Премьеру во МХАТе им.Чехова «Дракон» по пьесе Е.Шварца, да ещё в постановке К.Богомолова, пропустить я, конечно, не могла. Тут сошлось всё: и интересный театр, и пьеса, сплошь наполненная афоризмами, и модный режиссёр, и время – как-никак в России 17-й год.
Константин Богомолов, как режиссёр, поставил во МХАТе им.А.П,Чехова едва ли не самые резонансные спектакли театра: «Идеальный муж», «Карамазовы», «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Но «Дракон» менее политически острый, более спокойный по темпу, хотя от своей манеры: масса цитат и аллюзий, провокационные намеки, широкое использование техники – режиссер не отказался. Как обычно у него, перед началом спектакля нет занавеса и даже более того, на сцене на диване спокойно сидит актёр, время от времени разглядывая собирающуюся публику
Оригинально представлен в спектакле трёхголовый дракон – это семья, три человека: мужчина, женщина и ребенок. И когда Ланцелот убивает дракона, он перерезает горло взрослым, а ребёнку нет. Вообще-то дракон побеждён, но не из этого ли ребёнка возрождается потом услужливый чиновник с лицом поверженного дракона. А если бы Ланцелот убил ребёнка, то это была бы победа добра или зла? Кстати, в ролях дракона и чиновника — Игорь Верник, я не поклонница этого артиста, но здесь он играет замечательно. Просто великолепен Олег Табаков в небольшой роли бургомистра. Меня поразило как играя в общем-то фарсовую роль, он не скатывается до клоунского фиглярства. Когда после смерти дракона его зашуганный бургомистр становится этаким вальяжным мэтром, воочию видишь – власть может сделать из одного и того же человека и перепуганного до судорог шута, и по-королевски уверенного в себе президента
Молодые актеры, играющие Ланцелота и Эльзу, мне сначала показались скованными, но их преображение в современные образы достойно всяческих похвал. Хочется особо отметить исполнителя роли Ланцелота — Кирилла Власова. Он только в прошлом году закончил школу-студию МХАТ, но с такой непростой ролью справился отлично.
Как всегда у К.Богомолова, в спектакле немало эпатажных, провоцирующих моментов. Чего стОит, например, когда исполнитель роли Ланцелота, в образе Спасителя, с терновым венцом, голосом Константина Симонова читает «Жди меня». Или дракон, умирающий под видеоряд из «Летят журавли».
Ключевая фраза, тезис спектакля, который, наверно, станет афоризмом – «Красный цвет выцветая становится розовым». Тотальная пошлость заполонила всё вокруг и, как время, беспощадна к героям и святыням. В отличие от пьесы, спектакль заканчивается совсем не оптимистично. Оправдание человеком своих слабостей ведет или уже привело к нравственной деградации общества и перерождению личности. Спасет ли нас очищающий огонь или всех погубит? Это нам пища для размышления после просмотра нового спектакля МХАТ им.Чехова