Английский клуб на Тверской улице Москвы располагается в здании причудливой судьбы – сначала старинная усадьба, потом долгое время элитный Английский клуб, недолго – госпиталь, затем Музей революции, а ныне – Музей современной истории России. В своем обзоре я хочу показать, что осталось в этом здании именно от времен Английского клуба. Сначала отмечу, что это единственный на всей Тверской улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками
Эта часть города застраивалась издавна, но первый каменный дом здесь возвёл в 1780 году генерал-поручик А.М.Херасков – ныне эта постройка составляет центральную часть здания Английского клуба на Тверской улице
Сам Херасков был масоном и в его доме проходили тайные собрания первого в Москве масонского кружка. До сих пор во внешнем и внутреннем декоре дома сохранились символы масонской традиции, поэтому здание Английского клуба является непременным объектом экскурсий, посвященных следам масонов в Москве. В начале ХIХ века усадьбу на Тверской покупает граф Лев Кириллович Разумовский и перестраивает главное здание: в 1811 году появляется левое крыло, а в 1817 году – правое.
При наполеоновском нашествии дом уцелел от пожара, но интерьеры были безнадежно испорчены: французские солдаты устроили в доме скотобойню.
Именно при Разумовском усадьба обзавелась каменной оградой по линии улицы с двумя симметричными воротами и двумя калитками. Пилоны всех ворот увенчаны фигурами львов, которые обессмертил Пушкин в «Евгении Онегине», описывая въезд Татьяны в Москву:
«…Балконы, львы на ворота́х,
И стаи галок на крестах.»
После смерти Разумовского дом перешёл к князю Н.Вяземскому, который и продал его Английскому клубу в 1831 году. Вообще же история Английских клубов в России началась с последней трети ХVIII века, когда сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве появились джентльменские клубы. Они становились центрами общественной и политической жизни, во многом определявшими общественное мнение. Особенное значение Английский клуб имел в Москве. Это было элитное аристократическое собрание, членство в котором означало высокий статус и положение в свете. Приём новых членов был ограничен и осуществлялся только по рекомендациям, причем даже титулованные дворяне могли годами стоять в очереди и не успеть до конца жизни попасть в члены клуба.
Роль Английского клуба в общественной жизни столицы ярче всего, на мой взгляд, характеризует частое упоминание клуба в литературе того времени. Мы встретим это название в художественных произведениях, в дневниках и письмах А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, В.А.Гиляровского, В.А.Жуковского, Аксаковых, М.Н.Загоскина и многих, многих других. Классические фразы из «Горе от ума» «…Сок умной молодежи» и «Шумим, братец, шумим!» — это всё об Английском клубе. В первом томе «Войны и мира» описывается торжественный обед в Аглицком клубе в честь князя Багратиона, только происходил он не на Тверской, а по одному из прежних адресов клуба. Ведь прежде чем Английский клуб расположился в бывшей усадьбе графа Разумовского, он неоднократно менял своё местоположение.
Сейчас вход в здание бывшего Английского клуба на Тверской осуществляется через главное крыльцо центральной части строения. Мы попадаем вот в такое фойе
Этот вестибюль сохранил колоннаду, декор потолка и лестницу на второй этаж. Все балки потолка украшены одинаковыми изображениями жезлов, обвитых плющом, и трёх медальонов. На центральном медальоне изображена голова горгоны Медузы
Этот же мотив повторяется на решетке лестницы
Сейчас при подъеме по парадной лестнице нас встречает мозаичное панно на революционную тему, а во времена Английского клуба здесь висел портрет действующего государя-императора. Но мы смотрим на лепнину потолка, которая соответствует интересующему нас периоду
На период Английского клуба восстановлен и вход на второй этаж (рольставни в расчет не берем)
Посмотрите на кариатид с лицами идеальных пропорций
За этим входом начинаются залы музея, где располагается постоянная экспозиция. В самых первых залах ничего не напоминает об Английском клубе. А вот во втором или третьем зале можно увидеть колонны и пилястры из искусственного мрамора классического коринфского ордера
На потолке соответствующая стилистике лепнина
Стены зала в нижней своей части почти полностью закрыты экспозицией и, похоже, здесь ничего не осталось от прежних интерьеров
Единственный зал, интерьер которого сохранился со времен Английского клуба, – это Газетная комната
Дело в том, что кроме политических дискуссий, Английский клуб славился своей кухней, карточными играми и библиотекой. Так вот, библиотека клуба считалась лучшей в России и располагала богатейшим собранием русских периодических изданий начиная с 1813 года. Во времена отсутствия телевидения и интернета сюда приходили, чтоб узнать новости, – клуб выписывал множество российских и зарубежных газет и журналов. А читать их можно было как раз в комнате, называемой газетной
В газетной и библиотеке нельзя было громко разговаривать, уносить издания без соответствующего оформления и даже переносить их в другие залы – за это полагались штрафы. Такие правила устанавливал устав клуба. Ведь Английский клуб был одной из первых российских общественных организаций: все должности в клубе были выборные, а деятельность осуществлялась согласно уставу.
