Приглашаю вас полюбоваться на самые необычные и красивые иконостасы. Сначала немного истории. Иконостас – это перегородка, отделяющая в православном храме алтарную часть от остального помещения. В древности иконостасов не было, алтарь был открыт или же отделялся от остального пространства храма декоративными колоннами. Постепенно появилось ограждение, чтобы в переполненном храме никто посторонний не попадал в алтарь — самое святое пространство храма.
Впоследствии на ограждении и на полке над ним стали размещать особо чтимые иконы. Постепенно стали увеличиваться размеры перегородки и количество икон. Особое развитие иконостасы получили на Руси, где большинство церквей было деревянными и не имело настенной росписи, поэтому особое значение приобретало увеличение количества икон. В русских православных храмах примерно с середины Средних веков алтарные перегородки становятся сплошными и полностью скрывают алтарь от взоров верующих.
Иконостас Троице-Сергиевой лавры
Считается, что один из первых высоких иконостасов был создан в самом начале XV века для Успенского собора во Владимире, он до наших дней не сохранился. Но один из первых высоких иконостасов и один из трех иконостасов XV века, дошедших до нас, мы можем увидеть в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Троицкий собор лавры — древнейшее из сохранившихся сооружений лавры, в нем хранится одна из величайших святынь русской православной церкви — мощи Преподобного Сергия Радонежского
Ценность иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в том, что это единственный комплекс начала XV века, сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.
Создан этот иконостас в 1425—1427 годах.
Иконостас Рублева
Иконы и фрески Троицкого собора были выполнены мастерами под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. Именно для этого иконостаса была написана «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Сейчас подлинник хранится в Третьяковской галерее, а в иконостасе представлена копия
Иконостас Благовещенского собора
Также одним из очень древних является иконостас Благовещенского собора Московского кремля – самого, пожалуй, уютного храма Кремля, со сказочным полом из агатовидной яшмы янтарно-медовых оттенков
Иконостас Благовещенского собора дошел до нас не в том первоначальном виде, как он создавался. Иконы 2-го и 3-го снизу ряда написаны в конце XIV – начале XV веков (!). Ряды выше — написаны в XVI веке. В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата. Интересно, что в нижнем ряду иконостаса предусмотрено постоянное место для образа небесного покровителя царствующего государя. После смерти царя эту икону уносили «ко гробу», а для Благовещенского собора писали новый образ покровителя государя, взошедшего на престол
Устройство иконостаса
Пожалуй, надо сказать об устройстве иконостаса. Образа на иконостасе располагаются рядами, которые называются ярусами или чинами. Каждый чин имеет своё название, при движении снизу вверх это: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Читать ярусы иконостаса надо сверху вниз, они иллюстрируют ход истории от древнейших времен до наших дней (в церковном трактовании). Традиционным в православии считается пятиярусный иконостас, но могут быть добавлены ряды с иконами Страстей Христовых, страстей апостольских, каких-то иных композиций. Вот, например, церковь Покрова в Филях, прекрасный образец нарышкинского барокко
В ней в нижнем храме, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, иконостас трехъярусный. Он был создан в XIX веке, поскольку убранство первого этажа было разграблено и осквернено французами в 1812 году. Верхний храм Спаса Нерукотворного практически полностью сохранил свой первоначальный облик и своё главное украшение — потрясающий восьмиярусный иконостас необычной ступенчатой формы
Автором этого резного чуда является один из лучших мастеров Оружейной палаты Карп Иванович Золотарёв. Пышный растительный орнамент словно бы навевает нам образы прекрасного райского сада, в котором пребывают образы святых. Посмотрите, как резной декор меняет традиционные очертания икон, придает им необычные овальные или многогранные формы, уводит от четкого деления ярусов на горизонтали
Но все-таки основная эволюция иконостаса проходила в развитии декора. Для русских мастеров была характерна плоскостная и глухая, несквозная резьба. А приглашенные белорусские и украинские резчики работали в так называемой флемской (т.е.фламандской) манере: прорезная, объемная, практически скульптурная резьба позволяла украшать интерьеры с невиданной ранее пышностью и нарядностью
Царские врата иконостаса
В центральной части иконостаса располагаются Царские врата. Предполагается, что иконостас помогает понять содержание и смысл происходящего в храме богослужения, он призван наглядно демонстрировать, что верующие на своих путях духовной жизни не одиноки – им помогает тот, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с ними. В самом нижнем ряду располагаются Царские врата как образ дверей в рай. По бокам Царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери.
