Особняк Смирнова, о котором сегодня пойдет речь, расположен на Тверском бульваре. Понятно, что такое место в центральной части города использовалось под застройку давно, но мы будем рассматривать интерьеры, созданные в самом начале ХХ века. В 1900 году эти владения приобрел Петр Петрович Смирнов – старший сын основателя династии, учредителя всемирно известного водочного бренда Петра Алексеевича Смирнова. Для перестройки особняка был приглашен известный и очень популярный в Москве архитектор Франц-Альберт Шехтель. Архитектор работал над домом дважды: в 1901-1903гг и по просьбе наследников в 1910-1913гг. Ф.Шехтель не стал кардинально перестраивать особняк, он лишь изменил планировку, объединил ряд построек под одним фасадом и оставил разноуровневое внутреннее устройство дома, обыграв его в интерьерных решениях. Здание получилось разноэтажным и протяженным, не помещающимся в объектив. Давайте рассмотрим фасад особняка. Вот вид с Тверского бульвара на левую часть здания. Обратите внимание на малозаметный эркер – выступающий, полностью застекленный балкон, потом мы увидим его изнутри
Вот центральная часть особняка Смирнова, трехэтажная…
…вот правая часть
На самом деле в особняке больше этажей, чем кажется. Во-первых, первый этаж особняка Смирнова стал полуподвалом из-за поднятия культурного слоя Тверского бульвара на 70 см. Во-вторых, с бульвара, к счастью, не видна мансарда, надстроенная в 1990-х годах. Все залы, по которым мы с вами пройдем, расположены вдоль фасада и окнами выходят на Тверской бульвар. Запомните огромное трехчастное окно с витражами и мотив лепнины в верхней части окон и арки
Особого упоминания заслуживает ажурный балкон. Он поднят на уровень гораздо выше пола комнаты, к которой относится. А вот причины такого решения называются разные: от ошибки архитектора, который был очень востребованным и одновременно вёл несколько объектов, до необходимости дать возможность прохода под ним по улице. Также противоречивы мнения о том, можно ли на него выйти: где-то балкон назван чисто декоративным, где-то говорят о возможности выхода на него. Кстати, я нигде не встречала таких рассуждений про эркер, хотя там то же самое решение, как мы потом увидим.
Сразу оговорюсь, что я не была в правой части здания, т.к. её занимает Пенсионный фонд РФ — не то ведомство, которое охотно демонстрирует свои интерьеры. В утешение можно сказать, что интересных объектов в части, занимаемой ПФ РФ, находится немного. Это парадная лестница из белоснежного итальянского мрамора (кстати, её первый пролёт можно увидеть с улицы через стекло двери), лепнина на потолке, барельефы на стенах, оформление дверных групп
Именно по этой лестнице попадали в особняк Смирнова гости. Сейчас посетители проходят для осмотра залов через так называемый Северный вестибюль, небольшая входная дверь которого находится слева от арки под витражным окном. При входе надо спускаться по ступенькам, так как пол вестибюля ниже уровня бульвара – это тот культурный слой, о котором я упоминала выше. Пол Северного вестибюля имеет очень своеобразное покрытие
Своды вестибюля изначально были расписаны, но росписи не сохранились. В углу вестибюля ломаный дверной проём, в который видна мраморная лестница, ведущая на второй этаж, где располагаются основные помещения
Вот вид на косой дверной проём сверху, с межлестничной площадки. Обратите внимание, что лестница здесь тоже не прямая, она ломано изгибается и ….
…за поворотом открывает нам лестничный холл в классическом стиле, со строгими прямыми линиями…
…и таким же классическим оформлением
Лестница разделяется и ведёт в разные помещения. Одно из них – кабинет, его ещё называют готическим, но сейчас оснований для такого определения не осталось. Из подлинного тут потолочные балки из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски…
…и двери, также восстановленные. Обратите внимание, рисунок в верхней части двери повторяет рисунок лепнины на фасаде здания
Кабинет имеет выход в эркер, расположенный в левой части фасада. На последнем фото видно, что уровень пола эркера приподнят по отношению к кабинету и что выход в эркер был изначально предусмотрен
Помещения спланированы так, что в кабинет можно попасть сразу с лестницы, минуя прочие помещения: это удобно и для работы занятого бизнесмена, и для деловых встреч. Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная
Она примечательна своим потолком – парусными сводами с цветами и листьями розы…
…и угловым камином из розового мрамора, с густо-бирюзовой внутренней отделкой плиткой «кабанчик». Камин декоративный, так как в усадьбе было сделано центральное отопление с собственной котельной. Вообще особняк Смирнова был оборудован по последнему слову техники: полная электрификация, принудительная вентиляция, в зимнем саду рамы двойного остекления (по принципу нынешних стеклопакетов).
Из будуара и с лестницы можно пройти в так называемый Романский зал или Романскую гостиную, одно из самых впечатляющих помещений особняка. Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом из кедровых веток и медальонами с изображениями мифических зверей
У стены напротив окна стоят мощные колонны со стилизованными капителями
У боковой стены находится монументальный камин с барельефом, изображающим сражение средневековых рыцарей
Этот барельеф поддерживают две колонны, которые опираются на спины лежащих львов …
…а вверху оканчиваются капителями с витиеватым растительным узором, в котором обнаруживаются …какие-то демонические лица!