В газетной комнате нет музейных витрин с экспонатами, но в разных частях комнаты воссозданы фрагменты интерьеров клубных залов. Вот, например, фрагмент библиотеки
В нём мне больше всего понравилась лампа зелёного абажура, бронзовая, с патиной. Хотя и кожаные переплеты с золотыми надписями за стеклами шкафа тоже внушают уважение
Вот фрагмент фруктовой комнаты, т.е. помещения, где подавали легкие закуски, салаты, фрукты – по нынешним понятиям это было бы кафе или бар
Здесь заслуживает внимания тончайшей работы экран. Выполнен он из дерева, применена резьба и роспись
Такой же раритет – вот этот сервант для чайной посуды
Посмотрите, какими изящными бронзовыми накладками и эмалевыми медальонами он украшен
Кстати, о еде. В Английском клубе вообще много времени и внимания уделяли поварскому искусству. Не случайно А.С.Пушкин, описывая визит Онегина в Английский клуб, иронично замечает «…О кашах пренья слышит он». Кухня и повара клуба считались лучшими в России, а члены клуба отправляли на обучение в Английский клуб своих поваров. Роскошные обеды клуба славились по всей Москве
В газетной комнате сохранилось зеркало, вроде бы подлинно венецианское
Кстати, женщины в Английский клуб не допускались, даже в качестве прислуги, не говоря уже о гостях. За всю историю существования Английского клуба дамы могли посетить его лишь трижды, во время коронационных торжеств российских монархов. Но и тогда дамы удостаивались только завтрака и осмотра некоторых залов. Ныне все посетители могут любоваться роскошными интерьерами
Колонны и пилястры по моде тех лет выполнены из искусственного мрамора. Потолок и стены расписаны в технике гризайль – то есть рисунок, за счёт тоновых вариаций одного цвета имитирующий объём
А вот точь-в-точь такой же декор стены, но уже частично выполненный в объеме
В некоторых арках расположены объёмные барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии
На потолке в трех круглых плафонах росписи
Изображены в плафонах музы – покровительницы искусств и наук, ведь назначение комнаты — просвещение
Кстати, слово «музей» произошло от греческого названия храма муз
На стенах светильники с зеркальной подложкой, чтобы за счет отражения получалось больше света
В газетной комнате великолепная люстра. Со слов экскурсовода, она подлинная, только переоборудована под электричество
После газетной экскурсантов обычно ведут в следующую комнату. Будучи в Английском клубе дважды и с разными экскурсоводами, я слышала два её названия: говорильня и инфернальная. Говорильня – потому что в ней могли без помех беседовать на разные темы, а инфернальная, то есть адская, — потому что в ней играли в карты и проигрывались по-крупному. Как бы то ни было, сейчас в этой комнате от интерьеров практически ничего не осталось. Здесь интересны колонны, украшенные резьбой …
…и подлинные светильники. Большая люстра, помимо тончайше выполненного замысловатого узора, интересна фигурой крылатого ангела в центре и многочисленными фигурками не то воинов, не то охотников, расположенных по окружности. Меня больше всего поразило, что тщательно выполнены не только луки в руках воинов, но и тетива на них (!)