Второй иконой справа от Царских врат иконостаса всегда располагается образ, изображающий святого (или событие), в честь которого освящен храм. То есть чтобы узнать, как называется и в честь кого освящен храм, достаточно посмотреть на вторую справа от Царских врат икону
Иконостасы в Москве
Столица России уместила более 1000 храмов и часовен, поэтому можно только представить какое тут таится разнообразие иконостасов! Прежде чем перейти к описанию особо выдающихся иконостасов Москвы, напомню, что краткую экскурсию по церквям Москвы вы можете провести прямо сейчас — если посетите статью Храмы и церкви Москвы.
Уникальный иконостас сохранился и в церкви Троицы Живоначальной в Останкино. Эта церковь сама по себе очень живописна и нарядна. В её пышном декоре использованы белокаменные резные детали, цветные глазурованные изразцы, широкие пояса-карнизы, кокошники разного профиля, наличники причудливых форм
К сожалению, от первоначального иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами, что не умаляет его уникальности. Во-первых, иконостас церкви 9-ярусный. В православном издании мне попалась информация, что в этом иконостасе 9 рядов и 10 чинов и что в России всего три таких иконостаса
Во-вторых, в самом нижнем ряду, под иконами местного чина расположены образы «еллинских мудрецов» Орфея, Истоика, Фулидоса и Аполлона с «провозвестительными» изречениями о Христе на свитках в руках. Эти философы никогда не почитались как святые, а иконография их изображений восходит к западной традиции, согласно которой античные философы считались стихийными христианами.
Сфотографировать этот нижний ряд иконостаса я не смогла из-за сумерек, а на фотографиях из интернета, в том числе и с сайта храма, этот ряд либо не виден из-за ажурной ограды, либо образы древних мудрецов закрыты специальными экранами. Вот на следующем фото, сделанном с церковных хоров, экраны темно-красного цвета с изображением креста как раз и скрывают лики античных философов
Иконостас создан в конце XVII – начале XVIII (источники называют немного разные даты). Высота его составляет 13,5 м. В нем применены различные техники: и серебрение, и золочение, что встречается очень редко. Даже в одном ряду иконы имеют разную форму и отличаются по высоте и длине. Ни один из ярусов не повторяет другого. Два верхних яруса конца XVII века с 16 изображениями Страстей Христовых — самый полный из всех до сих пор известных циклов на эту тему в иконостасах. Они выполнены во многом с образцов — лицевых Библий Пискатора и Вейгеля, а также Рубенса и Тициана.
Иконостас в церкви Троицы Живоначальной
Великолепный девятиярусный иконостас находился в церкви Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове. Церковь выстроена в 1698-1703 гг. предположительно архитектором Я.Бухвостовым. Белоснежная, трепетно-прекрасная церковь имела пышное наружное убранство, а внутри ввысь под своды, на высоту 20 метров, уходил резной золоченый иконостас, выполненной мастерами Оружейной палаты и украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями
Ещё в 1935 г. храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций (позднее комиссией ЮНЕСКО), но это не уберегло его от разрушения. К началу XХI века храм находился в плачевном состоянии, а иконостас был практически утрачен. Сейчас храм восстановлен полностью, но как я ни рассматривала иконостас, как ни считала, у меня получалось только 8 ярусов. Возможно, какой-то чин занимает неполный ряд и я не могу его отследить
Но больше всего в иконостасе Троицкого храма меня смутила очень яркая позолота и очень гладкая фактура материала, из которого выполнен иконостас, словно это и не дерево, и не резьба
Чтоб было понятно, о чем речь, вот несколько фотографий с сайта мастерской, восстанавливавшей интерьеры храма (сейчас иконостас выглядит так же).
