал, а потом, на много лет, Военная прокуратура. Вот военный прокурор Москвы и привез после войны из Германии в качестве трофея эту люстру, выполненную в югендстиле – направлении модерна, характерном для Германии.

Из Романского зала через проём с барельефом дракона и собаки попадаем в аванзал – фактически проходную комнату, призванную оформить перепад уровня пола между разными частями строения

Аванзал особняка Смирнова

По изогнутости дубовых перил, по фонарику в начале лестницы сразу можно узнать Шехтеля

Витая лестница аванзала особняка Смирнова

Витая лестница аванзала

Посмотрите, как капитально выполнены окна в этой проходной комнате, по сути – коридоре

Подоконники аванзала особняка Смирнова

Подоконники аванзала

Вот завершение оконных рам-пилястр

Окна аванзала особняка Смирнова

Из аванзала через такие вот двери

Двери в рокайльный зал особняка Смирнова          Двери в рокайльный зал особняка Смирнова

проходим в следующую комнату анфилады – Рокайльную или Розовый зал. Здесь восстановлен только потолок, но какой!!!

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Всмотритесь в завитки лепнины – по углам изображены женщины в туниках – так называемые «декадентские дамы»

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Помимо несомненных художественных достоинств, этот потолок примечателен и новациями в техническом плане. Здесь придумано и реализовано то, что впоследствии назовут встроенными светильниками и точечным освещением. И это было выполнено сто с лишним лет назад! Впоследствии Шехтель в своих проектах будет неоднократно использовать такой способ освещения, но такого утонченно-изящного воплощения уже не повторится

Потолок рокайльной гостиной особняка Смирнова

Из Розовой гостиной попадаем в Классический зал —  второй по величине зал анфилады. Он выполнен в стиле позднего ренессанса, посвящен морской тематике и выдержан в зеленоватой гамме. Здесь сохранились только потолок и камин.

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Потолок Классического зала особняка Смирнова

В центре потолка в пустом восьмиугольном плафоне скорее всего было живописное панно. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому росписи не восстановили. Все остальное пространство потолка декорировано лепными рельефами на тему морской стихии с изображениями мифических персонажей — сирен, нереид —  и разных фантастических морских существ

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Фантастические морские чудища – один из любимых декоративных приемов Шехтеля

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Помимо морских нимф, здесь изображены духи моря или морские боги в фас и профиль

Потолок Классического зала особняка Смирнова

Моя любовь на все времена – подоконники начала прошлого века 🙂

Подоконник Классического зала особняка Смирнова

Именно из этого зала виден тот кованый балкон, про который я говорила при обзоре фасада. По моим фотографиям не видно, возможен ли на него выход, и я не помню комментариев экскурсовода на эту тему. Давайте просто полюбуемся линиями и мотивами, характерными для модерна

Вид на балкон из Классического зала особняка Смирнова

Вид на балкон из Классического зала

Напротив окон расположен камин из темно-зелёного мрамора с внутренней отделкой плиткой «кабанчик» коричневого цвета. Камин украшен зеркалом в лепном обрамлении. По этой же стене находятся двери в следующий зал – Египетский, куда мы и направимся.

Камин в Классическом зале особняка Смирнова

Египетский зал – единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами не на Тверской бульвар, а на внутренний двор. Это самый большой зал, площадью более 200 кв. м. Он изначально предназначался для масштабных мероприятий: художественных выставок, балов и больших приёмов. Вот вид на Египетский зал от входа из Классического зала

Египетский зал особняка Смирнова

Вот вид с противоположной точки, от окон. На месте массивных колон до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем

Египетский зал особняка Смирнова

Зал выдержан в бежево-золотистой цветовой гамме. Стены оформлены декором, напоминающим порталы египетских храмов. Такие же обрамления вокруг больших, квадратных, доходящих почти до пола, окон

Египетский зал особняка Смирнова

Верхняя часть порталов украшена рельефными изображениями и росписями с египетскими мотивами

Египетский зал особняка Смирнова

Оформление верхней части портала

В верхней части стен, перемежаясь с порталами, по периметру всего зала тянется фриз с иероглифами и росписями на темы Древнего Египта

Египетский зал особняка Смирнова

Египетский зал особняка Смирнова

Египетский зал особняка Смирнова

Выступы на месте снесенной стены оформлены капителями с лотосами и площадками с иероглифами

Египетский зал особняка Смирнова

На стенах имеются и крупные изображения, во всю высоту стены

Египетский зал особняка Смирнова

В центре потолка восьмиугольный плафон с символическим изображением Ра, бога солнца Древнего Египта.

Плафон в Египетском зале особняка Смирнова

Плафон на потолке в Египетском зале

При реставрации обнаружилось оригинальное инженерное и художественное решение. Светильник плафона крепился не на потолке, а был опущен ниже, что позволяло незаметно расположить за ним вентиляционное отверстие, что было очень важно для танцзала. От центрального светильника расходятся не то лучи, не то змеи – символы египетских божеств, связанных с солнцем. По периметру плафона изображены сцены из жизни египетских фараонов

Плафон в Египетском зале особняка Смирнова

Из Египетского и Классического залов можно попасть в Греческую гостиную. Это небольшая комната продолжает анфиладу залов вдоль Тверского бульвара. Напротив окна расположена пара колонн ионического ордера из искусственного мрамора

Греческий зал особняка Смирнова

По периметру стены под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц, воинов и обслуживающих их ремесел

Греческий зал особняка Смирнова

Греческий зал особняка Смирнова

Изначально здесь был проход в ту часть особняка, которая сейчас отдана Пенсионному Фонду и наглухо изолирована от просмотренной нами.

Греческий зал особняка Смирнова

Наша прогулка по особняку Смирнова окончена. До новых встреч в прекрасных интерьерах!

Добавить комментарий