В инфернальной есть ещё светильник поменьше
В этом зале в витринах и без выставлены различные экспонаты музея. Например, каминные часы, Париж, XIX век
Ещё здесь воссоздан интерьер кабинета старейшины Английского клуба (конец XIX – начало XX века)
Следующий зал, в котором воссозданы элементы декора XIX века, — это зал с камином. Вот общий вид потолка
На потолке росписи в стиле гризайль обрамляют центральный плафон. Эти росписи содержат изображения как чисто декоративных элементов – венков, щитов, рога изобилия и т.п. – так и мифологических сцен
Но основное внимание приковывает к себе, конечно, живописный плафон в центре потолка
Зал имеет не строго прямоугольную форму, с одного конца он завершается полуротондой. Свод этого алькова расписан изображениями гирлянд, листьев аканта, рогов изобилия, а полукруглая форма подчеркнута сильно выступающим карнизом с богатым лепным декором
Именно здесь, между колоннами, находится камин, по которому этот зал называют иногда каминным
Мраморный камин по торцу каминной полки украшен медальонами с римскими профилями
Вертикальные стенки камина также украшены резными мраморными барельефами
При моем первом посещении музея насколько лет назад этот камин мне совсем не запомнился: либо он был так «вписан» в музейную экспозицию, что растворялся в ней, либо вообще был закрыт. При моём последнем посещении в каминном зале была только экспозиция живописи, никаких витрин или отдельно стоящих экспонатов не было, только полотна на стенах – соответственно, и зал смотрелся более цельно и значимо, как самостоятельная экспозиционная единица. Также в этом зале обязательно надо обратить внимание на люстры
Они опять-таки подлинные, переоборудованные под электричество. Насколько позволяет камера, пытаюсь показать эту тонкую работу. Здесь самые разнообразные фигуры и образы: девы, ангелы с крыльями, факелы с венками
После каминного зала следует целый ряд комнат, в которых сохранились лишь отдельные элементы декора, относящегося к интересующему нас периоду. Вот, например, зал с очень интересным потолком: в прямоугольник потолка вписан шестиугольник, а в него – круг, являющийся основанием купола
Углы и не занятая куполом часть потолка украшены лепниной с изображениями грифонов, крылатых дев, венков и масок
В другом зале по периметру потолка идет очень своеобразная лепнина, даже с неким подобием кронштейнов, украшенных изображениями фигур, — не припомню, чтобы где-то довелось ещё такую видеть
В следующем зале, кроме лепнины по периметру потолка, над дверями восстановлены барельефы на исторические или мифологические темы
Есть ещё один крупный зал с восстановленными потолочными росписями на бочкообразном своде
Экскурсоводы про него ничего не рассказывают. На мой вопрос, всегда ли здесь были росписи гризайль или это упрощенное восстановление, мне ничего внятного не ответили
В завершение напомню, что сейчас в этом здании располагается Музей современной истории России. Хотя темой моего рассказа был только Английский клуб, экспозиция музея тоже заслуживает внимания. Она охватывает период примерно с начала ХХ века и до наших дней, здесь уже представлены нулевые годы нынешнего века. Памятные вам предметы, лица, события вы увидите в новом свете, совсем с иного ракурса. Так что каков бы не был ваш возраст, вы сможете ощутить себя частицей истории и современником исторических событий.
Как попасть в Английский клуб
Бывший Английский клуб, ныне Музей современной истории России, расположен по адресу ул.Тверская дом 21. Ближе всего добираться от станций метро Тверская и Пушкинская. На этих станциях выходить при движении из центра в начало состава, далее идти на ту сторону Тверской, где Макдональдс
Музей работает с 11ч до 19ч, понедельник выходной. Билет стоит 250 рублей, есть льготы для пенсионеров, студентов вузов и других категорий посетителей. Музей не относится к Департаменту культуры Москвы, поэтому здесь нет бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца.
В музее можно заказать экскурсии как обзорные, так и тематические. Хочу обратить ваше внимание на то, что музей исторический и если вас интересует история дома и архитектурно-искусствоведческая тематика, то надо уточнить, будет ли освещаться на экскурсии эти вопросы и насколько глубоко.
Позор тем, кто уничтожил историческую память о Великой Социалистической революции в России. Противно, вытерли, экспонаты не выбросили, уверена, на них деньги делают уничтожители истории.
Мой рассказ посвящен именно особняку, о чём я уточняла в самом начале обзора. Что же касается Музея революции, который был преобразован в Музей современной истории России, то я бы так однозначно не говорила об уничтожении памяти. Например, во дворе по-прежнему стоит броневик революционной эпохи, а сгоревший во время путча 1991 года троллейбус убран после многих лет экспозиции. Нынешний музей рассказывает об истории России с начала ХХ века и в постоянной экспозиции всегда освещаются революционные события. В юбилейном 2017 году выставки, посвященные 1917 году, сменяют одна другую. А то, что поменялся взгляд на события – так ведь не зря история самая субъективная наука.
Спасибо за интересный рассказ. Что касается комментария, то меня больше всего умиляет, что изменения возмущают сторонников коммунистов, которые сами наводили такие изменения в своё время, что до сих пор разгрести нельзя.
А кто больше всего уничтожил исторические памятники России, рушили церкви храмы , а в тех, что оставались, устраивали склады и т. п.
Спасибо! Было интересно прочесть!
Спасибо за фото и описание интерьеров клуба. С большим интересом читаю книгу В.А.Гиляровского «Москва и москвичи». Ваши иллюстрации прекрасно дополняют главу книги «Львы на воротах».
Спасибо за интересный и содержательный рассказ.Непременно в ближайшее время посетим это интересное место,являющееся иллюстрацией ко многим произведениям русской классической литературы.С уважениемО.В.
Читаю как раз Гиляровского, главу про московский английский клуб. Очень подробно описывает он жизнь членов клуба в те времена.