Никакой информации о материале, из которого изготовлен восстановленный иконостас, я нигде не нашла.
Вот царские врата храма Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове
Иконостас Покровского собора
А вот в главном храме Марфо-Мариинской обители – Покровском соборе – иконостас очень простой. Несмотря на внешний вид древнерусского храма, собор построен архитектором А. Щусевым всего лишь сто лет назад, в 1912 году, и представляет собой великолепный образец стиля модерн в храмовом зодчестве, обыгрывая элементы новгородских и псковских церквей XII-XIV веков
Росписи храма изнутри выполнил известный живописец М.В. Нестеров. Интерьеры храма очень просты и так же лаконично оформлен иконостас
Помимо того, что он одноярусный, тут и количество икон минимально: только два обязательных образа, Спасителя и Божией Матери
Иконостас церкви Климента Папы Римского
Великолепным примером московского иконостаса в стиле барокко может служить иконостас церкви Климента Папы Римского, сохранившийся почти в первозданном виде. Этот православный храм освящен в честь священномученика, принадлежащего единой христианской церкви, ещё до разделения на православие и католичество. Каменные храмы на этом месте строятся с 1657 года. Дошедший до нас храм выстроен в 1769 году, архитектор его доподлинно не известен. Совсем недавно, в конце 2013 года, закончилась реставрация храма
Ценность интерьера Климентовской церкви в его стилистической целостности, в продуманном композиционном и смысловом единстве иконостаса и храма в целом. Вы входите в храм через низкую трапезную и вас уже начинает сопровождать барочное убранство боковых приделов, которое достигает апогея, когда вы попадаете в центральную часть храма. Архитектура иконостаса подчеркнуто устремлена вверх и ваш взгляд поднимается к куполу и свету, где навершие иконостаса уходит в барабан основного купола так, что золотые лучи вершины оказываются вровень с окнами
Уникальность иконостаса церкви Климента Папы Римского ещё и в том, что он охватывает все пять приделов храма на двух этажах. Вот на этой фотографии с церковных хоров хорошо видны все пять приделов — Преображенский (центральный), Знаменский (левый нижний), Рождества Богородицы (левый верхний), Никольский (правый нижний), Вознесенский (правый верхний)
Грандиозная, подобная фасаду здания, золотая стена иконостаса имеет сложную, объемную и ломаную, конфигурацию, она словно то наступает на нас, то отступает, создавая движение света и тени, пробуждая эмоции, не оставляя нас равнодушными. Особую выразительность иконостасу придают объемные фигуры ангелов, которые расположены на трех ярусах центрального иконостаса. Высота фигур более полутора метров
Живопись иконостаса относится к XIX веку и выполнена в европейской манере, в стиле итальянского искусства XVIII века: свободные позы фигур, светотеневые решения пространства, струящиеся мягкие драпировки и насыщенный колорит. Есть предположения, что некоторые иконы могли быть написаны Д.Г. Левицким. Живописные композиции заключены в разнообразные фигурные рамы: круглые, овальные, вытянутые вверх, невыразимо сложные, но всегда с изящно изогнутыми очертаниями.