Возможно, в оформлении камина Ф.Шехтель зашифровал смысл, не очевидный при беглом осмотре. Дело в том, что на барельефе камина нельзя различить своих и врагов, победителей и побежденных, это просто битва всех со всеми. И это бессмысленное убийство людьми друг друга как апофеоз зла (дьявольские маски), опирающегося на власть (львы в основании). В гостиной есть ещё один барельеф, с более очевидно читаемыми символами – на противоположной стене, у окна, над проходом в аванзал
Здесь изображены дерущиеся дракон и собака – масонские символы. Эту сцену можно трактовать как вечную битву за душу человека
Ещё хочу обратить внимание на тщательную проработку мельчайших деталей. Вот как оформлена площадка перед камином. На этом фото также видно, что внутренняя часть камина выполнена из плитки «кабанчик» коричневого цвета
Романский зал выдержан в коричневых и зеленых тонах. Стены обшиты мореным дубом, оконные рамы так же выполнены из того материала, а подоконники – из мрамора
Романская гостиная занимает в высоту два этажа и именно её высокие тройные окна мы видели с бульвара. Витраж изображает виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором
Потолок Романского зала полуцилиндрический, с выделенными ребрами и крупным орнаментом из неровных спиралей на светлом поле
Переход потолка в стену оформлен широкой темно-зеленой полосой с изображениями зверей и птиц. К потолку на цепях подвешена люстра, которая очень удачно вписалась с интерьер, хотя появилась здесь гораздо позднее
Дело в том, что после революции в особняке разместились сначала Революционный военный трибунал, а потом, на много лет, Военная прокуратура. Вот военный прокурор Москвы и привез после войны из Германии в качестве трофея эту люстру, выполненную в югендстиле – направлении модерна, характерном для Германии.
Из Романского зала через проём с барельефом дракона и собаки попадаем в аванзал – фактически проходную комнату, призванную оформить перепад уровня пола между разными частями строения
По изогнутости дубовых перил, по фонарику в начале лестницы сразу можно узнать Шехтеля
Посмотрите, как капитально выполнены окна в этой проходной комнате, по сути – коридоре
Вот завершение оконных рам-пилястр
Из аванзала через такие вот двери
проходим в следующую комнату анфилады – Рокайльную или Розовый зал. Здесь восстановлен только потолок, но какой!!!
Всмотритесь в завитки лепнины – по углам изображены женщины в туниках – так называемые «декадентские дамы»
Помимо несомненных художественных достоинств, этот потолок примечателен и новациями в техническом плане. Здесь придумано и реализовано то, что впоследствии назовут встроенными светильниками и точечным освещением. И это было выполнено сто с лишним лет назад! Впоследствии Шехтель в своих проектах будет неоднократно использовать такой способ освещения, но такого утонченно-изящного воплощения уже не повторится
Из Розовой гостиной попадаем в Классический зал — второй по величине зал анфилады. Он выполнен в стиле позднего ренессанса, посвящен морской тематике и выдержан в зеленоватой гамме. Здесь сохранились только потолок и камин.
В центре потолка в пустом восьмиугольном плафоне скорее всего было живописное панно. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому росписи не восстановили. Все остальное пространство потолка декорировано лепными рельефами на тему морской стихии с изображениями мифических персонажей — сирен, нереид — и разных фантастических морских существ
Фантастические морские чудища – один из любимых декоративных приемов Шехтеля
Помимо морских нимф, здесь изображены духи моря или морские боги в фас и профиль
Моя любовь на все времена – подоконники начала прошлого века 🙂
Именно из этого зала виден тот кованый балкон, про который я говорила при обзоре фасада. По моим фотографиям не видно, возможен ли на него выход, и я не помню комментариев экскурсовода на эту тему. Давайте просто полюбуемся линиями и мотивами, характерными для модерна
Напротив окон расположен камин из темно-зелёного мрамора с внутренней отделкой плиткой «кабанчик» коричневого цвета. Камин украшен зеркалом в лепном обрамлении. По этой же стене находятся двери в следующий зал – Египетский, куда мы и направимся.
Египетский зал – единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами не на Тверской бульвар, а на внутренний двор. Это самый большой зал, площадью более 200 кв. м. Он изначально предназначался для масштабных мероприятий: художественных выставок, балов и больших приёмов. Вот вид на Египетский зал от входа из Классического зала
Вот вид с противоположной точки, от окон. На месте массивных колон до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем
Зал выдержан в бежево-золотистой цветовой гамме. Стены оформлены декором, напоминающим порталы египетских храмов. Такие же обрамления вокруг больших, квадратных, доходящих почти до пола, окон
Верхняя часть порталов украшена рельефными изображениями и росписями с египетскими мотивами
В верхней части стен, перемежаясь с порталами, по периметру всего зала тянется фриз с иероглифами и росписями на темы Древнего Египта
Выступы на месте снесенной стены оформлены капителями с лотосами и площадками с иероглифами
На стенах имеются и крупные изображения, во всю высоту стены
В центре потолка восьмиугольный плафон с символическим изображением Ра, бога солнца Древнего Египта.
При реставрации обнаружилось оригинальное инженерное и художественное решение. Светильник плафона крепился не на потолке, а был опущен ниже, что позволяло незаметно расположить за ним вентиляционное отверстие, что было очень важно для танцзала. От центрального светильника расходятся не то лучи, не то змеи – символы египетских божеств, связанных с солнцем. По периметру плафона изображены сцены из жизни египетских фараонов
Из Египетского и Классического залов можно попасть в Греческую гостиную. Это небольшая комната продолжает анфиладу залов вдоль Тверского бульвара. Напротив окна расположена пара колонн ионического ордера из искусственного мрамора
По периметру стены под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц, воинов и обслуживающих их ремесел
Изначально здесь был проход в ту часть особняка, которая сейчас отдана Пенсионному Фонду и наглухо изолирована от просмотренной нами.
Наша прогулка по особняку Смирнова окончена. До новых встреч в прекрасных интерьерах!