Моих теологических познаний не хватает, чтобы определить чины в этом иконостасе, поэтому буду основываться на статье в научном сборнике, где говорится, что иконостас включает в себя три яруса и семь подъярусов. Нижний ряд содержит три сюжета из Деяний святых апостолов, второй – храмовые образа и иконы святых; третий – двунадесятые праздники, евангельские сцены и притчи
На следующем фото иконостаса придела Рождества Богородицы хорошо видно искуснейшее исполнение царских врат, включающее в себя и виртуозную резьбу, и живопись
Иконостас Храма Христа Спасителя
Очень оригинально решен иконостас Храма Христа Спасителя. Проектировал его, как и весь собор, архитектор Константин Тон. Иконостас Храма Христа Спасителя представляет собой восьмигранную часовню, украшенную в русском стиле колоночками, килевидными кокошниками, луковичными главками и увенчанную бронзовым позолоченным шатром. Силуэт иконостаса напоминает силуэты башень Кремля и Покровского собора, олицетворяя собой национальный русский стиль, образы Москвы и России.
Иконостас Храма Христа Спасителя четырехъярусный. Высота его вместе с шатром составляет 26,6 метров – это выше шестиэтажного дома. Изначально иконостас был выполнен из белого, без прожилок, каррарского мрамора, с орнаментами и инкрустациями из мрамора разных цветов. Для отделки использовались также лабрадор и шокшинский кварцито-песчаник. Шатер, главки с крестами, царские врата и рамки для икон были позолочены желтоватым или зеленоватым золотом.
При восстановлении храма Христа Спасителя проводились обширные исследования. Например, в Музее геологии им. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса, что позволило уточнить его конструктивные особенности и цветовую гамму. В целом иконостас храма Христа Спасителя воссоздан очень близко к первоначальному виду. Белый, даже белоснежный, полированный мрамор создает впечатление выполненного из фарфора
Использован итальянский каррарский мрамор, отечественные камни лабрадор, красный гранит, порфир и яшма
Иконостас церкви Пимена Великого в Новых Воротниках
В конце XIX – начале XX веков стали создаваться иконостасы из новых, ранее не используемых для этого, материалов. Вот, например, церковь Пимена Великого в Новых Воротниках. Воротники в названии слободы означают не деталь одежды, а сторожей у ворот, которые селились в этой местности и дали ей название.
Сама церковь старая: в камне была выстроена в 1702 году на месте сгоревшей деревянной, потом не раз достраивалась. А в 1897 году по проекту архитектора Ф.Шехтеля были обновлены интерьеры храма и был создан иконостас, не имеющий аналогов в Москве. Он выполнен из итальянского мрамора и украшен неглубокой, но четко читаемой резьбой.
Так как церковь имеет главный престол (в честь Святой троицы) и два боковых придела (в честь святого Пимена и Владимирской иконы Божией матери), то соответственно подобает иметь три иконостаса. Но здесь три отдельных иконостаса объединены в единую трехчастную композицию
Посмотрите на фото 1912 года: иконостас практически не изменился и дошел до наших дней таким, как его создавал великий Ф.Шехтель. Возможно, этому способствовало и то, что храм в советское время не закрывался, правда, одно время он был оплотом обновленцев – т.е. течения, поддерживающего советскую власть и выступавшего против патриарха.
Все три иконостаса двухъярусные. Помимо иконостаса, из мрамора выполнена решетка вокруг предъалтарного пространства. А вот отдельно стоящие киоты с иконами сделаны из дерева и только расписаны под мрамор. Интерьеры этой церкви я видела только при неярком освещении свечей и ламп, которое дает резкие тени, подчеркивающие резьбу. Но посмотрите, как роскошно смотрится резной мрамор при ярком свете
Царские врата украшены изображениями пальмовых ветвей, а весь иконостас — виноградными лозами с гроздьями ягод
Не могу не сказать про роспись внутренних интерьеров храма: эта стилизация под древнерусское теремное зодчество выполнена с огромным художественным вкусом и фантазией и дарит вам ощущение сказки и волшебства. Росписи были выполнены воспитанниками Строгановского училища по эскизам Шехтеля. Я нашла информацию, что орнаменты храма исполнены по образцам М.А.Врубеля, а мне растительные узоры напоминают рисунки Билибина
Иконостас Храма Преображения Господня в Тушине
Удивительную перекличку с этим шехтелевским иконостасом являет собой заново созданный в наше время иконостас Храма Преображения Господня в Тушине. Нынешнее здание храма построено в конце XIX века по проекту архитектора В.О.Грудзина. В советское время храм был закрыт, колокольня и купол взорваны, помещения отданы под склады.
После возвращения храм был восстановлен в совершенно новом, даже новаторском, внутреннем убранстве. По замыслу, оформление храма должно быть таким, чтобы позволить православному из любой страны мира найти здесь частицу своей культуры. В итоге первая часть храма расписана фресками, а стены и потолок центральной части украшены мозаиками из натурального камня с минимальным вкраплением золотой смальты. Неяркие, но четко читаемые фигуры панно навевают образы древних катакомбных или пещерных храмов.
Сдержанному оформлению стен, лишенному открытого пафоса и пышного ликования, вторит одноярусный иконостас, в котором прочитываются аналогии не только с эпохой модерна, но и с древними грузинскими и греческими храмами
В 1994 году за мозаичное убранство храма Преображения Господня в Тушине пятеро художников были удостоены Государственной премии Российской Федерации. Впоследствии один из художников, Корноухов Александр Давыдович, был приглашен в Ватикан для создания мозаик в капелле Папского дворца к юбилею 2000 года. Эта капелла, по замыслу Папы Иоанна Павла II, должна была стать символом единения православной и католической культуры
Фарфоровый иконостас в храме Преображения Господня
А в Подмосковье, в городе Железнодорожный вот в этом храме Преображения Господня до наших дней сохранился уникальный фарфоровый иконостас начала прошлого века. На этом месте церкви ставились с XVII века. Нынешняя выстроена в конце XIX – начале XX века по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан, а на иконостас жертвовал купец Викула Морозов, владелец местной мануфактуры
Трехъярусный иконостас выполнен в нежных оттенках бело-розовой и лазоревой гаммы, с обильной позолотой. Не верится, что иконостасу более ста лет: краски очень чистые, сияющие, а блеск глазурованной поверхности и золота усиливает впечатление нарядности и торжественности. Мне особенно понравился белый голубь над царскими вратами, словно взмывающий из пике после крутого падения, но сфотографировать его отдельно не получилось
В храме помимо центрального престола освящены ещё два — во имя Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского. В боковых приделах, посвященных им, установлены иконостасы такого же вида, но поменьше. Высота иконостасов около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, боковых по 5 метров.
Состоит иконостас из разнообразных и сложных скульптурных и геометрических форм: колонки с канелюрами, карнизы разного профиля, барельефы с растительным узором, медальоны, объемные орнаменты. А ведь все эти элементы не просто сформованы и вылеплены, они ещё и обжигались при температурах выше тысячи градусов, что и обеспечило иконостасу такую долговечность
Создан иконостас на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод) по проекту профессора архитектуры В.А.Косякова и скульптора Н.В.Анненского. Всего фабрика М.С.Кузнецова изготовила 38 подобных иконостасов, которые были установлены в разных городах России. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Интересно, что к фарфору, как к материалу для создания иконостаса, вновь обратились в XXI веке. Вот, например, храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове. Это целый комплекс Патриаршего подворья на Борисовских прудах, куда входят надвратная звонница, часовня, воскресная школа и дом причта
Весь комплекс выполнен в византийском стиле. Храм Живоначальной Троицы завершен строительством в 2004 году
Иконостас выполнен Санкт-Петербургскими мастерскими под руководством художника Ю.Волкотруба в традициях уже упоминавшихся Кузнецовских мастерских XIX века
Сама я не смогла сделать фотографии иконостаса, поэтому покажу то, что удалось найти на просторах интернета
В оформлении широко использована позолота. Все иконы для иконостаса написаны вновь, современным иконописцем
Иконостас Крестовской часовни
Но, пожалуй, самое большое впечатление из современных интерьеров на меня произвел иконостас и всё убранство в целом Крестовской часовни. Часовня расположена на территории Знаменского храма, воистину провидением Господним уцелевшего в кольце Рижской эстакады после многочисленных планов по сносу
Сначала буквально два слова про иконостас самогО Знаменского храма. Он выполнен в конце XIX века именно для этой церкви, а она никогда не закрывалась. Деревянный, резной, позолоченный иконостас в центре пятиярусный, в боковых пределах двухъярусный. Иконы второго яруса размещены в круглых медальонах, украшенных пламеневидными кокошниками. Часть верхних образов увенчана трехлопастными кокошниками
Теперь о Крестовской часовне. Первоначальная часовня была разрушена в советское время, а ведь именно хранившийся в ней крест дал название всей местности — Крестовская застава, а потом и Крестовский мост, Крестовский универмаг. Это крест был сооружен в память о встрече мощей святителя Филиппа, переносимых в Успенский собор Кремля из Соловецкого монастыря. Сейчас крест установлен на престоле, уступами облицованном расписной и рельефной керамикой. Словно бы фоном кресту служит некое подобие киота, заполненной фигурной керамикой с растительным узором и позолотой
Зеркально, у противоположной стены, расположен керамический киот, с такими же формой навершия и заполнением фигурной керамикой, как у креста. Обратите ещё внимание, какой красивый в часовне пол
Крест и икона расположены по обе стороны от иконостаса, силуэтом напоминающего иконостас Храма Христа Спасителя
Оформление иконостаса, киота и обрамления креста выполнены в едином стиле, с одинаковыми заполнениями плоскостей, орнаментами, медальонами и барельефами
Очень впечатляет тщательная, просто ювелирная проработка и исполнение каждой детали
Я так и не нашла, кто и где сотворил это чудо. Есть только информация, что часовня воссоздана на пожертвования банка «Зенит», Татнефти и семьи Соколовых.
В Крестовской часовне обращает на себя внимание также современная икона Николая-чудотворца, выполненная из полудрагоценных камней в стиле флорентийской мозаики
По площади часовня очень маленькая, но зато вверх, к небу и свету, она устремлена на всю высоту двух ярусов и купола
Как увидеть необычные иконостасы Москвы
С особой радостью отмечаю, что все, о чем здесь рассказано, доступно для посещения. В том же порядке, как описывала храмы, буду рассказывать, как до них добраться.
Троице-Сергиева Лавра – это самый удаленный из описанных объектов. Как туда добраться, лучше посмотреть на сайте Лавры — там подробно все описано: и как добираться, и где остановиться, где поесть, что посмотреть. От себя замечу, что в Троицкий собор обычно собирается большая очередь желающих приложиться к мощам Сергия Радонежского. Поэтому, если вам удалось добраться в Лавру пораньше, до основного потока паломников (часов до 11), то лучше сразу занять очередь. Если вы хотите только осмотреть интерьеры храма, то можно пройти без очереди в любое время, если храм не переполнен.
Благовещенский собор относится к Музеям Кремля, поэтому график работы и условия посещения смотрите на сайте Музеев Кремля. Это единственный из описанных объектов, куда возможен только платный доступ. Музеи Кремля имеют федеральное подчинение, поэтому тут не действует правило третьего воскресенья месяца, когда вход в городские музеи бесплатный. НО: билет на временные выставки Музеев Кремля (а как правило, это эксклюзивные и очень интересные выставки) дает вам право осмотреть храмы на Ивановской площади. Так что можно объединить два культурных мероприятия.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях находится по адресу ул. Новозаводская, д.6. Это 500 метров от северного входа станции метро Фили. Около храма, вдоль улицы Новозаводской, есть большая бесплатная парковка. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Верхний храм Спаса Нерукотворного, про иконостас которого я рассказывала, доступен для посещения только в летнее время, с 01 мая по 14 октября. В остальное время туда можно попасть только предварительно договорившись об экскурсии по тел. (8) 915-278-94-93.
Храм Живоначальной Троицы в Останкине находится рядом с музеем-усадьбой Останкино, на берегу Останкинского пруда. Официальный адрес: ул. 1-я Останкинская, д.7, стр.2. Как добраться общественным транспортом, можно посмотреть на сайте храма. Напротив церкви есть большая бесплатная парковка.
Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком-Лыкове входит в храмовый комплекс подворья Покровского женского монастыря (сам монастырь находится на Таганской улице и больше известен как место, где почивают мощи Матроны Московской). Вся территория подворья ограждена и пройти к храму можно только войдя через основной вход у Успенской церкви, т.е. ориентироваться надо на ворота около ул.Одинцовская, д.24с8. Далее по территории подворья идти к храму. Как добираться общественным транспортом лучше посмотреть на сайте монастыря. Оформленной автопарковки нет, но можно оставить машину либо в начале Туркменского проезда, либо вдоль Одинцовской улицы.
Марфо-Мариинская обитель находится на Большой Ордынке, 34 — буквально 5 минут от метро Третьяковская. Это зона платной парковки, но около обители парковочных мест почти нет, надо искать в переулках. Искренне советую посетить обитель в период цветения или хотя бы зеленого покрова растительности – это очень красивое и ухоженное место.
Церковь Климента Папы Римского Климент расположена на ул. Пятницкая, 26, стр.1 – вообще одна минута от метро Третьяковская. С парковками тут напряженка: около храма их нет, надо искать в переулках, а это всё зона глубоко платных парковок.
Храм Христа Спасителя – метро Кропоткинская. В праздники доступ может быть замедлен из-за большого наплыва посетителей.
Церковь Пимена Великого находится в Нововоротниковском переулке, д.3, всего 2 минуты от метро Новослободская. Парковки вокруг платные, но место найти трудно и дворы закрыты шлагбаумами.
Храм Преображения Господня в Тушино расположен на Волоколамском шоссе, д.128 – это прямо перед МКАД. Совсем рядом железнодорожная платформа Трикотажная Волоколамского направления. Как доехать общественным транспортом лучше узнать на сайте храма. Около церкви есть большая бесплатная парковка.
Преображенский храм в г. Железнодорожный имеет официальный адрес Московская обл., г. Железнодорожный, м/р Саввино, пл. Преображения, стр.1, и на ограде храма табличка гласит об этом же. Но почему-то Яндекс и навигатор не воспринимают этот адрес и предлагают совсем другой микрорайон Железнодорожного. Ориентироваться надо на пересечение улиц Интернат и 1 Мая или на Саввинское кладбище. Перед храмом есть большая парковка. Как добираться общественным транспортом лучше посмотреть на сайте храма.
Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия Крещения Руси в Орехове-Борисове расположен на Каширском шоссе, д.61а. Если пешком, то проще всего идти от северного выхода метро Домодедовская вдоль Каширского шоссе по направлению в центр по нечетной стороне. Идти достаточно долго, минут 25. Круглые купола храмового комплекса вы вскоре увидите и сможете на них ориентироваться. Общественным транспортом можно добираться от станций метро Домодедовская, Орехово, Шипиловская (на сайт храма вас не отсылаю – там нет пояснений по транспорту). Со стороны Каширского шоссе есть большая бесплатная парковка.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится во 2-м Крестовском переулке, д.17. Это совсем рядом с метро Рижская, только придется покружить по подземным и наземным переходам. Парковки тут платные и их мало.
Все описания и фотографии не просто
хороши, они великолепны, спасибо автору .
Спасибо! Очень рада, что понравилось.
Искала иконостас для молитвы в дороге. Спасибо огромное!